В религиозно-богословской трактовке божественное откровение является способом передачи знаний, в которых люди нуждаются для познания Аллаха, самих себя и своего предназначения. Откровение невозможно получить посредством эмпирического опыта или методов рационального познания, поскольку его цель не ограничивается одной лишь передачей информации. Откровение формирует фундамент религиозного учения, на котором базируется духовное, социальное и нравственное руководство для людей. Оно всецело обращено к людям и не должно оставлять сомнения в его божественном происхождении. Именно поэтому пророки, которым ниспосылались откровения, отличались высшей степенью искренности и правдивости, совершенным нравом и безупречной репутацией. Именно такими они представлены в мусульманской традиции. Но даже эти славные богоизбранные люди нуждались в особой подготовке для получения откровения и выполнения божественных повелений. Коран подчёркивает, что Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, был подготовлен к восприятию Слова Божьего и осознанию его истинности (сура 53 «Звезда», аяты 10-11). Иными словами, началу откровения должны предшествовать особая духовная и физическая подготовка и воспитание.

Биографы Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, сообщают, что его подготовка к пророчеству началась ещё в детстве, когда Аллах очистил его душу от дурных помыслов и скверных качеств, материализованных в сгустке крови. Вся его судьба располагала к духовному созерцанию и раздумьям о смысле бытия. Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, никогда не видел своего отца и рано потерял родную мать. Его воспитывали сначала любящий дед ‘Абд ал-Мутталиб, а потом — дядя Абу Талиб, который не переставал опекать его вплоть до своей смерти в восьмом году после начала пророчества. С детства с ним приключались необычные истории, он слышал непонятные звуки и даже разборчивые голоса. Будучи подростком, он пас верблюдов и часто уединялся в горах, предаваясь наблюдениям и размышлениям. В юношестве он не испытывал влечения к тому, что увлекало его сверстников, а когда однажды у него появилось желание присоединиться к их неблагопристойным развлечениям, удивительное стечение обстоятельств помешало ему сделать это. Он никогда не поклонялся идолам, испытывал неприязнь к языческим обрядам, не увлекался гаданием и азартными играми, не пил вина. Одним словом, вся жизнь Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, до начала пророчества была исполнена отрешения от греховного и стремления к чистоте. Это замечали и остальные жители Мекки, которые называли его амuн — ‘заслуживающий доверия’.

Но главным этапом подготовки Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, к пророчеству стали периоды уединения в более зрелом возрасте, накануне его сорокалетия. В это время он по несколько ночей проводил в пещере Хира (примерно в пяти километрах от Мекки). Подобная практика не казалась его соплеменникам странной, потому что и в доисламские времена у курайшитов существовал обычай уединяться: они поселялись вдали от людей, кормили бедняков, которые навещали их, а перед возвращением домой совершали обход вокруг Каабы. Находясь в своей тесной пещере, Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, размышлял о великой силе, которая стала толчком к возникновению этого мира, о смысле жизни и судьбах человечества. Но более всего его заботила правильность того, чем живут и во что веруют люди: следуют ли они верным путём или находятся в заблуждении? Правильно ли поклоняться идолам, испрашивать помощи у звёзд и делать приношения истуканам, полагаться на заступничество мёртвых и взывать к духам? Разрешено ли проливать человеческую кровь, обижать слабых и обездоленных? Почему в мире столько зла и несправедливости, столько страданий и горя? Что происходит после смерти, и получат ли люди воздаяние в мире ином? Эти вопросы не давали покоя Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, и терзали его чувствительную натуру.

Когда будущему Пророку исполнилось сорок лет, его уединения начали сопровождаться удивительными видениями во сне. Они озаряли его душу светом, подобно тому как первые проблески зари рассекают ночной мрак, благодаря чему он узнавал о потустороннем мире и готовился к более тесному соприкосновению с ним наяву. Такие видения, получившие название истинных (ру’йā cāдика), продолжались на протяжении шести месяцев вплоть до ниспослания первого коранического аята. Они стали первой формой прямого божественного откровения Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, и позднее он также неоднократно получал откровения во сне. Согласно исламу, такого рода откровения приходили и к другим пророкам. Например, Ибрахим увидел во сне, как он приносит в жертву своего сына Исма‘ила (сура 37 «Стоящие в ряд», аят 102). Именно в такой форме ему было передано веление принести в жертву своего первенца. Истинное видение не является прерогативой одних лишь посланников, оно может явиться к любому верующему. В известном хадисе сообщается, что божественное откровение прекратилось, но остались истинные видения. В то же время для обычных людей они не служат указанием на законодательную волю Аллаха.

Таким образом, истинное видение — одна из форм откровения, которое пророки получали непосредственно от Аллаха. Две другие формы прямого откровения упомянуты в Коране: «Не достоин человек того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством внушения или через завесу» (сура 42 «Совет», аят 51). Под внушением здесь подразумевается такая форма откровения, когда пророк наполняется по воле Бога знаниями, которые воплощаются в вербальной форме в виде богооткровенных текстов. Пророк всегда чётко осознаёт, что усвоенное им знание исходит от Бога. Иными словами данный феномен можно назвать пророческим вдохновением. В хадисах также сообщается, что Пророк рассказывал, как святой дух наполнял его душу определёнными знаниями.

Разговор с Богом без посредников считается одной из высших форм проявления особой милости Аллаха к своим посланникам. Согласно исламу, в состоянии бодрствования и без посредников с Аллахом разговаривали только Пророки Муса и Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Первый из них имел возможность говорить напрямую с Аллахом на земле, а Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, с этой целью был вознесён на небеса. Это событие, известное как ми‘рāдж, подробно описано в сунне и упоминается в Коране (сура 17 «Ночной перенос», аят 1; сура 53 «Звезда», аяты 13-18). В Cаxuxе Муслима приводится рассказ ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда о том, что на небесах Пророку были вменены в обязанность пять ежедневных намазов, были дарованы два последних аята из суры «Корова» и было даровано прощение для совершающих тяжкие грехи, если они не приобщали сотоварищей к Аллаху. Принято считать, что прямой разговор с Аллахом не сопровождался видением божественного лика, и поэтому в Коране он описывается как разговор «через завесу».

Как упоминалось выше, откровение имеет не только прямые формы передачи, но и опосредованные. Именно такой формой являются откровения, переданные через ангела. Ангел откровения Джибрил иногда являлся Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, во сне, сообщал ему веления Аллаха или совершал с ним путешествия в потусторонний мир, а иногда являлся наяву. Согласно рассказам Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, он видел Джибрила в ангельском облике всего два раза: тот имел огромное сложение и занимал всё пространство между небом и землёй. В первый раз это произошло, когда Пророк сам попросил Джибрила предстать в том виде, в котором тот был создан, а второй раз — во время ми‘рāджа. Указание на эти события содержатся и в Коране (сура 53 «Звезда», аяты 5-14). Гораздо чаще ангел являлся в образе мужчины и был доступен взорам других людей. Хорошо известен рассказ ‘Умара ибн ал-Хаттаба о том, как Джибрил в облике незнакомца с чёрными волосами в белом одеянии явился к Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, сидевшему в окружении своих сподвижников. Иногда Джибрил принимал обличие Дихйи ал-Калби. Мусульманские авторы объясняют это тем, что вышеупомянутый сподвижник отличался внешней красотой и крепким телосложением.

Очевидно, именно в таком телесном виде Джибрил явился к Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, в пещере Хира, когда принёс ему первые коранические откровения. Из рассказа матери правоверных ‘А’иши следует, что ангел сказал ему: «Читай!» Будучи неграмотным, Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Я не умею читать!» Тогда ангел схватил его и сжал так, что тело Пророка напряглось до предела, а затем он отпустил его и сказал: «Читай!» Он снова сказал: «Я не умею читать!» Тогда ангел сжал его во второй раз, а потом отпустил и сказал: «Читай!» Испуганный и растерянный Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, в третий раз сказал: «Я не умею читать!» Тогда ангел снова сжал его, а затем отпустил и прочёл первые откровения из Корана (сура 96 «Сгусток крови», аяты 1-5).

Первый контакт с ангелом породил у Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, страх и беспокойство, но впоследствии его явление в телесном виде не было обременительным. Напротив, соприкосновение с бестелесной сущностью Джибрила было самой тяжелой формой опосредованной передачи откровения и доставляло Пророку физические страдания. Оно сопровождалось оглушительным звуком, подобным звону колокола, из-за чего в момент общения с ангелом Пророк полностью отключался от этого мира. По свидетельствам очевидцев, тело Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, внезапно становилось необыкновенно тяжёлым, а его лоб покрывался испариной даже в холодный день. Посланник Аллаха признавался, что в такие моменты ему казалось, что душа его улетает в мир иной. Он не видел ангела, и лишь звук, недоступный слуху других людей, заставлял его напрягаться до предела человеческих сил. Пророк слышал откровение невнятно, а когда звук исчезал, он отчётливо помнил всё, что было сказано ему.

Таким образом, ангел откровения в одних случаях являлся к Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, в виде нематериальной субстанции, сохраняя одну лишь духовную сущность, а в других — воплощался в определенную телесную форму. По мнению богословов, при этом Джибрил никогда не переставал быть ангелом. Образ человека был необходим ему лишь для того, чтобы наладить связь с Пророком и облегчить ему восприятие откровения. Объясняя сущность этих контактов, андалусский философ Ибн Халдун (ум. 1406) писал, что в одних случаях Пророк снимал с себя оболочку человеческого существа и вступал в непосредственный контакт с духовной сущностью ангела, а в других, наоборот, сам ангел отрешался от своего бестелесного состояния и воплощался в телесный образ, доступный восприятию человека.