Проблема наркозависимости не знает границ ни государственных, ни религиозных. Единой схемы эффективного лечения наркомании нет, а врачи и пациенты регулярно сталкиваются с разного рода психологическими и социальными проблемами. Руководитель послелечебной программы наркологической клиники «Спасение», специалист по этнокультурной компетентности и межкультурному взаимодействию Андрей Вахидов рассказал ЭМ о том, почему специалистам в области наркозависимости важно знать правду об исламе и мусульманах, как лечить наркоманов и как мусульманам уберечься от этой болезни.

— Этнокультурная компетентность и наркология. Казалось бы, такие разные понятия. Что же их сближает?

— В последние годы проблемы межкультурного взаимодействия возникают практически в любой сфере, в том числе и при лечении патологических зависимостей. На нашем тренинге мы стараемся привлечь внимание специалистов к важности учета межкультурных различий при консультировании представителей других национальностей. Для специалиста, работающего в реабилитационном пространстве, человеколюбие — это не просто нравственная добродетель. Это важнейший профессиональный навык.

Но когда средства массовой информации целенаправленно очерняют ислам и представляют его в неприглядном свете, даже людям образованным трудно избавиться от стереотипов о том, что ислам — это средневековье, а мусульмане — рассадники терроризма. Люди, которые ежедневно слышат по телевидению и радио, что ислам — это зло, начинают в это верить. Но когда мусульманин приходит на прием к врачу, тот не может находиться в плену ложных представлений и должен видеть перед собой не «носителя зла», а обычного человека, который нуждается в квалифицированной помощи.

— Рассказывая об исламе, вы помогаете избавиться от ложных клише?

— Наша цель — развеять стереотипы, обыграть поведение в типичных ситуациях и подготовиться к переносу полученных знаний и навыков на нестандартные ситуации. Участники тренинга узнают о психологических различиях между представителями коллективной и индивидуальной культур, с какими трудностями можно столкнуться при реабилитации этнического мусульманина. Например, человек отказывается есть свиное мясо; хочет помолиться в определенное время, не хочет общаться с психологом-женщиной или обсуждать определенные темы, которые табуированы в его культуре. Такое поведение может вызвать непонимание, и я даю ключи к решению таких вопросов.

— Как воспринимают информацию об исламе и мусульманах люди других конфессий?

— По-разному. В основном проявляют интерес, у людей происходит перезагрузка. Если слушатель некоторое время жил в мусульманской стране или имеет друзей среди мусульман, то чаще всего он настроен очень дружелюбно. Но бывают, что люди не могут скрыть своей враждебности. Как правило, это связано с личными обидами, которые трудно забыть. Но это единичные случаи. Но иногда работают стереотипы, когда люди с учеными степенями судят о мировой религии по одному эпизоду или по какой-то транслированной фразе. В целом же проблема актуальна, и тренинги проводятся регулярно, а значит, поставленные цели достигаются.

— В нашем обществе превалирует крайне негативное отношение к наркоманам. Вы считаете это правильным?

— Прежде всего давайте определим, что такое наркозависимость и чем она не является. Это не слабость характера, не отсутствие силы воли и не безнравственность. Это заболевание, и в современной отечественной медицине таких людей называют наркологическими больными. Наркоман — это прежде всего человек, который в какой-то жизненный момент попал в непростую ситуацию и нуждался в поддержке, но в итоге, пытаясь сбежать от проблем, пошел разрушительным путем изменения своего сознания и своих ощущений.

— В некоторых мусульманских странах за распространение и даже за употребление наркотиков предусмотрена высшая мера наказания.

— Дело в том, что в Шариате запрещённым считается прием любых веществ, изменяющих сознание. Причина этого раскрывается в Коране: всё опьяняющее и одурманивающее становится причиной взаимной вражды и ненависти и отдаляет людей от поминания Всевышнего. Коран также запрещает любые действия, которые могут привести к смерти человека. Наркотики – это хамр (опьяняющее, одурманивающее), муфаттир (расслабляющее, притупляющее), хабаис (мерзкое, отвратительное, нечистое), мудырр (вредное). Это основополагающие понятия, избавляющие от перечисления всех наркотических препаратов, психотропных веществ и их прекурсоров. Поэтому мусульманские ученые единодушны в том, что все виды наркотиков в любых формах запретны. Я не встречал ни одного муфтия, имама или муллу, который бы говорил, что водка — это харам, но пива немного можно.

— С чего следует начать наркоману, если он решил «завязать»?

— Прежде всего нужно осуществить детоксикацию организма, то есть очистить его от накопившихся токсинов. Дальше следует обратиться за платной или бесплатной помощью. Платную помощь можно получить в реабилитационных центрах со стационарными или амбулаторными программами. Если есть возможность выбора, то стационар предпочтительнее. Бесплатная помощь оказывается только наркологическим больным, которые состоят на учете. В коммерческих центрах это происходит анонимно. Есть также сообщества анонимных наркоманов, на таких собраниях люди делятся опытом избавления от зависимости. Помещение таких мероприятий тоже бесплатно.

— Какие методики лечения наркозависимости существуют сегодня?

— Спектр оказываемых в этой области услуг очень широкий: от врачей-специалистов до колдунов и шарлатанов, развешивающих на заборах объявления типа «Лечу алкоголизм рунами». Когда человек сталкивается с такой проблемой, он готов поверить во что угодно. А российская ментальность такова, что люди хотят получить быстрый результат и очень часто принимают неверное решение вместо долгого, но верного пути. Это связано как с ограниченными возможностями, так и с самим отношением к проблеме. Люди надеются на полное излечение, а наркомания — болезнь неизлечимая. То есть вылечить наркомана полностью невозможно, он все равно останется наркоманом. Но улучшение качества жизни – это достижимо. Человек перестает употреблять наркотики, меняет свои привычки, направляет свою жизнь на созидание, а не на разрушение. Выздоровление в данном случае — это эмоциональная зрелость, а зрелость — это умение брать на себя ответственность за свое поведение.

— А среди медицинских методов какие наиболее эффективны?

— Методик огромное множество. Люди «кодируются», «подшиваются», но блокираторы — это временное решение, которое очень часто приводит к рецидиву и точно не сделает человека счастливее. Самый распространенный метод лечения зависимостей на сегодняшний день — реабилитация в терапевтическом сообществе. По форме они напоминают коммуны Макаренко. Человек помещается в безопасную среду, где нет наркотиков и алкоголя, где запрещена агрессия, где учат работать со своими чувствами. В такой среде нет горничных или поваров, люди готовят себе сами, сами убирают за собой, и длительный период находятся рядом друг с другом, помогают друг другу, передают приобретенные навыки новым членам сообщества. Разумеется, пребывание в этой среде осуществляется по определенной программе и корректируется специалистами. Это позволяет выработать устойчивую мотивацию к выздоровлению.

— Проводится ли какая-нибудь работа с родственниками наркозависимых – женами, мужьями, родителями?

— Без этого профессиональная помощь не будет действенной и полноценной. После выздоровления к родным и близким возвращается, по сути, другой человек, с другими манерами поведения или привычками. Нужно учитывать и то обстоятельство, что в период наркотической зависимости семья привыкает к определенным формам взаимодействия. Болезнь скрывается внутри семьи, о ней не говорится вслух. В семье появляются правила: не говори, не чувствуй, не доверяй. Близкие подавляют дискомфорт, связанный с такой жизнью. Это может длиться годами, десятилетиями. Грубо говоря, жена растворяется в муже-наркомане, мать в сыне-наркомане, и живет только его жизнью. Наркоман становится беспомощным, о нем надо заботиться, спасать от правоохранительных органов, закрывать его долги, скрывать его проступки. У самих родных появляются обиды, гнев, страх, вина, накапливаются страдания. Поэтому, когда люди обращаются за профессиональной помощью, специалисты реабилитационных программ начинают работать с родственниками в том числе. Психологи и социальные работники помогают развеять иллюзии, преодолеть самообман, обучают, как распознать свои чувства, как отделить себя от больного. Созависимость – это проблема, и её надо решать.

— Можно ли избавиться от наркомании посредством чтения Корана?

— В моей практике таких случаев не было. Я за комплексный подход. Болезнь поглощает всю сущность человека, и лечить нужно и тело, и психику, и дух.

— Некоторые мусульманские деятели утверждают, что среди мусульман нет наркоманов и что наркоман не может быть мусульманином. Что вы думаете по этому поводу?

— Если мы говорим про болезнь, то заявление о том, что мусульмане не болеют, выглядит по меньшей мере странным. Первое, что надо делать, — отказаться от такой «страусиной» политики. Успешное лечение наркомании возможно только при единственно правильном отношении к ней как к болезни.

— Какую работу с наркозависимыми можно проводить в мечетях?

В первую очередь, вести разъяснительную работу среди молодых мусульман, особенно приезжих, оказавшихся вдали от дома и привычного круга общения. Известный психолог Карл Юнг сравнивал наркомана с человеком, ищущим Бога. Он сравнивал первое эйфорическое опьянение с глубоким духовным переживанием. Я бы сказал, что такое духовное переживание человек может испытать, например, при посещении Мекки. Почему люди становятся наркоманами? Звучит банально, но бытие действительно определяет сознание. Мы смотрим художественный фильм, в котором главный герой испытывает трудности. И что же он делает? Он садится, закуривает, глубоко затягивается, и наступает облегчение. Это просто пример. Тяжело? Закури. Плохо? Выпей. Людей не учат тому, что если тебе плохо, соверши омовение и помолись, обратись к Богу. Эти вопросы закрыты для обсуждения. Да и в мечетях не говорят о наркомании и других социальных проблемах, и не удивительно, что люди пытаются самостоятельно разбираться со своими трудностями.

Полагаю, если в мечетях будут созданы условия для того, чтобы люди, столкнувшиеся с жизненными трудностями, могли поделиться своими проблемами и найти поддержку среди братьев, то вероятность их приобщения к наркотикам будет очень мала. Каждый из нас нуждается в защитных механизмах, помогающих совладать со стрессовой ситуацией. Если у человека есть четкое понимание того, что делать в такой ситуации и как преодолеть кризис, то ему нет необходимости идти за тем, что от лукавого. В джамаате каждый может найти духовную опору.

Беседовала Галина Бабич