Александра Бибик
Особенности становления ислама в Японии
Замок Осака

Активное проникновение ислама в Японию началось в эпоху Мэйдзи, когда государство, испытывая давление со стороны Америки и Европы, искало пути для укрепления и сохранения своей независимости.

Теймур Атаев
К вопросу о геноциде армян в Османской империи
Битва под Кепри-кеем

Был ли на самом деле геноцид армян в 1915 году? Или это очередной исторический миф? Историки согласны с тем, что есть неоспоримые факты выселения сотен тысяч армян из мест их компактного проживания в Восточной Анатолии.

Теймур Атаев
Ходжалинская резня: кровь и геополитика
Памятник жертвам геноцида в Ходжалы

В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года армянские бандформирования при поддержке военнослужащих 366-го гвардейского мотострелкового полка учинили жестокую расправу над жителями азербайджанского города Ходжалы.

Академик Зия Буниятов
Академик Зия Буниятов о гибели аль-Хусайна ибн ‘Али

Гибель аль-Хусайна ибн Али должна была избавить Омейядов от главного политического соперника, но обернулась для них огромными проблемами: большинство антиправительственных мятежей начинались с призывов к отмщению за кровь внука Пророка.

Эльвюсал Маммадов
«Умеренный ислам» как продолжение ближневосточной политики США
Эльвюсал Маммадов. Умеренный ислам и политика США

После трагических событий 11 сентября 2001 года западные аналитики предприняли очередную попытку реконструировать политическую и идеологическую ситуацию на мусульманском Востоке.

Эльвюсал Маммадов
«Исламский фундаментализм» как политико-идеологический проект
Иранская революция 1979 года

Усилиями западных ориенталистов и средств массовой информации фундаментализм стал преподноситься как основной элемент ислама и краеугольный камень мусульманской идентичности.

Теймур Атаев
Год 1918-й. Бакинская резня
Редакция газеты КАСПИЙ, поврежденная в результате мартовских событий

В советской историографии кровавые события 1918 года, жертвами которых стали тысячи мирных жителей в Баку и других городах Азербайджана, преподносились как борьба против мусульманских контрреволюционеров.

Теймур Атаев
Сумгаитский излом
Михаил Сергеевич Горбачев

Почти тридцать лет прошло с того злополучного февральского дня, который поутру не предвещал ничего необычного. Тем не менее трагические события в Сумгаите до сих пор не получили объективной оценки историков.

Теймур Атаев
Кто стоит за войной в Сирии?
Война в Сирии

Сирийский конфликт представляется результатом внутреннего противоборства: шииты против суннитов, правительственные силы против оппозиции, мусульмане против курдов-езидов, а вот зарубежные сценаристы остаются в тени.

Теймур Атаев
Особенности религиозного мировоззрения Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой

Лев Толстой и религия... Обширнейшая тема. Необъятная. Будучи выдающейся личностью, он не воспринимал формализм, которому чиновники от религии подчиняли желание верующего исполнять Божьи заповеди. 

Теймур Атаев
Мусульманский Восток в поэзии Тютчева
Исаакиевский собор

Отношение выдающегося русского поэта и публициста Фёдора Тютчева к исламу формировалось под влиянием не только его религиозных взглядов, но и геополитических представлений об исторической роли России.

Теймур Атаев
Османские истоки нынешнего геополитического противостояния

Распад некогда могущественной Османской империи стал торжеством антиконтинентальной стратегии Великобритании, неоднократно провоцировавшей конфликты на Балканах, в Закавказье и на Ближнем Востоке.

Теймур Атаев
Год 1905-й. Пожары на бакинских промыслах
Нефтяные промыслы в Баку

Политика российских властей, направленная на укрепление христианского элемента в Закавказье путем переселения армян из Персии и Турции, привела к совершенно плачевному для самой империи результату.

Ахмет Ярлыкапов
Ислам и конфликт на современном Северном Кавказе
Нарын-кала в Дербенте

Конфессиональная палитра Северного Кавказа не представляет собой упрощенной черно-белой картины «официального» и «неофициального», «традиционного» и «нетрадиционного» ислама, к которой мы привыкли.

Теймур Атаев
Кому Русь обязана своим возвышением?

Включение Руси в монгольское государство во многом способствовало формированию русского национального самосознания. По меткому высказыванию выдающегося литератора и историка Николая Карамзина, русский народ вышел из-под ига более с европейским, нежели с азиатским характером. Другим важнейшим следствием монгольского господства стало укрепление, возвышение и обогащение православного духовенства.  

Эльмир Кулиев
О будущем религии на Центральном Кавказе

За последние два десятилетия характер религиозности в регионе претерпел существенные изменения, и удельный вес религиозных факторов во внутриполитических процессах заметно вырос. В каждом из трех независимых государств отношения между государством и религиозными объединениями имеют свою логику, определяемую особенностями этноконфессиональной структуры общества и внешнеполитическими приоритетами.

Эльмир Кулиев
Роль межличностных отношений в формировании профессиональной компетентности мусульманских теологов

Оптимизация отношений между преподавателями и студентами - важная составляющая учебно-воспитательного процесса. Значение межличностных отношений в процессе подготовки имамов возрастает еще и потому, что профессиональная квалификация имама определяется не только уровнем его образованности, но и его моральным обликом и коммуникативными способностями.

Эльмир Кулиев
Азербайджан: религиозная жизнь в 2009 году

В 2009 году Баку принял на себя полномочия "столицы исламской культуры", и религиозная проблематика оказывалась в центре внимания чаще, чем в предыдущие годы. Референдум 18 марта послужил толчком к внесению изменений и дополнений в законодательство о свободе вероисповедания. Тем не менее, неопределенность во взаимоотношениях между государством и некоторыми религиозными общинами сохранилась.

Эльмир Кулиев
Исламское образование в России: новое концептуальное видение

Сегодня мы должны четко уяснить, каким мы хотим видеть современного мусульманина: замкнутым на себе, пугающимся перемен и безнадежно цепляющимся за изживший себя способ мышления, перекладывающим вину за собственные неудачи на других и питающим неприязнь ко всему "чужому"? Или же стремящимся к успеху лидером, который поклоняется Аллаху и осознает ответственность за свое будущее и за будущее своей страны?

Эльмир Кулиев
К вопросу о модернизации в Азербайджане: светское и религиозное в современном обществе

В последние два десятилетия социально-экономические и политические преобразования в Азербайджане проходят под знаком модернизации. Ориентированный на преодоление экономической и технологической отсталости, на реформирование государственного управления и законодательства и на создание сильного гражданского общества, этот процесс пока управляется "сверху".