Огненный жар в аду распределён неравномерно, и муки его обитателей будут различаться по степени тяжести. Иными словами, наказание в аду не является одинаковым для всех. Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: «Поистине, лицемеры окажутся на нижайшей ступени огня» (сура 4 «Женщины», аят 145).

Слово дарк используется арабами для обозначения ступеней, спускающихся вниз, а дарадж — ступеней, ведущих вверх. Поэтому эпитет дараджат обычно употребляется в отношении ступеней рая, а даракат — в отношении ступеней ада. Чем глубже расположена ступень в аду, тем жарче там пламя. Лицемеры заслуживают самого мучительного наказания, и поэтому они попадут на самую низкую ступень в аду.

Иногда слово дараджат употребляется и в отношении ступеней ада. Так, в суре «Скот», после описания обитателей рая и ада, говорится: «Для всех будут ступени, соответствующие тому, что они совершили» (сура 6 «Скот», аят 132);

«Разве тот, кто последовал за довольством Аллаха, подобен тому, кто привёл в ярость Аллаха и чьим пристанищем будет геенна?! Как же скверно это место прибытия! Они займут разные ступени перед Аллахом» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 162-163).

‘Абд ар-Рахман ибн Зайд ибн Аслам сказал: «Ступени рая поднимаются вверх, а в аду они спускаются вниз» (Ибн ал-Джаузи. Тахвиф. С. 50). Сообщается со слов некоторых праведных предков, что грешники, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху, окажутся среди тех, кто попадёт на верхнюю ступень ада. На второй ступени будут иудеи, на третьей — христиане, на четвёртой — сабии, на пятой — огнепоклонники, на шестой — арабы-язычники, а на седьмой — лицемеры. В некоторых трактатах встречаются названия ступеней ада: первая — джаханнам (геенна); вторая — лаза (адское пламя); третья — хутама (огонь сокрушающий); четвёртая — са‘ир (пламя); пятая — сакар (преисподняя); шестая — джахим (ад); седьмая — хавийа (пропасть).

Однако ни подобное распределение грешников по ступеням, ни перечисленные названия каждой из ступеней не являются правдивыми. Достоверно известно, что все эти эпитеты (ад, адское пламя, огонь и др.) являются названиями ада целиком, а не какой-либо его части. Также известно, что люди будут наказаны в зависимости от степени своего неверия и совершённых ими грехов.