Священный Коран состоит из аятов, которые объединены в 114 сур. Арабское слово آيَةٌ āйа имеет несколько близких друг другу значений. В самом Коране оно используется в значениях ‘знамение’ (сура 30 «Римляне», аят 22), ‘знак’ (сура 2 «Корова», аят 248), ‘назидание’ (сура 26 «Поэты», аят 8), ‘чудо’ (сура 2 «Корова», аят 211), ‘удивительное событие’ (сура 23 «Верующие», аят 50).

В мусульманском богословии аят — часть коранического откровения, состоящая из одного или нескольких слов и имеющая обозначенные начало и конец. Соответствие между семантическим и богословским значениями этого слова очевидно: аяты Корана являются самостоятельными знамениями, отделёнными от предшествующих и последующих откровений, в соединении которых рождается чудо; они содержат ясные назидания и свидетельствуют о правдивости Божьего посланника.

Аяты Корана различаются по величине и количеству слов. Как правило, длинные аяты включены в длинные суры, а короткие аяты — в короткие суры. Однако встречаются и исключения. Например, длинная сура «Поэты» состоит из более 220 коротких аятов. Самые короткие аяты сложены всего из двух букв (сура 20 «Та ха», аят 1; сура 36 «Йа син», аят 1). Есть аяты, состоящие из одного (сура 55 «Милостивый», аят 64), двух (сура 93 «Утро», аят 1) и более слов. Самый длинный аят — ‘аят о долге’ (сура 2 «Корова», аят 282), который в современных изданиях Корана обычно занимает целую страницу. Следует знать, что мусульманские теологи разрешают использовать слово ‘аят’ в отношении как целых аятов, так и их частей.

В ранних списках Корана не было разделения текста на аяты. Со временем каллиграфы стали обозначать концовку аята особым разделительным значком фācила, а последняя буква аята получила название ‘разделительной’ (xарф фācила). В большинстве современных изданий Корана аяты имеют нумерацию. Однако общепризнанной системы разделения текста на аяты нет, поскольку между богословскими школами существовали разногласия на этот счёт.

Например, большинство улемов признавало, что сура «Открывающая» состоит из семи аятов. Однако между ними не было согласия относительно статуса басмалы, т. е. формулы بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ ‘Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного’. Куфийские и мекканские чтецы считали басмалу первым аятом в этой суре. В то же время мединские, сирийские и басрийские улемы считали её не частью суры, а разделительным аятом.

Кроме того, фрагмент «...путём тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших» они делили на два аята, благодаря чему количество аятов в суре достигало семи. При этом каждая из сторон обосновывала свою позицию умозрительными доводами. Принимавшие данный фрагмент за один аят ссылались на то, что его разделение нарушает созвучие концовок аятов в данной суре. С другой стороны, данный фрагмент значительно превышает по величине остальные аяты первой суры, что служит доводом в пользу противоположного мнения.

Согласно ас-Суйути, между чтецами не было разногласий относительно разделения на аяты лишь сорока сур: «Йусуф» (111 аятов), «Хиджр» (99 аятов), «Пчёлы» (128 аятов), «Различение» (77 аятов) и т. д. В четырёх случаях чтецы расходились во мнениях относительно членения текста на аяты, но не по поводу числа аятов: суры «Рассказ» (88 аятов), «Паук» (69 аятов), «Джинны» (28 аятов) и «Предвечернее время» (3 аята). В остальных семидесяти случаях разногласия касались и общего числа аятов, и деления текста на аяты.

Причина этого была в том, что при жизни Мухаммада сподвижники обучались Корану изустным путём. Читая откровение, Пророк обозначал завершение аятов паузами, которые не всегда совпадали с завершением мысли. Во многих случаях одни сподвижники расценивали паузу как завершение аята, а другие — нет. И поскольку эти расхождения не влияли на содержание и смысл откровений, мусульмане не придавали им особого значения. Некоторые считали, что Мухаммад обучил своих учеников разделению всех сур на аяты. Иными словами, основанием для разделения сур на аяты они считали таўkuф, т. е. божественное установление. В пользу такого мнения свидетельствуют два аргумента.

Во-первых, согласно последователям куфийской школы, схожие буквенные зачины в одних случаях считаются отдельными аятами, а в других случаях — частью следующего за ними аята. Например, формула йā-сuн считается отдельным аятом, а похожая на неё формула тā-сuн признаётся частью более длинного аята. Кроме того, буквосочетание кāф-хā-йā-‘айн-cāд считается одним аятом, а xā-мuм-‘айн-сuн-кāф делится на два аята.

Если бы сподвижники самостоятельно разделяли священный текст на аяты, то, очевидно, они использовали бы для этого какую-либо систему. В таком случае близкие по звучанию и количеству букв формулы получали бы одинаковый статус. А поскольку это не так, можно предположить, что сподвижники опирались на указания самого Мухаммада.

Во-вторых, традиция сохранила внушающие доверие предания о превосходстве ‘престольного аята’ (сура 2 «Корова», аят 255), о количестве аятов в отдельных сурах. Следовательно, разделение сур на аяты было известно ещё при жизни Мухаммада.

Согласно другому мнению, Мухаммад не обучал своих сподвижников чёткому разделению сур на аяты, и хотя большая часть аятов определена в соответствии с паузами, которые он делал при чтении Корана, начало и конец некоторых аятов были установлены самими чтецами.

На наш взгляд, это мнение наиболее предпочтительно, тем более что в разных областях Халифата традиционно распространились разные системы разделения и подсчёта аятов. Каждая из них связана с именем известного чтеца, который, в свою очередь, возводил её к одному или более авторитетным сподвижникам. Например, куфийский счёт связывают с именем ‘Али ибн Абу Талиба, мекканский — с именами Ибн ‘Аббаса и Убаййа ибн Ка‘ба, сирийский — с именем Абу ад-Дарды. Во многих современных изданиях, в частности выходящих в свет в Саудовской Аравии, выделяют 6236 аятов, что соответствует куфийскому счёту.

Общее количество аятов в Коране (согласно различным школам):

Название счётаЧисло аятовИмя чтеца, с которым связана традиция
Мекканский 6.220 ‘Абдаллах ибн Касир
Мединский ранний 6.217 Неизвестно
Мединский поздний 6.210
6.214
Абу Джа‘фар ал-Махзуми
Шайба ибн Нисах
Куфийский 6.236 Хамза аз-Заййат
Басрийский 6.205
6.219
‘Асим ибн ал-‘Аджжадж
Катада ибн Ди‘ама
Сирийский 6.226 ‘Абдаллах ибн ‘Амир

Сурой называется часть Корана, объединяющая в целое группу аятов. В арабском языке слово сyра употребляется в значениях ‘степень’, ‘достоинство’, ‘высокое строение’, ‘признак’, ‘балка’. Оно образовано от слова сyр ‘забор’, ‘стена’. Существует мнение, что коранические суры получили такое название, потому что слова и аяты в них неразрывно связаны друг с другом, как кирпичи в стене. Подобно высоким крепостным стенам, они, с одной стороны, защищают послание Мухаммада, а с другой стороны — подчёркивают величие Корана.

Священный текст начинается сурой «Открывающая» и заканчивается сурой «Люди». Самая короткая сура «Каусар» состоит всего из трёх коротких аятов, а самая длинная сура «Корова» — из 286 (согласно одному из наиболее распространённых мнений) аятов. В письменном тексте Корана каждой суре, за исключением суры «Покаяние», предшествует басмала. Согласно рассказу Ибн ‘Аббаса, переданному Абу Давудом, именно очередное ниспослание басмалы служило указанием на то, что низведение суры завершилось.

Составленный при халифе ‘Усмане ибн ‘Аффане муcxаф-имāм включал 114 сур. Мусульмане единодушно признают такое разделение священной книги на суры. Однако в некоторых ранних списках количество сур отличалось от общепризнанного.

Например, в списке Ибн Мас‘уда не было первой и двух последних сур, которые он считал обычными молитвами. Список Убаййа ибн Ка‘ба, напротив, состоял из ста шестнадцати сур, поскольку к каноническому тексту он прибавил две молитвы, известные как kунyт. Одну из них он назвал сурой «Отречение»: اللَّهُمَّ إِنَّا نَسْتَعِينُكَ وَنَسْتَغْفِرُكَ، وَنُثْنِي عَلَيْكَ الْخَيْرَ كُلَّهُ وَلا نَكْفُرُكَ، وَنَخْلَعُ وَنَتْرُكُ مَنْ يَكْفُرُكَ «О Аллах, поистине, мы обращаемся к Тебе за помощью, просим Тебя о прощении и славим Тебя за всё благое, отказываемся и отрекаемся от тех, кто неблагодарен Тебе».

Другая молитва была названа «Служение»: اللَّهُمَّ إِيَّاكَ نَعْبُدُ، وَلَكَ نُصَلِّى وَنَسْجُدُ، وَإِلَيْكَ نَسْعَى وَنَحْفِدُ، نَرْجُو رَحْمَتَكَ وَنَخْشَى عَذَابَكَ، إِنَّ عَذَابَكَ بِالْكَافِرِينَ مُلْحَقٌ «О Аллах, только Тебе мы поклоняемся, только Тебе молимся и только пред Тобой падаем ниц, только к Тебе стремимся и Тебе служим, на Твою милость надеемся и Твоей кары боимся; ведь кара Твоя постигнет неверующих!»

Существует мнение, что эти молитвы поначалу были частью Корана, а позднее были удалены из его текста. Возможно, в списке Убаййа было всего сто пятнадцать сур, поскольку, по некоторым сообщениям, суры «Слон» и «Курайшиты» он считал одной сурой.

Согласно традиционной точке зрения, названия сур использовались уже при жизни Мухаммада. Многие суры имеют всего одно название, например: «Женщины», «Скот», «Ограды», «Марйам» и т. д. Некоторые суры именовались сподвижниками по-разному. Например, сура «Мухаммад» также известна как «Сражение», а сура «Покаяние» имеет десять названий.

Египетский корановед аз-Заркаши (ум. 1393) отмечает, что принцип именования сур соответствует обычаям арабов, которые называли известные касыды по особенностям их содержания. Так, название суры «Корова» связано с историей о заклании коровы израильтянами (сура 2 «Корова», аяты 67-73).

Сура «Семейство ‘Имрана» была названа так потому, что в ней описана история этой семьи, рождение Марйам и её сына ‘Исы. В суре «Женщины» особое внимание уделяется предписаниям, касающимся женщин, а в суре «Трапеза» описывается история о ниспослании чудесной трапезы апостолам ‘Исы.

Очевидно, эти названия были даны либо самим Пророком, либо его учениками. Следует отметить, что в целом богословы не разрешали придумывать для сур новые названия и рекомендовали использовать уже существующие.