Аллах — Ал-Хайй (Живой), и Его жизнь извечна и бесконечна: «Он — Живой, и нет божества, кроме Него» (сура 40 «Прощающий», аят 65). Его жизнь отличается от бытия сотворённых Им живых существ, потому что каждое из них обречено на смерть и исчезновение. Никто не останется в живых, кроме Аллаха: «Все на ней (т. е. на земле) смертны. Вечен лишь лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (сура 55 «Милостивый», аяты 26-27).

В «Сахихе» аль-Бухари (7383) приводится рассказ Ибн ‘Аббаса о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Я прибегаю к Твоему могуществу, нет божества, кроме Тебя, и Ты не умираешь, тогда как и джинны, и люди смертны /А‘узу би-‘иззатика-ллязи ля иляха илля анта-ллязи ля йамуту ва-л-джинну ва-л-инсу йамутун».

Тот, Кто обладает этими качествами, заслуживает, чтобы на Него полагались и уповали: «Уповай на Живого, Который не умирает» (сура 25 «Различение», аят 58).

Он — Ал-Каййум (Вседержитель). Он самодовлеющ, самодостаточен и поддерживает существование других. Все творения нуждаются в Нём и не способны прожить без Него: «Среди Его знамений — то, что небо и земля держатся по Его велению» (сура 30 «Римляне», аят 25).

Пречистый Аллах в нескольких аятах упомянул эти два имени вместе: «Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 2).

Жизнь Аллаха совершенна 

Одним из проявлений совершенной жизни и самодостаточности Аллаха является то, что Он не спит: «Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон» (сура 2 «Корова», аят 255). Дремотой называется полусон. И дремота, и сон являются недостатками, которые не приличествуют Творцу. В «Сахихе» Муслима (179) приводится следующий хадис Абу Мусы о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, встал и обучил их пяти вещам: «Поистине, Могучий и Великий Аллах не спит, и не подобает Ему спать. Он поднимает и опускает весы. Совершённые ночью деяния возносят к Нему прежде, чем деяния, совершённые днём, а деяния, совершённые днём, возносят к Нему прежде, чем деяния, совершённые ночью».

Упоминание о жизни и самодостаточности Аллаха при прославлении Его 

Из приведённых выше текстов явствует, что Пречистый Аллах прославляет Себя, называя жизнь и самодостаточность в числе Своих атрибутов. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, тоже прославлял Господа, подчёркивая обладание Им этими качествами. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, что однажды пророк, мир ему и благословение Аллаха, встал среди ночи, чтобы совершить намаз тахаджжуд и сказал: «О Аллах, хвала Тебе одному, и Ты — Управитель небес, земли и тех, кто [обитает] в них. Хвала Тебе одному, и Тебе принадлежит власть над небесами, землей и теми, кто [обитает] в них. Хвала Тебе одному, и Ты — Свет небес и земли. Хвала Тебе одному, и Ты — Царь небес и земли… /Аллахумма ляка-л-хамду анта каййиму-с-самавати ва-л-арды ва ман фихинна, ва ляка-л-хамду ляка мульку-с-самавати ва-л-арды ва ман фихинна, ва ляка-л-хамду анта нуру-с-самавати ва-л-арды, ва ляка-л-хамду анта малику-с-самавати ва-л-арды» (аль-Бухари 1120; Муслим 799).