На протяжении многих веков арабы исповедовали единобожие, религию своего предка Ибрахима, и лишь за четыре столетия до пришествия пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, среди них появился вождь, исказивший их религию. Люди слушались этого человека и повиновались ему. И звали его ‘Амр ибн ‘Амир ал-Хуза‘и.

В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я видел, как ‘Амр ибн ‘Амир ал-Хуза‘и волочит свои кишки в огне. Он был первым, кто объявил неприкасаемой саибу» (аль-Бухари 4623).

Там же приводится хадис ‘Аиши о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я видел, как геенна разбивает сама себя на части, и я видел, как ‘Амр волочит свои кишки. Он был первым, кто объявил неприкасаемой саибу» (аль-Бухари 4624).

Этот ‘Амр изменил религию арабов, призвал их поклоняться идолам и внёс новшества в религию Аллаха. Потакая своим желаниям, он объявил одни поступки дозволенными и запретил другие. Всевышний Аллах сказал: «Аллах не распоряжался относительно бахиры, саибы, василы и хами. Но неверующие возводят навет на Аллаха, и большая часть их не разумеет» (сура 5 «Трапеза», аят 103).

Бахира — это верблюдица, которой древние арабы рассекали (бахара) ухо, чтобы её можно было узнать по этому признаку. Они отпускали её, не садились на неё верхом и не возили на ней грузы. Они поступали так с верблюдицей, которая родила пять верблюжат, если последним родился самец. Саибой называли верблюдицу, которую хозяин объявлял неприкасаемой (саййаба) по поводу какого-либо радостного события, и люди не использовали её, как и бахиру. Васила — это верблюдица, которая рождалась вместе с верблюжонком-самцом. Когда рождались верблюдицы, арабы оставляли их себе, а когда рождались самцы, они посвящали их идолам. Когда же рождались одновременно и самка, и самец, они говорили, что самка присоединилась (васала) к своему брату, которого запрещалось закалывать. Хами — самец-верблюд, от которого появились на свет десять верблюжат. Арабы запрещали закалывать его и не возили на нём грузов, и никто не мешал ему пастись и пить воду. Они поступали так со скотиной ради приближения к своим богам.

Предания о том, как ‘Амр ибн ‘Амир распространил идолопоклонство на Аравийском полуострове, разнятся. Существует мнение, что он общался с духом-джинном и тот указал ему на места погребения идолов, которым поклонялся народ Нуха, после чего ‘Амр выкопал их и раздал арабам. Согласно другой версии, он привёз истукана из Шама. Увидев, как люди поклоняются идолам, он попросил у них одного истукана. Они дали ему идола, и он установил его в Мекке (Ибн Хишам. Сира. Т. 1. С. 121).

Арабы последовали за ‘Амром, потому что он был уважаемым человеком. Он был вождём хузаитов, когда они изгнали из Мекки джурхумитов, захватили город и овладели Каабой. Арабы почитали его как своего господина и подчинялись любому его решению, потому что он кормил и одевал людей во время паломничества. Иногда в сезон паломничества он закалывал десять тысяч верблюдиц и раздавал десять тысяч одежд (Ибн Касир. Бидайа. Т. 2. С. 187).

Рассказывают, что именно ‘Амр ибн ‘Амир призвал людей поклоняться ал-Лат. Так звали человека, который замешивал кашу и кормил паломников на скале в Таифе. После его смерти ‘Амр заявил, что он не умер, а вошёл в скалу, на которой он замешивал кашу. Потом он велел людям поклоняться этой скале.

Рассказывают, что он также изменил талбийу, в которой провозглашалось единобожие. Во времена пророка Ибрахима талбийа состояла из слов «Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой! /Ляббейка-Ллахумма ляббейка, ляббейка ля шарика ля-ка ляббейк». Так продолжалось до тех пор, пока однажды во время обхода вокруг Каабы ‘Амр ибн ‘Амир не увидел шайтана. Тот предстал перед ним в облике старца, произносившего талбийу. Когда ‘Амр сказал: «Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварища», — старец молвил: «…кроме сотоварища, который принадлежит Тебе». ‘Амр выразил недовольство и сказал: «Что это такое?» Старец сказал: «Говори: “Ты владеешь им и тем, чем он владеет”. В этом нет ничего плохого». ‘Амр последовал его примеру, и арабы включили эти слова в свои обряды.

НАЧАЛО УКЛОНЕНИЯ ОТ ИСТИНЫ 

Ибн Исхак сообщает о том, как арабы-потомки Исма‘ила впадали в заблуждение и стали поклоняться камням. «Поначалу они почитали святилище, и никто из них не уезжал оттуда. Когда же их стало много и условия стали стеснять их, они стали разъезжаться в поисках свободных и просторных мест. Отправляясь в путь, каждый из них брал камень из святилища в знак почитания его. На стоянках они клали этот камень на землю и обходили вокруг него, как прежде обходили вокруг Каабы. Потом они стали поклоняться этим камням, а потом — любым полюбившимся камням» (Ибн Хишам. Сира. Т. 1. С. 122).

Посмотри же, к чему они пришли. Передают со слов Абу Раджи ал-‘Утариди: «Во времена невежества мы поклонялись камням. Найдя более красивый камень, мы подбирали его и выбрасывали свой. Когда мы не находили камня, мы собирали пригоршню песка, а потом приводили овец и выдаивали на неё молоко, а потом начинали кружиться вокруг неё». Удивительно, во времена невежества арабы, отправляясь в поездку, брали с собой четыре камня: три из них они подкладывали под котелок, а четвёртому поклонялись.

ИДОЛЫ, КОТОРЫМ ПОКЛОНЯЛИСЬ АРАБЫ 

Арабы почитали идолов и истуканов. Хишам ибн Мухаммад ибн ас-Саиб ал-Калби рассказывал, что один из самых древних идолов арабов назывался Манат. Этот женский идол находился между Меккой и Мединой, в местечке Кудайд на побережье Красного моря, со стороны горы Мушаллал. Манат почиталась всеми арабами. Ей поклонялись племена аус и хазрадж, жители Медины и Мекки, а также близлежащих земель. Они приносили ей жертвы, пригоняли к ней скот, но никто не почитал её больше, чем ауситы и хазраджиты. Во время паломничества ауситы и другие племена арабов, проживавшие в Ясрибе (Медина), совершали все обряды, кроме бритья головы. Возвращаясь домой, они приходили к Манат, чтобы побрить головы возле неё. Они проводили там на некоторое время, полагая, что без этого их паломничество не будет завершённым. Манат принадлежала хузайлитам и хузаитам, и в год освобождения Мекки посланник, мир ему и благословение Аллаха, приказал ‘Али ибн Абу Талибу разрушить её.

Другой женский идол ал-Лат находился в Таифе. Поклоняться ему стали позже, чем Манат. Он представлял собой четырехугольную скалу, на которой служители из племени сакиф соорудили небольшое строение. Курайшиты и остальные арабы почитали этот идол, и от его имени произошли названия родов зайд ал-лат, тайм ал-лат. Ал-Лат располагалась на том самом месте, где в наше время находится левый минарет мечети города Таиф. После обращения сакифитов в ислам посланник, мир ему и благословение Аллаха, отправил ал-Мугиру ибн Шу‘бу и Абу Суфйана ибн Харба, чтобы они разрушили и сожгли этот идол.

Ибн Джарир в своём тафсире, комментируя слова Всевышнего: «Не видели ли вы ал-Лат и ал-‘Уззу?» (сура 53 «Звезда», аят 19), приводит слова Муджахида: «Ал-Лат замешивал кашу для паломников, и после его смерти люди стали сидеть у его могилы». То же передал Абу ал-Джауза со слов Ибн ‘Аббаса: «Он замешивал кашу для паломников». Похожее сообщение передал имам ал-Бухари.

Другого идола арабы именовали ал-‘Узза. Поклоняться ему стали позже, чем ал-Лат. Его воздвиг Залим ибн Са‘д в долине Нахла, расположенной выше местечка Зат ‘Ирк. Там же находилось строение, из которого исходили звуки. Ал-Калби рассказывал со слов Ибн ‘Аббаса: «При ал-‘Уззе была бесовка, которая приходила к трём деревьям в долине Нахла».

После освобождения Мекки посланник, мир ему и благословение Аллаха, отправил Халида ибн ал-Валида с поручением: «Отправляйся в долину Нахла, и ты найдёшь там три дерева. Сруби первое из них». Он отправился туда и срубил его, а когда вернулся, посланник, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Ты увидел что-нибудь?» Он ответил: «Нет». Он сказал: «Тогда сруби второе дерево». Он срубил его, а потом пришёл к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и тот спросил: «Ты увидел что-нибудь?» Халид ответил: «Нет». Он сказал: «Тогда сруби третье дерево». Подъехав к нему, Халид увидел эфиопку с взъерошенными волосами. Она положила руки на плечо и стучала зубами, а позади неё стоял служитель. Халид сказал: «Тебя следует отвергать, а не восхвалять, и я увидел, как Аллах унизил тебя». Потом он ударил её мечом и расколол ей голову, и она обуглилась. Потом он срубил дерево и убил служителя. Придя к пророку, мир ему и благословение Аллаха, он рассказал ему о происшедшем, и тот сказал: «Это была ал-‘Узза, и у арабов больше не будет ‘уззы».

Идол ал-‘Узза был и у жителей Мекки. Он располагался в местечке неподалеку от ‘Арафата. Это было дерево, возле которого люди совершали жертвоприношения и взывали с мольбой.

Ал-Калби в книге «Аснам» пишет, что курайшиты расставили идолов внутри Каабы и вокруг неё. Самым старшим среди них считался Хубал. Рассказывают, что он был сделан из сердолика и был похож на человека. Когда люди спорили между собой или собирались в поездку, они приходили к нему, чтобы погадать на стрелах.

Среди идолов были Исаф и Наиля. Рассказывают, что это имена мужчины и женщины, совершивших прелюбодеяние внутри Каабы. В наказание за это Аллах превратил их в два камня, и курайшиты положили их рядом с Каабой, чтобы люди извлекли урок из этого. Но со временем, когда язычники стали поклоняться камням, Исаф и Наиля тоже стали объектами поклонения.

Когда посланник, мир ему и благословение Аллаха, освободил Мекку, возле Каабы находилось 360 истуканов. Он тыкал своим луком им в лица и глаза, приговаривая: «Явилась истина, и сгинула ложь. Поистине, ложь обречена на погибель» (сура 17 «Ночной перенос», аят 81);

«Явилась истина, и ложь ничего больше не породит и не вернётся» (сура 34 «Саба», аят 49).

Идолы падали головой вниз, и пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал вынести их из мечети и сжечь. Эта история, за исключением последнего предложения, приводится в обоих «Сахихах» со слов Ибн Мас‘уда, и в ней говорится, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, тыкал в идолов палкой, которую держал в руке (аль-Бухари 4287, 4720; Муслим 1781).

Идолопоклонство было настолько широко распространено среди арабов, что мекканцы устанавливали истуканов в каждом доме и поклонялись им. Отправляясь в поездку и возвращаясь домой, они первым делом обтирали их ладонями.

Ал-Калби пишет, что племена даус, хас‘ам и буджайла, а также другие арабы, проживавшие на их землях, поклонялись Зу-л-Халасе. Это была глыба из белого кварца, на которой было высечено подобие короны, и при ней было строение. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал Джариру ибн ‘Абдаллаху ал-Баджали: «Не избавишь ли ты меня от Зу-л-Халасы?» Он отправился туда вместе с ахмаситами. Хасамиты и бахилиты вступили в сражение с ним, но он одолел их, а потом разрушил и поджёг Зу-л-Халасу.

Ал-Бухари и Муслим передали со слов Джарира ибн ‘Абдаллаха: «Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал мне: “Не избавишь ли ты меня от Зу-л-Халасы?” Это был храм в племени хас‘ам, известный как йеменская Кааба. Я отправился к Зу-л-Халасе вместе со ста пятьюдесятью всадниками из племени ахмас. Они были хорошими наездниками, и я сказал: “Посланник Аллаха, я не твёрдо сижу на лошади”. Тогда он ударил меня в грудь так, что я увидел на ней след его пальцев, а потом он сказал: “О Аллах, укрепи его и сделай наставником, ведомым прямым путём”». Он отправился туда, разрушил и сжёг храм (аль-Бухари 4356; Муслим 2476).

Мы перечислили лишь некоторых идолов, которые были известны во времена невежества.

МРАК ПЕРЕД ПРИШЕСТВИЕМ ПРОРОКА МУХАММАДА 

Перед пришествием Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, от небесного света, принесённого пророками, на земле остались лишь блеклые лучи, которых не хватало для того, чтобы найти верное руководство и прямо следовать Божьим путём. Этот путь был затерян среди множества лживых измышлений. В одном из хадисов говорится: «Поистине, Аллах взглянул на жителей Земли [перед пришествием пророка, мир ему и благословение Аллаха — Прим. автора], и возненавидел и арабов, и неарабов, за исключением сохранившихся людей писания» (Муслим 2865).

Из исторических летописей известно, что однажды во время праздника, проходившего возле одного из идолов, четыре благоразумных курайшита отделились от своего народа. Это были Варака ибн Науфал, ‘Убайдаллах ибн Джахш, ‘Усман ибн ал-Хувайрис ибн Асад ибн ‘Абд ал-‘Узза и Зайд ибн ‘Амр ибн Нуфайл.

Один из них сказал: «Клянусь Аллахом, вы знаете, что ваш народ заблуждается. Они уклонились от религии своего отца Ибрахима. И что это за камень, вокруг которого мы кружимся? Он не слышит и не видит, не вредит и не приносит пользы. Послушайте, найдите себе религию, потому что, клянусь Аллахом, вы заблуждаетесь». И они отправились в разные города в поисках религии Ибрахима.

Варака ибн Науфал стал убеждённым христианином. Он изучил их книги и обучился религии у людей писания.

‘Убайдаллах ибн Джахш продолжал свои поиски, пока не принял ислам. Потом он вместе с другими мусульманами переселился в Эфиопию. Вместе с ним была его жена Умм Хабиба бинт Абу Суфйан, которая тоже обратилась в ислам. В Эфиопии он отрёкся от ислама, обратился в христианство и умер христианином.

‘Усман ибн ал-Хувайрис приехал к императору Византии, принял христианство и считался одним из его приближенных.

Зайд ибн ‘Амр воздержался от обращения в иудаизм и христианство. Он отдалился от своих соплеменников и не поклонялся идолам. Он не ел мертвечины, не пил кровь животных, не ел мясо скотины, принесённой в жертву идолам. Он запрещал зарывать малолетних девочек живьём, порицал своих соплеменников за их преступления и говорил: «Я поклоняюсь Господу Ибрахима».

В «Сахихе» ал-Бухари приводится хадис ‘Абдаллаха ибн ‘Умара о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, повстречал Зайда ибн ‘Амра ибн Нуфайла в нижней части Балдаха (долина к западу от Мекки — Прим. автора) ещё до того, как ему стали ниспосылаться откровения. Пророку, мир ему и благословение Аллаха, было предложено угощение, но он отказался от него, а потом Зайд сказал: «Поистине, я не ем ничего из того, что вы приносите в жертву на камнях для ваших идолов, и не ем ничего, кроме того, над чем было произнесено имя Аллаха». Зайд ибн ‘Амр порицал курайшитов за то, как они совершали жертвоприношения, и говорил: «Аллах создал овцу и ниспослал для неё воду с неба. Он вырастил для неё [траву] на земле, а вы зарезаете её без произнесения имени Аллаха!» Тем самым он выражал своё порицание этому поступку, считая его тяжким грехом» (аль-Бухари 3826).

Муса ибн ‘Укба рассказывал, что Салим ибн ‘Абдаллах поведал ему со слов Ибн ‘Умара, что Зайд ибн ‘Амр ибн Нуфайл отправился в Шам, чтобы разузнать о религии, и встретился с одним из иудейских учёных. Он попросил его рассказать об их религии и сказал: «Возможно, я приму вашу религию. Расскажи мне о ней». Тот сказал: «Ты не примешь нашей религии, пока не навлечёшь на себя гнев Аллаха». Зайд сказал: «Я бегу именно от гнева Аллаха и никогда не вынесу его. Разве я смогу вынести его? Не укажешь ли ты мне на другую религию?» Иудей сказал: «Я не знаю больше ничего, кроме ханифиййи». Зайд спросил: «А что такое ханифиййа?» Он ответил: «Религия Ибрахима. Он не был ни иудеем, ни христианином, и он не поклонялся никому, кроме Аллаха».

Зайд вышел от него и встретился с христианином. Он сказал ему то же самое, и тот сказал: «Ты не примешь нашей религии, пока не навлечёшь на себя проклятие Аллаха». Он сказал: «Я бегу именно от проклятия Аллаха, и я не вынесу ни Его проклятия, ни Его гнева. Разве я могу вынести такое? Не укажешь ли ты мне на другую религию?» Христианин сказал: «Я не знаю больше ничего, кроме ханифиййи». Зайд спросил: «А что такое ханифиййа?» Он ответил: «Религия Ибрахима. Он не был ни иудеем, ни христианином». Зайд вышел от него. Услышав то, что они сказали об Ибрахиме, он покинул их землю, поднял руки и сказал: «О Аллах, свидетельствую, что я принял религию Ибрахима» (аль-Бухари 3827).

Ал-Лайс рассказывал, что Хишам ибн ‘Урва написал ему, что его отец рассказывал со слов Асмы бинт Абу Бакр: «Я видела, как Зайд ибн ‘Амр ибн Нуфайл стоял, прислонившись спиной к Каабе, и говорил: “О курайшиты, клянусь Аллахом, никто из вас не придерживается религии Ибрахима, кроме меня”. Он спасал девочек, которых хотели зарыть заживо, и говорил тому, кто хотел убить свою дочь: “Я избавлю тебя от необходимости обеспечивать её”. Он забирал её себе, а когда она подрастала, он говорил её отцу: “Если хочешь, я отдам её тебе, а если хочешь, я буду растить её за тебя”» (аль-Бухари 3828).

Когда пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили о Зайде, он сказал: «Он один будет воскрешён как целый народ между мной и ‘Исой, сыном Марйам». Ибн Касир назвал иснад хадиса хорошим.

Передают со слов ‘Аиши, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я вошёл в рай и увидел у Зайда ибн ‘Амра ибн Нуфайла два больших дерева». Ибн Касир назвал иснад хадиса хорошим.

После этого непроглядного мрака с позволения Аллаха наступила заря ислама. Его свет озарил людей, и они последовали прямым путём, и хвала за это надлежит одному Аллаху!