Эксклюзивное интервью информационному агентству 1news.az от 18 марта 2007 г.

В беседе с Эльмиром Кулиевым мы поинтересовались его последними работами и новыми творческими достижениями.

— В конце прошлого года мы совместно с Московским Исламским Университетом завершили работу над подготовкой экспериментального учебника «Основы мусульманской культуры», рассчитанного на преподавание в средней школе. На мой взгляд, нам удалось объективно осветить многие вопросы, связанные с историей возникновения ислама, духовно-нравственными ценностями религии и вкладом мусульманского мира в развитие мировой цивилизации. В настоящее время в рамках проекта, реализуемого Институтом стратегических исследований Кавказа, мы занимаемся изучением религиозного фактора в контексте геополитики и геоистории, исследуем вопросы культурной безопасности Азербайджана.

— Как Вы оцениваете состояние ислама в азербайджанском обществе?

— Говоря об этом, полагаю, следовало бы выделить два важных аспекта: религиозную ситуацию в стране и уровень развития самого ислама. Религиозная ситуация в Азербайджане в целом стабильная, и это можно расценить как результат позитивного диалога между соответствующими государственными органами и религиозными общинами. Принятый еще в 1992 году Закон «О свободе вероисповедания» вполне либерален и практически не ограничивает деятельность религиозных общин. Вместе с тем, на мой взгляд, некоторые положения этого закона нуждаются в изменении, поскольку они не соответствуют характеру общественного развития страны. Деятельность религиозных общин как организаций гражданского общества должна быть прозрачной и для государства, и для общества. Считаю, что все религиозные конфессии или центры, проходя регистрацию, должны четко и ясно изложить основные вопросы своего вероучения и религиозной практики, а также свое отношение к азербайджанской государственности и законам страны. Такая социально-религиозная программа должна представляться в государственный орган, ответственный за регистрацию, наряду с уставом общины и другими документами. Впоследствии она должна быть доступна широкой общественности, чтобы каждый желающий имел возможность ознакомиться с ней до того, как он станет прихожанином этой общины. Конечно же, такие вопросы могут быть решены только на законодательном уровне.

Что касается развития ислама в Азербайджане, то этот процесс тесно связан с состоянием нашей нравственности и духовности. На протяжении многих веков культура и ментальность азербайджанского народа формировалась под влиянием исламских ценностей. Это можно сказать не только о мусульманском, но и о немусульманском населении страны. Все мы воспитаны на общечеловеческих ценностях ислама. Высокая толерантность азербайджанцев, которая по праву считается неотъемлемой частью нашего культурного наследия, тоже тесно переплетается с исламской духовностью и кораническими принципами межрелигиозного общения.

Безусловно, мы не можем закрывать глаза на такие негативные явления, как низкий уровень религиозной культуры и религиозного просвещения. К сожалению, это имеет место, и от того, насколько правильными и эффективными будут принятые в этом направлении меры, зависит дальнейшее развитие не только ислама в Азербайджане, но и общества в целом.

— В этой связи считаете ли Вы правильным преподавание религии в средней школе?

— Я уже говорил о своем вкладе в подготовку соответствующего учебного пособия, разработанного Московским Исламским Университетом. Несмотря на это, я лично не поддерживаю идею преподавания религии или основ религии в наших средних школах, по крайней мере, на нынешнем этапе. С одной стороны, мы не располагаем достаточным количеством квалифицированных кадров, способных правильно разъяснять учащимся тонкости религиозной культуры. С другой стороны, учащиеся должны приобретать знания, которые общество способно правильно воспринять и усвоить. К таким знаниям можно отнести национальные нравственно-этические ценности. Поэтому я за преподавание основ нравственности, причем не только в школах, но и в дошкольных учреждениях. Воспитание детей и подростков в духе уважения к старшим, любви и почитания национальных традиций, на мой взгляд, входит в прямые обязанности образовательных учреждений. И еще — если говорить о совершенствовании учебной программы, то, считаю, мы, прежде всего, должны пересмотреть наше отношение к теории эволюции и естественного отбора, которая оказывает большое влияние на формирование личности подростков. И здесь речь идет не столько о поддержке религиозной концепции возникновения жизни, сколько о восстановлении научной справедливости. Не случайно, что в США еще в 1935 году был принят закон, запрещающий преподнесение дарвинизма в школах как научного факта.

— Нам известно, что недавно Вы совершили поездку в Казахстан, где выступили с лекциями. Каковы Ваши впечатления от религиозной жизни в Казахстане?

— Я действительно побывал в Казахстане, где при поддержке Духовного управления мусульман страны были организованы семинары для студентов ряда вузов. Встречи с представителями научной общественности и интеллигенции прошли весьма оживленно, интересно, и увиденное мной помогло мне лучше понять некоторые особенности религиозной ситуации в этой стране. Государственно-религиозные отношения в Азербайджане и Казахстане имеют много общего, хотя вполне естественно, что решение возникающих проблем определяется местной спецификой. Признаюсь, мне очень понравилось, что казахстанцы ценят свои национальные традиции, прекрасно знают свою историю и культуру, с гордостью говорят о своей принадлежности к мусульманскому миру. И при этом они ориентированы на интеграцию в глобализирующееся мировое сообщество, на реализацию демократических принципов, на освоение новых технологий. Я верю, что мусульманские регионы постсоветского пространства не просто часть исламского мира. Нас объединяет множество исторических, географических и культурных факторов. И наши государства способны доказать, что в глобализирующемся мире есть место для мусульманских народов и что в интересах всего мирового сообщества отказаться от идеи столкновения цивилизаций и перейти к равноправному диалогу.

— Эльмир-муаллим, каким Вы видите будущее ислама в Азербайджане?

— Я бы не хотел останавливаться на возможных сценариях развития религиозной ситуации. Это тема для отдельного исследования. Но считаю, что существующие проблемы в сфере религии разрешимы, и религиозная ситуация далека от того, чтобы выйти из-под контроля. Поэтому хочу поделиться своим мнением о том, каким мне бы хотелось видеть ислам в нашей стране. Ислам — это не только религиозная практика, но и высокая нравственность, духовность, сознательность. Я часто говорю, что истинная вера помогает человеку выстроить правильные взаимоотношения с Аллахом, обществом и самим собой.

Взаимоотношения человека с Аллахом — это и есть религия в узком смысле, и это — личное дело каждого из нас. Взаимоотношения с самим собой — это вопросы психологии, и благодаря исламу человек может достичь духовной гармонии и спокойствия. А взаимоотношения с обществом: родителями, родственниками, соседями, товарищами, коллегами — это та самая область, которая должна регулироваться религиозной нравственностью. И здесь толкователями религиозных ценностей должны выступать не малочисленные религиозные группы, не миссионеры-иностранцы, а азербайджанская интеллигенция. Наши ученые должны глубже и серьезнее изучать вопросы религии, чтобы их ответы и наставления утоляли духовный голод молодежи. И тогда мы перестанем повторять навязанные нам мифы об исламской угрозе, а проповеди разного рода радикалов и сектантов попросту станут невостребованными.

http://1news.az/articles.php?item_id=20070318055815525&sec_id=7