Знай, что учёные разошлись во мнениях на счёт того, получит ли человек награду или наказание или избежит обоих последствий за деяние, которое не было совершено искренне ради Всевышнего Аллаха и содержит примесь показухи или корысти.

Деяние, которое было совершено только ради показухи, определённо оборачивается против человека и является основанием для ненависти [Аллаха к нему] и наказания. Деяние, совершённое искренне ради Аллаха, является основанием для награды. Разногласия есть только по поводу тех деяний, в которых искренность смешалась с другими мотивами. Очевидный смысл хадисов указывает на то, что за такое деяние человек не получит награды, но предания на этот счёт не лишены противоречий. Поэтому мы считаем — а Аллах знает лучше, — что нужно учитывать степень побудительной силы.

Если религиозная мотивация на одном уровне с личной корыстью, то в этом случае они сдерживают и компенсируют друг друга, и такое деяние не будет ни в пользу человека, ни против него. Если желание показать себя преобладает и перевешивает, то в этом случае деяние не только не принесёт пользы, но и навредит и повлечёт за собой наказание. Правда, это наказание меньше наказания за деяние, совершённое только для показухи и без намерения приблизиться к Аллаху. Если же желание приблизиться к Аллаху перевешивает примешавшиеся к нему иные мотивы, то человек получит награду в той мере, в которой религиозная мотивация преобладает [в его намерении], потому что Всевышний Аллах сказал: «Тот, кто содеял добро весом в пылинку, увидит его. И тот, кто содеял зло весом в пылинку, увидит его» (сура 99 «Сотрясение», аяты 7-8); «Аллах не совершает несправедливости даже весом в пылинку, а если поступок окажется благим, то Он приумножит его и одарит от Себя великой наградой» (сура 4 «Женщины», аят 40). А значит, благое намерение не может пропасть, и если оно перевешивает желание показать себя, то часть его, которая равноценна этому желанию, будет утеряна, а другая часть останется. Если же благого намерения меньше, то из-за него будет уменьшено наказание за испорченное намерение.

Объясняется это тем, что воздействие деяний на сердца связано с их качествами. Качество, побуждающее к показухе, губительно, а его пища и источник силы — действие в соответствии с ним. Качество, побуждающее к добру, является спасительным, и оно усиливается, когда человек поступает под стать ему. Когда два этих качества встречаются в сердце, они конфликтуют между собой, и если человек поступает для показухи, то усиливается первое качество, если же он поступает, чтобы приблизиться к Аллаху, то усиливается второе. Одно губит, а другое спасает. Если сила первого равна силе второго, то они сдерживают друг друга, и такой человек подобен страдающему лихорадкой. Если он примет то, что вредит ему, а вслед за этим — то, что снимает жар, в равноценном количестве, то он словно ничего и не принимал. Но если одно из средств пересилит другое, то оно обязательно подействует.

Как приём еды, питья или снадобий даже в малейшем количестве по закону Аллаха не проходит бесследно для нашего организма, так и добро и зло весом в пылинку не проходят бесследно для сердца, либо освещая его, либо оставляя на нём чёрные пятна, либо приближая к Аллаху, либо отдаляя от Него. И если человек совершает то, что приближает его к Аллаху на пядь и в то же время отдаляет от Него на пядь, то он остаётся на прежнем месте, и его поступок не поможет ему, но и не будет против него. Если же он совершит то, что приблизит его к Аллаху на две пяди, а отдалит от Него на пядь, то разница, несомненно, будет в его пользу. Как сказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Вслед за плохим деянием соверши благое, которое сотрёт его» [ат-Тирмизи]. Если поступок, совершённый только ради показухи, стирается абсолютно искренним поступком, совершённым вслед за ним, то в случае, когда эти два намерения соединяются, они обязательно теснят друг друга.

Это подтверждается и единым мнением уммы о том, что паломничество того, кто вышел в путь для совершения хаджа и заодно торговли, принимается и он получит награду за своё деяние, хотя к его намерению примешалось корыстное желание. Правда, можно возразить, что этот человек получит награду за обряды хаджа, когда доберётся до Мекки, потому что его торговля не зависит от них, а значит, он будет искренен в своём намерении; а что касается всего пути, в течение которого он имел смешанное намерение, то за него он не получит награды. Но правильнее будет сказать, что если основная побудительная причина — это хадж, а торговля — это вспомогательная и второстепенная цель, то в этом случае человек не будет лишён награды за саму поездку.

Другой пример: воины не [должны] чувствовать в душе разницы между сражением с неверующими на том участке фронта, где много трофеев, и на том участке, где трофеев нет вообще; но было бы неправильно говорить, что осознание этой разницы полностью лишает их награды за джихад. Справедливо будет сказать, что если основная побудительная причина и главная забота — это возвышение Слова Всевышнего Аллаха, а желание приобрести трофеи вторично, то оно не лишает человека награды. Разумеется, эта награда не сравнится с наградой того, кто вообще не помышляет в душе о трофеях, ибо, несомненно, такой интерес уже есть недостаток.

Ты можешь возразить, что аяты и хадисы указывают на то, что показуха, смешиваясь с намерением, уничтожает награду, и то же самое можно сказать о желании получить трофеи, заработать на торговле или других корыстных интересах, когда они смешиваются с намерением.

Тавус и другие табии рассказывали, что однажды некий мужчина спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о человеке, который делает добро или раздает милостыню и хочет заслужить и похвалу, и награду. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не знал, что сказать ему, пока не был ниспослан аят: «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (сура 18 «Пещера», аят 110) [аль-Хаким]. Этот человек искал одновременно и награду от Аллаха, и похвалу людей.

Му‘аз рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самая малость показухи — это приобщение сотоварищей к Аллаху» [ат-Табарани и аль-Хаким].

Абу Хурайра рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тому, кто приобщал сотоварищей к Аллаху в своих деяниях, будет сказано: "Возьми свою награду у того, ради кого ты совершал свои дела"». [Похожий хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи и Ибн Маджа со слов Абу Са‘да ибн Фадали аль-Ансари.]

Передают со слов ‘Убады [ибн ас-Самита], что Аллах говорит: «Я как никто другой не нуждаюсь в сотоварищах, и если кто-нибудь своим поступком приобщит ко Мне сотоварища, Я оставлю Свою долю тому, кого сделали Моим сотоварищем» [Малик].

Абу Муса рассказывал, что какой-то бедуин пришёл к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «О Посланник Аллаха, один сражается из племенной ревности, другой — чтобы проявить смелость, а третий — чтобы показать себя. Кто из них сражается на пути Аллаха?» Он ответил: «Кто сражается, чтобы возвысить Слово Аллаха, тот и сражается на пути Аллаха» [аль-Бухари и Муслим].

‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Вот вы говорите: "Такой-то стал шахидом", — а он, возможно, наполнил обе сумы своей верблюдицы серебром».

Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто переселяется ради каких-либо мирских благ, тому это и достанется». [Похожий хадис со слов ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда передал Са‘ид ибн Мансур, а аль-Бухари и Муслим передали его суть со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба.]

На наш взгляд, эти хадисы не противоречат сказанному выше, потому что в них речь идёт о тех, кто желает только мирских благ. В хадисе так и сказано: «Кто переселяется ради каких-либо мирских благ...» — то есть они заботят его больше всего. Как мы уже сказали, это — ослушание и несправедливость, и не потому что желать мирские блага запрещено, а потому что непозволительно домогаться их посредством проявлений религии, ибо это подразумевает показуху и искажает смысл поклонения. Слово ширка, где бы оно ни приводилось без уточнения, подразумевает равенство, и мы уже разъяснили, что если два намерения равновелики, то они сдерживают друг друга, и такое деяние не в пользу человека и не против него, и надеяться на награду за него не следует.

Кроме того, пока человек в равной мере желает близости к Аллаху и мирских благ, он находится в опасности, ибо неизвестно ему, какие мотивы в его намерении перевешивают и запишется ли это ему как грех. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (сура 18 «Пещера», аят 110). То есть неправильно надеяться на встречу с Аллахом, если противоположные мотивы равносильны, ибо в лучшем случае они компенсируют друг друга.

Можно сказать, что положение шахида достигается только благодаря искреннему участию в джихаде. Но неправильно говорить, что если человек был движим религиозными мотивами и хотел просто выступить в поход, даже если не будет добычи, а потом получил возможность выбрать между двумя группами неверующих, одна из которых богатая, а другая — бедная, и выбрал сражение с той, которая богатая, ради возвышения Слова Аллаха и ради трофеев, то он вообще не получит награды. И не приведи Аллах, чтобы дела обстояли не так, потому что это создало бы трудности в религии и привело бы мусульман в отчаяние, ибо избежать такого рода помыслов, смешивающихся с намерением и играющих вторичную роль, удаётся очень редко. Это приводит к уменьшению награды, но не разрушает награды целиком. Разумеется, человек в этом плане находится в большой опасности, ибо порой он думает, что его главный мотив — это стремление приблизиться к Аллаху, а на самом деле в его помыслах перевешивает личная корысть, и раскрыть это в высшей степени сложно.

Награду можно заслужить только благодаря искренности, а человек редко может быть уверен в своей искренности, как бы он ни оберегал себя. Поэтому он должен делать всё от себя зависящее и никогда не быть уверенным в том, примутся его деяния или будут отвергнуты, и должен опасаться, что у его поклонения есть недостаток, который принесёт ему больше бед, чем награды. Благоразумные люди всегда боялись этого, и каждый благоразумный человек должен быть именно таким. Потому и сказал Суфьян [ас-Саури], да помилует его Аллах: «Я не принимаю в расчёт мои видимые деяния». И сказал ‘Абд-аль-‘Азиз ибн Абу Раввад: «Шестьдесят лет я жил по соседству с Каабой и шестьдесят раз совершил хадж. И что бы я ни совершал ради Аллаха, я обязательно требовал от себя отчёт и заметил, что доля шайтана [в моих деяниях] превышала долю Аллаха, и хоть бы они были ни в мою пользу, ни против меня».

Вместе с тем нельзя отказываться от совершения благодеяния из-за опасения недостатков и показухи, потому что именно этого добивается шайтан. Цель — не потерять искренность, а тот, кто отказывается от совершения благодеяния, лишается и самого деяния, и искренности. Рассказывают, что какой-то бедняк прислуживал Абу Са‘иду аль-Харразу и подражал ему в делах. Однажды Абу Са‘ид заговорил об искренности в поступках, и бедняк стал проверять своё сердце и принуждать его к искренности при каждом поступке. Ему стало тяжело выполнять свою работу, и это начало доставлять неудобства шейху. Когда он спросил его, в чём дело, тот сказал, что пытается добиться от своей души подлинной искренности и что в большинстве случаев у него ничего не выходит, и поэтому он оставляет эти дела. Тогда Абу Са‘ид сказал ему: «Не поступай так. Искренность не прерывает деяния. Продолжать делать то, что делал, и старайся добиться искренности. Я не велел тебе оставлять дела, а велел быть искренним, когда совершаешь их». Как сказал аль-Фудайль [ибн ‘Ияд]: «Отказ от совершения деяния ради людей — это показуха, а совершение деяния ради людей — это проявление многобожия».

Из книги «Воскрешение наук о вере» Абу Хамида аль-Газали

Перевёл Анар Самедов