Коран приводит неверующим, отрицающим существование Творца, довод, с которым здравый ум непременно соглашается и который он не может отвергнуть. Всевышний говорит: «Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами — творцы? Или же это они сотворили небеса и землю? О нет! Просто они лишены убеждённости» (сура 52 «Гора», аяты 35-36).

Это означает: вы существуете реально, и вы не станете отрицать эту истину. Небеса и земля тоже, без сомнения, реальны. Но ведь здравый смысл признаёт, что каждое существо возникает в силу какой-то причины. Это понимают даже пастухи, пасущие верблюдов в пустыне. Они говорят: «Навоз указывает на верблюда, а следы — на путника». Следовательно, небо с его звёздами и Земля с её долинами указывают на Знающего и Всеведущего Аллаха. Это понимают и великие учёные, размышляющие о бытии и о живых существах.

Вытекающий из этого аята вывод известен учёным как закон причинности. Согласно этому закону, «любое возможное явление не может возникнуть без причины», потому что оно само по себе не является причиной, достаточной для его возникновения, «и не может стать самостоятельной причиной возникновения чего-либо», поскольку ничто не может дать другому то, чем не владеет.

Для разъяснения этого закона приведём пример. Несколько лет назад буря, пронесшаяся по пустыне Руб-Эль-Хали, обнажила руины древнего города, сокрытого под песками. Учёные начали археологические раскопки, пытаясь установить, к какому веку относятся эти строения. Никому из археологов и других учёных даже в голову не пришло, что этот город не был результатом деятельности человека, а возник под влиянием природных факторов, например, ветров, дождей, жары или влажности.

Если бы кто-либо высказал такую мысль, люди сочли бы его безумцем, заслуживающим сострадания и милосердия. Ещё более странным было бы заявление о том, что в далёком прошлом этот город возник сам по себе в космосе, а потом упал на Землю. Почему? Потому что ничто не возникает из небытия. Это общепризнанный факт! Ничто не способно существовать само по себе. Следовательно, у нашего города был основатель. Любое действие указывает на того, кто его совершает. Это значит, что город был создан разумными людьми, хорошо разбиравшимися в проектировании и строительстве домов.

Когда мы видим, как человек поднимается с первого этажа здания на крышу, это не вызывает у нас удивления, потому что люди способны на такое. Если мы видим, что камень, лежавший во дворе дома, оказался на крыше, мы понимаем, что он не попал туда самостоятельно. Нам ясно, что кто-то поднял его и перенёс на крышу, потому что камень неспособен передвигаться и подниматься.

Поистине, удивительно! Люди уверены в том, что город не может возникнуть и застроиться сам по себе, что камень не может забраться на крышу дома без помощи человека, но среди них находятся такие, которые считают возможным возникновение целой Вселенной без участия Творца, хотя Вселенная имеет более сложное строение и бо́льшие размеры.

«Поистине, сотворение небес и земли есть нечто большее, чем сотворение людей» (сура 40 «Прощающий», аят 57).

Когда безбожники сталкиваются с такой научной и рациональной аргументацией, им не остаётся ничего, кроме как признать истину или проявить высокомерие.

Пользуясь этим аргументом, мусульманские учёные во все времена вступают в полемику с атеистами. Один из учёных, беседуя с безбожниками, отрицавшими существование Творца, сказал:

— Что вы скажете о человеке, который видел, как гружёный товарами корабль спокойно плывёт по океану без моряков и без команды, несмотря на бушующие волны и ветры? Возможно ли такое?

— Разум отказывается поверить в такое, — ответили они.

Тогда учёный сказал:

— Пречист Аллах! Если разум отказывается верить в то, что корабль спокойно пересекает океан без моряков и без команды, как возможно, что этот огромный, грандиозный мир со всем его разнообразием существует без Творца и Защитника?

Рассказывают, что, в конце концов, те люди заплакали, признали его правдивость и покаялись.

На этот закон, убеждающий человеческий разум, указывает прекрасный аят: «Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами — творцы?» (сура 52 «Гора», аят 35). Этот аргумент заставляет разумных людей признать существование Творца и Бога, достойного поклонения. Этот аят настолько выразителен и впечатляющ, что приводит в трепет сердце каждого, кто услышит его.

Ал-Бухари в «Сахихе» (4854) передал слова Джубайра ибн Мут‘има: «Однажды посланник, мир ему и благословение Аллаха, прочел суру «Гора» во время закатного намаза. Когда он дошёл до аятов: «Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами — творцы? Или же это они сотворили небеса и землю? О нет! Просто они лишены убеждённости. Неужели у них находятся сокровищницы твоего Господа? Или же они сами являются владыками?» (сура 52 «Гора», аяты 35-37), моё сердце готово было взлететь».

Ал-Байхаки в «ал-Асма ва-с-сифат» (1/391) сообщил, что Абу Сулайман ал-Хаттаби сказал: «Он пришёл в трепет от слушания этого аята, потому что прекрасно осознал его смысл и понял заложенный в нём убедительный аргумент, он проникся им всей своей чувствительной натурой и осознал его значение своим проницательным умом».

Комментируя аят «Неужели они были сотворены сами по себе?» (сура 52 «Гора», аят 35), ал-Хаттаби сказал: «Неужели они возникли без Творца? Такое невозможно, потому что творение неизменно связано со своим творцом. У всякой вещи непременно есть создатель. Если они отрицают существование сотворившего их Бога и если они не могли возникнуть без участия Творца, то получается, что они создали сами себя. Это ещё более порочное и ошибочное утверждение. Как может то, что не существует, обладать какой-либо способностью и творить? Как оно может действовать? Если оба утверждения ошибочны, то им остается лишь признать существование Творца и уверовать в Него. Потом Аллах сказал: «Или же это они сотворили небеса и землю? О нет! Просто они лишены убеждённости» (сура «Гора», аят 36). На это они совершенно не могут притязать. Они разбиты и лишены всяких оправданий».

Утверждение ал-Хаттаби о том, что неверующие не могут иметь таких притязаний, означает завершение этого спора и диспута, потому что найдётся и такой надменный безбожник, который скажет: «Я создал сам себя». Один из таких людей однажды уже заявил, что он дарует жизнь и умерщвляет: «Не знаешь ли ты о том, кто спорил с Ибрахимом относительно его Господа, поскольку Аллах даровал ему царство? Ибрахим сказал ему: “Мой Господь — Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет”. Он сказал: “Я дарую жизнь и умерщвляю”» (сура 2 «Корова», аят 258).

Что же Ибрахим ответил ему? Очередной вопрос изобличил его бессилие и лживость его первого притязания: «Ибрахим сказал: “Аллах заставляет солнце восходить на востоке. Заставь же его взойти на западе”. И тогда тот, кто не уверовал, пришёл в замешательство. Аллах не ведёт прямым путём несправедливых людей» (сура 2 «Корова», аят 258).

Допустим, кто-то скажет, что он сотворил сам себя. Может ли он притязать на то, что он создал небеса и землю?! Если небытие не способно сотворить небо или землю, если небо и земля не возникли сами по себе, если люди не способны притязать на то, что они создали эти миры, то у всего этого должен быть Создатель, и это Пречистый и Всевышний Аллах!

Закон причинности и эмпирические науки

Человеческие способности и природа творений не позволяют нам сосчитать все причинно-следственные связи и выстроить цепочку творения, чтобы определить начало мироздания. Поэтому эмпирические науки не способны установить происхождение вещей, и учёные открыто заявили о прекращении таких попыток. Они могут лишь проследить несколько предыдущих этапов, а всё остальное одинаково непостижимо как для учёных, так и для необразованных людей.

Человек потерял надежду на то, что сумеет определить стадии сотворения и развития мира в прошлом и будущем во всех подробностях, но этому чувству противопоставляется общее убеждение, которое волей-неволей признаёт каждый разум. Какой бы длинной ни была цепочка творения, конечной или бесконечной, понять и объяснить её можно только в том случае, если она замыкается на ком-то самодовлеющем. Это подлинное начало, до которого ничего не было. Без самодовлеющего источника жизни все эти существа никогда не появились бы на свет!