Ангелов и потомков Адама соединяют крепкие связи. Они заботятся о человеке во время его сотворения и оберегают его после появления на свет. Они приносят людям откровение от Аллаха, наблюдают за их деяниями и поступками, а когда наступает их срок, они извлекают их души из тел.

Участие ангелов в сотворении человека

В «Сахихе» Муслима (2645) приводится рассказ Абу Зарра о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «На сорок второй день после возникновения капли Аллах отправляет к ней ангела. Он придаёт ей образ, наделяет её слухом и зрением, создаёт кожу, мясо и кости, а потом говорит: “Господи, мальчик или девочка?” Тогда твой Господь решает, что Ему угодно, а ангел записывает».

Передают со слов Ибн Мас‘уда: «Правдивый и достойный доверия посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе матери к сороковому дню. Затем он столько же пребывает в виде сгустка крови и столько же — в виде разжёванного кусочка. Потом Аллах посылает к нему ангела с четырьмя указаниями. Ему велят записать его деяния, его удел, его срок и то, будет он несчастным или счастливым. Потом в него вдыхают душу”» (аль-Бухари и Муслим).

В обоих «Сахихах» приводится рассказ Анаса о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах приставляет к утробе ангела, и тот говорит: “Господи, капля! Господи, сгусток крови! Господи, разжёванный кусочек!” Когда же Аллах желает завершить его сотворение, ангел говорит: “Господи, мальчик или девочка? Несчастный или счастливый? Каков его удел? Каков его срок?” Всё это записывается ещё в утробе матери». В таком виде хадис передал ал-Бухари (6595).

Ангелы оберегают потомков Адама

Всевышний Аллах сказал: «Скрываете вы свои речи или произносите их вслух, прячетесь вы ночью или открыто передвигаетесь днём — все вы равны [перед Аллахом]. Есть у Него ангелы, сменяющие друг друга. Они следуют перед [человеком] и позади него и охраняющие его от веления Аллаха» (сура 13 «Гром», аяты 10-11).

Ибн ‘Аббас, известный как «толмач Корана», сказал, что здесь имеются в виду ангелы, которым Аллах поручил охранять человека спереди и сзади, но когда должно случиться то, что предопределено Аллахом, они оставляют его.

Муджахид сказал: «У каждого раба есть ангел, которому поручено оберегать его от людей, джиннов и насекомых во сне и наяву. Когда кто-либо из них приближается к нему, ангел говорит: “Берегись!” — за исключением тех случаев, когда Аллах позволяет беде поразить его».

Один мужчина сказал ‘Али ибн Абу Талибу: «Несколько человек из племён мурад хотят убить тебя». Он ответил: «При каждом человеке есть два ангела, оберегающие его от всего, что не предначертано, но если чему-то суждено случиться, то они оставляют его. Поистине, отведённый срок — это надёжный щит». (Ибн Касир. Бидайа Т. 1. С. 54.)

Ангелы, о которых шла речь в суре «Гром», упоминаются и в другом аяте: «Он — Одолевающий и находится над Своими рабами. Он посылает к вам хранителей. Когда же к кому-нибудь из вас приходит смерть, Наши посланцы умерщвляют его, и они не делают упущений» (сура 6 «Скот», аят 61). Хранители, которых отправляет Аллах, оберегают раба до тех пор, пока не истекает его жизненный срок.

Ангелы, отправленные к посланникам и пророкам

Аллах сообщил нам, что эта обязанность возложена на Джибрила: «Скажи: “Тот, кто враждует с Джибрилом, [пусть знает,] что он низвёл [Коран] на твоё сердце с дозволения Аллаха, для подтверждения того, что было [ниспослано] прежде, как верное руководство и благую весть для верующих”» (сура 2 «Корова», аят 97);

«Верный Дух сошёл с ним на твоё сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает» (сура 26 «Поэты», аяты 193-194).

В некоторых случаях откровения от Аллаха приносили другие ангелы. Муслим (806) передал со слов Ибн ‘Аббаса: «Однажды, когда Джибрил находился рядом с посланником, мир ему и благословение Аллаха, он услышал скрип над головой, поднял голову и сказал: “Это открылись ворота на небе, которые ещё никогда не открывались”. Через них спустился ангел, который явился к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: “Возрадуйся двум светочам, которые дарованы тебе и не были дарованы никому из пророков до тебя. Это сура ‘Открывающая Коран’ и последние аяты суры ‘Корова’. И всё, что ты прочтёшь в них, тебе непременно будет даровано”».

В «Тарихе» Ибн ‘Асакира приводится рассказ Хузайфы о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ко мне явился ангел и пожелал мне мира. Он спустился с неба впервые и сообщил мне весть о том, что ал-Хасан и ал-Хусайн — самые уважаемые среди молодых обитателей рая и что Фатима — самая уважаемая среди женщин в раю». Ал-Албани привел этот хадис в «Сахих ал-джами‘» (79).

В «Муснаде» Ахмада (5/391) и «Сунане» ан-Насаи приводится другой хадис Хузайфы о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ты не заметил нечто необычное, что возникло передо мной?» Он ответил: «Да». Он сказал: «Это был один из ангелов, который не спускался на землю прежде этой ночи. Он попросил разрешения у Аллаха пожелать мне мира и сообщил мне весть о том, что ал-Хасан и ал-Хусайн будут самыми уважаемыми среди молодых обитателей рая, а Фатима — самой уважаемой женщиной в раю».

Ангелы являются не только посланникам и пророкам

Не каждый, к кому являются ангелы, считается Божьим посланником или пророком. Думать иначе неправильно. Известно, что Аллах отправил Джибрила к Марйам, а также к матери Исма‘ила, когда у неё закончились питьё и еда. Сподвижники тоже видели Джибрила, когда он явился в образе бедуина. Кроме того, Аллах отправил ангела к мужчине, который шёл навестить своего брата по вере, и тот обрадовал его вестью о том, что Аллах возлюбил его за его любовь к своему брату. Подобных историй много, но нашей целью было лишь показать, что такое возможно.

Как пророк Мухаммад получал откровение?

В «Сахихе» ал-Бухари (2) приводится рассказ ‘Аиши о том, что как-то раз ал-Харис ибн Хишам спросил: «Посланник Аллаха, каким образом к тебе приходит откровение?» Он сказал: «Иногда оно является ко мне подобно колокольному звону, и для меня это является самой тяжёлой формой. Оно покидает меня, когда я уже запомнил его. Иногда же ангел предстаёт предо мной в облике мужчины. Он разговаривает со мной, и я запоминаю то, что он говорит».

Таким образом, самой тяжёлой формой откровения была та, когда Джибрил приходил к посланнику, мир ему и благословение Аллаха, в ангельском состоянии. Во втором случае он перевоплощался в человека, и это было легче для посланника, мир ему и благословение Аллаха.

Известно, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, дважды видел Джибрила в том образе, в котором его сотворил Аллах. В первый раз это произошло через три года после начала пророчества. В «Сахихе» ал-Бухари (4) приводится рассказ Джабира ибн ‘Абдаллаха о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я шёл пешком и вдруг услышал звук с неба. Взглянув наверх, я увидел того самого ангела, который явился мне в Хире. Он сидел на престоле между небом и землёй. Испугавшись, я вернулся и сказал: “Укройте меня”».

Во второй раз это произошло во время восхождения на небеса. Об этих двух событиях говорится в словах Всевышнего: «Научил его обладающий могучей силой и прекрасным сложением. Он выпрямился на наивысшем горизонте. Потом он приблизился и спустился. Он находился от него (т. е. Джибрил от Мухаммада или Мухаммад от Аллаха) на расстоянии двух луков или даже ближе. Он внушил Его рабу откровение, и сердце не солгало о том, что он увидел. Неужели вы будете спорить с ним о том, что он увидел? Ведь он уже видел его другое нисхождение у лотоса крайнего предела, возле которого находится сад пристанища. Тогда лотос был покрыт тем, что покрыло его. Его взор не уклонился в сторону и не преступил [границы дозволенного]» (сура 53 «Звезда», аяты 5-17).

Обязанности Джибрила не ограничиваются передачей откровения

Джибрил отвечает не только за передачу откровения Всевышнего Аллаха. Каждый год в рамадане он приходил к пророку, мир ему и благословение Аллаха, по ночам, и они вместе повторяли Коран. Ал-Бухари передал в своём «Сахихе» (6) следующие слова Ибн ‘Аббаса: «Посланник, мир ему и благословение Аллаха, был самым великодушным человеком, но наибольшую щедрость он проявлял в рамадане, когда с ним встречался Джибрил. Он приходил к нему каждую ночь в рамадане, чтобы прочесть вместе с ним Коран, и тогда посланник, мир ему и благословение Аллаха, был более щедр на всё благое, чем насланный ветер».

Известно, что Джибрил руководил намазом, когда учил посланника, мир ему и благословение Аллаха, молиться так, как того пожелал Всевышний Аллах. В «Сахихе» ал-Бухари (3221) и «Сунане» ан-Насаи приводится рассказ Абу Мас‘уда о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Джибрил спустился ко мне и руководил намазом. Я помолился с ним раз, потом ещё раз, потом ещё раз, потом ещё раз, потом ещё раз». Он посчитал на пальцах до пяти.

В «Сунане» приводится хадис Ибн ‘Аббаса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Джибрил два дня руководил моим намазом возле Каабы. Он совершил со мной полуденный намаз сразу после того, как солнце прошло зенит, когда длина тени стала равна длине ремешка сандалии. Когда длина тени, отражаемой предметом, стала равна его высоте, он совершил со мной послеполуденный намаз. Закатный намаз он совершил со мной, когда разговляются постящиеся, а вечерний — когда исчезло красное зарево. Рассветный намаз он совершил со мной, когда постящимся запрещается есть и пить.

На следующий день он совершил со мной полуденный намаз, когда длина тени, отбрасываемой предметом, стала равна его высоте. Он совершил со мной послеполуденный намаз, когда длина тени, отбрасываемой предметом, стала в два раза длиннее его высоты. Закатный намаз он совершил со мной, когда разговляются постящиеся, а вечерний намаз — по истечении первой трети ночи. Когда же мы завершили рассветный намаз, уже рассвело. Потом он повернулся ко мне и сказал: “О Мухаммад, это сроки, которых придерживались пророки до тебя, и намаз разрешается совершать в промежутках между этими двумя сроками”». В таком виде хадис передал Абу Давуд, а версия ан-Насаи пересказана со слов Абу Хурайры.

Также известно, что Джибрил читал заклинание пророку Мухаммаду. Муслим в своём «Сахихе» (2186) передал со слов Абу Са‘ида, что Джибрил пришёл к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Мухаммад, ты болен?» Он ответил: «Да». Тогда он сказал: «Именем Аллаха заклинаю тебя от всего, что причиняет тебе страдания, от зла каждого, кто обладает душой, и дурного глаза завистника. Да исцелит тебя Аллах, именем Аллаха заклинаю тебя!»

Кроме того, Джибрил вместе с пророком, мир ему и благословение Аллаха, принимал участие в битве при Бадре и сражении у рва. Он сопровождал пророка, мир ему и благословение Аллаха, во время ночного путешествия в Иерусалим (Эль-Кудс) и т. д.

Почему пророки Аллаха не были ангелами?

Аллах не отправлял к людям посланников из числа ангелов, потому что их природа отличается от природы человека. Потомкам Адама не легко вступать в связь с ангелами, и ранее мы уже отмечали, что пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, было нелегко, когда Джибрил являлся к нему в ангельском обличии. Увидев однажды Джибрила в его истинном обличии, он сильно испугался и, придя к жене, попросил укутать его.

Итак, поскольку природа ангелов отличается от природы людей, Аллах решил отправлять к ним посланников из них самих. Поэтому, если бы на Земле обитали ангелы, Аллах отправил бы к ним ангела: «Скажи: “Если бы по земле спокойно ходили ангелы, то Мы отправили бы к ним посланником с неба ангела”» (сура 17 «Ночной перенос», аят 95).

Но если бы даже Аллах отправил к людям посланников из числа ангелов, то они всё равно не приходили бы к ним в ангельском обличии. Они непременно перевоплощались бы в людей и носили бы такую же одежду, как и мы, чтобы мы могли обучаться у них: «Они сказали: “Почему к нему не спускается ангел?” Если бы Мы ниспослали ангела, то решение уже было бы вынесено, после чего они не получили бы отсрочки. Если бы даже Мы ниспослали ангела, Мы всё равно сделали бы его мужчиной и привели бы их в замешательство относительно того, в чём они сомневаются» (сура 6 «Скот», аяты 8-9).

Всевышний сообщил, что неверующие хотели увидеть ангелов и требовали отправить к ним посланника из числа небожителей. Они просили об этом не для того, чтобы встать на прямой путь. Они лишь проявляли упорство в своём неверии, и, если бы их требования были удовлетворены, они всё равно не уверовали бы: «Если бы даже Мы ниспослали им ангелов, и мёртвые заговорили бы с ними, и Мы собрали бы перед ними всё сущее, они ни за что не уверовали бы, если бы только этого не пожелал Аллах. Однако большинство их не ведает [об этом]» (сура 6 «Скот», аят 111).

Ангелы пробуждают в людях желание творить добро

Аллах приставил к каждому человеку одного ангела и одного джинна, и те неразлучно следуют за ним. В «Сахихе» Муслима (2814) приводится рассказ Ибн Мас‘уда о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «К каждому из вас приставлен спутник из числа джиннов и спутник из числа ангелов». Люди спросили: «Даже к тебе, посланник Аллаха?» Он ответил: «Даже ко мне, но Аллах помог мне одолеть его, и тот покорился, и теперь он побуждает меня только к добру».

Очевидно, здесь речь идёт не о тех ангелах, которым приказано записывать деяния людей. Вероятно, этот ангел и этот джинн попеременно воздействуют на человека: один из них велит ему творить зло и побуждает к этому, а другой велит творить добро и вдохновляет на благодеяния.

Передают со слов Ибн Мас‘уда, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, шайтан внушает потомку Адама одно, а ангел — другое. Шайтан внушает ему зло и неверие в истину, а ангел — добро и веру в истину. Если кто-либо почувствует такое, пусть знает, что это от Аллаха, и пусть воздаст хвалу Ему. Если же кто-либо почувствует иное, пусть попросит Аллаха уберечь его от проклятого шайтана». Потом он прочёл: «Шайтан угрожает вам бедностью и велит творить мерзость. Аллах же обещает вам прощение от Него и милость. Аллах — Объемлющий, Знающий» (сура 2 «Корова», аят 268).

Процитировав данный хадис, Ибн Касир пишет: «В таком виде его передали ат-Тирмизи и ан-Насаи в своих “Сунанах”, в разделах, посвящённых толкованию Корана. В обоих случаях его рассказчиком был Ханнад ибн ас-Сари. Ибн Хиббан передал его в своём “Сахихе” через Абу Йа‘лу ал-Мусали, который слышал его от того же Ханнада. Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, но малоизвестным. Другим передатчиком хадиса был Абу ал-Ахвас, т. е. Саллам ибн Сулайм».

Прочтя следующий хадис, ты поймёшь, как два неотлучных спутника — ангел и джинн — пытаются опередить друг друга, чтобы вдохновить человека на добрый или дурной поступок. Хафиз Абу Муса передал через Абу аз-Зубайра рассказ Джабира о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда человек ложится в постель, к нему спешат и ангел, и шайтан. Ангел говорит: “Заверши [свой день] добрым поступком”. Шайтан же говорит: “Заверши [свой день] злодеянием”. Если он поминает Всевышнего Аллаха, пока сон не одолеет его, то ангел прогоняет шайтана и проводит ночь, оберегая его. Когда он просыпается, ангел и шайтан снова спешат к нему. Ангел говорит: “Начни [свой день] добрым поступком”. Шайтан же говорит: “Начни [свой день] злодеянием”. Если он говорит: “Хвала Аллаху, Который вернул меня к жизни после того, как упокоил, и не умертвил меня во сне! Хвала Аллаху, Который оставляет у Себя души тех, кому суждено умереть, и отпускает остальные души до названного срока! Хвала Аллаху, Который удерживает небеса и землю, чтобы они не сдвинулись, ибо, если они сдвинутся, никто другой не удержит их! Хвала Аллаху, Который удерживает небо, чтобы оно не упало на Землю без Его дозволения”, — то ангел прогоняет шайтана и остаётся оберегать его».

Эти хадисы побуждают нас чаще совершать добрые дела, которые очищают наши души и сближают нас с ангелами, ибо, поистине, близость с ангелами приносит нам большую пользу. Мы уже приводили хадис Ибн ‘Аббаса о том, как Джибрил приходил к посланнику, мир ему и благословение Аллаха, в рамадане, чтобы повторять с ним Коран, и что в это время посланник, мир ему и благословение Аллаха, становился более щедрым на всё благое, чем насланный ветер (ал-Бухари).

Ангелы записывают праведные и дурные деяния людей

Есть ангелы, которым поручено записывать все добрые и злые деяния потомков Адама. О них говорится в словах Всевышнего Аллаха: «Поистине, над вами есть хранители —благородные писцы, которые знают о том, что вы совершаете» (сура 82 «Раскалывание», аяты 10-12).

С этой целью Аллах приставил к каждому человеку двух ангелов, которые неотлучно следуют за ним и подсчитывают его слова и поступки: «Мы сотворили человека и знаем, что нашёптывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена. Справа и слева от него сидят [двое ангелов]. Какое бы слово он ни произнёс, при нём всегда готовый наблюдатель» (сура 50 «Каф», аяты 16-18). Эти ангелы всегда наготове, и они не пропускают ни единого вымолвленного слова.

Из очевидного смысла текстов следует, что приставленные к человеку ангелы записывают абсолютно все его слова и поступки, ничего не упуская из виду: «Какое бы слово он ни произнёс, при нём всегда готовый наблюдатель» (сура 50 «Каф», аят 18).

Поэтому человек обнаружит в своей книге всё, что он совершил, и в день воскресения, когда неверующие увидят свои дела записанными, они завопят: «Горе нам! Что это за книга! В ней не упущено ни малое, ни великое — всё подсчитано». Они обнаружат перед собой всё, что совершили, и твой Господь ни с кем не поступит несправедливо» (сура 18 «Пещера», аят 49).

В «Сахихе» ал-Бухари (6478) приводится следующий рассказ Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, раб может произнести слово, угодное Аллаху, не придав ему никакого значения, а оно возвысит его на [многие] ступени, и, поистине, раб может произнести слово, которое вызовет гнев Аллаха, не придав ему никакого значения, а оно ввергнет его в геенну».

Ибн Касир в своём толковании пишет: «Передают, что ал-Хасан ал-Басри прочёл аят «Справа и слева от него сидят [двое ангелов]» (сура 50 «Каф», аят 17), а потом сказал: «Потомок Адама, перед тобой развернут свиток, и к тебе приставлены два благородных ангела: один справа от тебя, а второй — слева. Тот, что справа от тебя, записывает твои благодеяния, а тот, что слева от тебя, — злодеяния. Делай, что тебе угодно, много или мало. Когда же ты умрёшь, твой свиток свернут, и он останется на твоей шее в могиле, пока ты не выйдешь из неё в день воскресения. Об этом сказал Всевышний Аллах: “Каждому человеку Мы повесили на шею его деяния (т. е. сделали их неразлучными с ним). А в день воскресения Мы представим ему книгу, которую он увидит развёрнутой. Читай свою книгу! Сегодня достаточно того, что ты сам сосчитаешь [свои деяния] против самого себя” (сура 17 «Ночной перенос», аяты 13-14). Клянусь Аллахом, справедливо поступает Тот, Кто позволяет тебе самому сосчитать свои грехи!

В тафсире Ибн Касира также сообщается, что Ибн ‘Аббас, комментируя аят «Какое бы слово он ни произнёс, при нём всегда готовый наблюдатель» (сура 50 «Каф», аят 18), сказал: «Записываются все добрые и дурные слова, которые он произносит, и даже такие слова, как “я поел”, “я попил”, “я пошёл”, “я пришёл”, “я увидел”. В каждый четверг его слова и поступки представляются [Аллаху], и остаются только добрые и злые поступки, а всё остальное отбрасывается. Об этом сказал Всевышний: “Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него — Матерь писания” (сура 13 «Гром», аят 39)».

Ибн Касир сообщил, что имам Ахмад во время болезни громко стонал, и ему сообщили слова Тавуса: «Ангел записывает всё, даже стоны». Тогда он прекратил стонать и до самой смерти не издал ни единого стона — да смилостивится над ним Аллах!

Ангел справа записывает добрые дела, а ангел слева — злодеяния

Ат-Табарани в своде «ал-Му‘джам ал-кабир» передал с хорошим иснадом рассказ Абу Умамы о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если раб-мусульманин совершает грех, то ангел, находящийся слева, не опускает трости (т. е. воздерживается от записи совершённого греха — К. Э.) в течение шести часов. Если он раскается и попросит у Аллаха прощения, то он отбрасывает его; если же нет, то [его поступок] записывается как один грех».

Записывают ли ангелы то, что происходит в душе? 

В комментарии к «‘Акиде» имама ат-Тахави (С. 388) сообщается, что ангелы записывают то, что происходит в сердце. При этом автор ссылается на слова Всевышнего Аллаха о том, что ангелы «знают о том, что вы совершаете» (сура 82 «Раскалывание», аят 12). Здесь речь идёт обо всех деяниях, совершаемых телом и душой.

Другим аргументом в пользу данного суждения является хадис Абу Хурайры, переданный Муслимом (128). В нём сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Могучий и Великий Аллах сказал: “Если Мой раб вознамерился совершить дурной поступок, то не записывайте его, но если он совершил его, то запишите ему один дурной поступок. Если же он вознамерился совершить добрый поступок, но не совершил его, то запишите ему одно благодеяние, но если он совершил его, то запишите ему за это десять благодеяний”».

В другом хадисе, переданном ал-Бухари (7501) и Муслимом (129) со слов Абу Хурайры, сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ангелы говорят: “Господи, тот раб хочет совершить дурной поступок”. Он лучше них видит его, но говорит: “Следите за ним, и если он сделает это, то запишите ему одно злодеяние. Если же он откажется от него, то запишите ему одно благодеяние, ведь он отказался от него ради Меня”».

Кое-кто может спросить: не противоречит ли утверждение о том, что ангелы знают о намерениях и желаниях человека, словам Всевышнего: «Он знает о предательском взгляде и том, что скрывают груди» (сура 40 «Прощающий», аят 19)?

На это можно возразить следующим образом: знание об этом не является исключительным атрибутом Всевышнего Аллаха. Оно сокрыто от людей, и никто из них не может знать, о чём помышляет его брат. Однако это не значит, что человеческие помыслы не известны ангелам.

Можно сказать, что ангелы узнают лишь о части того, что таится в сердцах, а именно — о намерениях и желаниях. Что же касается убеждений человека и прочих тайн его души, то у нас нет доказательств того, что ангелы ведают об этом.

Ангелы призывают рабов Аллаха творить добро

В обоих «Сахихах» приводится хадис Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый день, в который просыпаются рабы, с небес нисходят два ангела. Один из них говорит: “Господи, возмести тому, кто раздаёт пожертвования”. А второй говорит: “Господи, погуби того, кто скупится”».

Ангелы испытывают потомков Адама

Иногда Аллах отправляет ангелов, чтобы те испытали потомков Адама. Ал-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурайры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Некогда жили трое сынов Исраила: прокажённый, плешивый и слепой. Пожелав подвергнуть их испытанию, Аллах послал к ним ангела. Придя к прокажённому, ангел спросил его: “Чего бы тебе хотелось больше всего?” Прокажённый ответил: “Чистой, приятного цвета кожи и избавления от того, что вызывает отвращение людей”. Ангел прикоснулся к его телу, и его кожа очистилась, став чистой и приятного цвета. После этого ангел спросил его: “А какое имущество нравится тебе больше всего?” Он ответил: “Верблюды или коровы”. (Передатчик по имени Исхак не был уверен в том, что именно было упомянуто в хадисе.) И была дарована ему жерёбая верблюдица, и ангел сказал: “Да будет тебе в ней благословение Аллаха”.

Потом он пришёл к плешивому и спросил: “Чего бы тебе хотелось больше всего?” Тот ответил: “Красивых волос и избавления от того, что вызывает отвращение людей”. Ангел прикоснулся к его голове, и исчезла его болезнь, и были дарованы ему прекрасные волосы. Затем он спросил его: “А какое имущество нравится тебе больше всего?” Он ответил: “Коровы”. И была дарована ему стельная корова, и ангел сказал: “Да будет тебе в ней благословение Аллаха”.

Потом он пришёл к слепому и спросил: “А тебе чего хочется больше всего?” Тот ответил: “Чтобы Аллах вернул мне зрение, и чтобы я мог видеть людей”. Ангел прикоснулся к нему, и Аллах вернул ему зрение. Затем ангел спросил его: “А какое имущество нравится тебе больше всего?” Он ответил: “Овцы”. И была дарована ему покрытая овца. Затем животные расплодились, и у одного появилось стадо верблюдов, у другого — стадо коров, а у третьего — отара овец.

Затем ангел в образе прокажённого явился к первому из них и сказал: “Я бедный путник, в пути у меня кончились припасы, и не на кого мне сегодня уповать, кроме Аллаха, а затем тебя. Именем Того, Кто даровал тебе приятную внешность и чистую кожу, а также это имущество, умоляю тебя дать мне одного верблюда, чтобы я смог продолжить путь”. Он ответил: “Обязательств много”. Тогда ангел сказал ему: “Кажется, я узнал тебя! Разве не ты был прокажённым и презираемым всеми бедняком, а затем Аллах одарил тебя?” Он ответил: “Нет, я унаследовал это от предков”. Ангел сказал: “Да вернёт тебя Аллах в прежнее состояние, если ты лжёшь!”

Затем он явился ко второму в образе плешивого и сказал ему то же, что сказал первому, но тот ответил так же. Тогда ангел сказал: “Да вернёт тебя Аллах в прежнее состояние, если ты лжёшь!”

Затем ангел явился к третьему в образе слепого и сказал: “Я бедный путник, в пути у меня кончились припасы, и не на кого мне сегодня уповать, кроме Аллаха, а затем тебя. Именем Того, Кто вернул тебе зрение, прошу тебя дать мне в дорогу одну овцу, чтобы я смог продолжить путь”. Он ответил: “Я был слепым, но Аллах вернул мне зрение. Поэтому бери себе, что хочешь, и оставь, что хочешь. Клянусь Аллахом, сегодня я не помешаю тебе взять то, что ты возьмёшь именем Аллаха”. Тогда ангел сказал: “Оставь себе своё богатство, ибо это было лишь испытанием для вас. Аллах остался доволен тобой и разгневался на твоих двух товарищей”».

Ангелы извлекают души рабов из тел, когда истекает их срок

Некоторым ангелам поручено извлекать души рабов из тел, когда истекает отведённый им срок. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Ангел смерти, которому вы поручены, умертвит вас, а потом вы будете возвращены к своему Господу”» (сура 32 «Земной поклон», аят 11).

Души людей забирает не один ангел: «Он — Одолевающий и находится над Своими рабами. Он посылает к вам хранителей. Когда же к кому-нибудь из вас приходит смерть, Наши посланцы умерщвляют его, и они не делают упущений. Потом их возвращают к Аллаху, их Истинному Покровителю. Он один принимает решение, и Он Самый быстрый в расчёте» (сура 6 «Скот», аяты 61-62).

Ангелы вырывают души неверующих и грешников грубо и жёстко, не проявляя к ним жалости и не делая им снисхождения: «Если бы ты видел несправедливых, когда они оказываются в предсмертной агонии и ангелы простирают к ним свои руки: “Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями”» (сура 6 «Скот», аят 93);

«Если бы ты видел, как ангелы умерщвляют неверующих. Они бьют их по лицу и по спинам: “Вкусите мучения от обжигающего огня!”» (сура 8 «Трофеи», аят 50);

«Но что же будет, когда ангелы станут умерщвлять их, ударяя по их лицам и спинам?» (сура 47 «Мухаммад», аят 27).

Что же касается верующих, то их души ангелы извлекают нежно и ласково.

Извлекая души верующих, ангелы сообщают им благую весть

Когда для верующего раба наступает смертный час, ангелы спускаются к нему, чтобы сообщить ему благую весть и поддержать его: «Поистине, к тем, которые сказали: “Наш Господь — Аллах”, — а потом были стойки, нисходят ангелы: “Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь раю, который был обещан вам. Мы ваши помощники в мирской жизни и последней жизни. Вам там уготовано всё, чего пожелают ваши души! Вам там уготовано всё, о чём вы попросите!”» (сура 41 «Разъяснены», аяты 30-31).

Когда же умирают неверующие, ангелы сообщают им о том, что их ожидают ад и гнев Всемогущего Аллаха. Они говорят: «Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями» (сура 6 «Скот», аят 93).

Муса выбивает глаз у Ангела смерти

В «Сахихах» Муслима (2372) и ал-Бухари приводится рассказ Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ангел смерти пришёл к Мусе и сказал ему: “Ответь на зов твоего Господа!” Но Муса ударил его по глазу и выбил его. Тогда ангел вернулся к Всевышнему Аллаху и сказал: “Ты отправил меня к рабу Твоему, который не хочет умирать, и он выбил мне глаз”. Аллах вернул ему глаз и сказал: “Вернись к Моему рабу и скажи: ‘Ты хочешь жить? Если ты хочешь жить, то положи руку на спину быка, и ты проживёшь столько лет, сколько волосков накроет твоя рука’”. Муса спросил: “А что потом?” Он сказал: “А потом ты умрёшь”. Он сказал: “Тогда сейчас”». В таком виде хадис передал Муслим.

В хадисе также говорится: «Раньше Ангел смерти приходил к людям так, что они могли видеть его, и когда он пришёл к Мусе, тот выбил ему глаз» (Ахмад и ат-Табарани).

Как сообщает Ибн Хаджар, некоторые еретики отрицают данный хадис. Опровергая их точку зрения, он пишет: «Муса выбил глаз Ангелу смерти, потому что увидел его в образе человека, пробравшегося в его дом без разрешения. Он не знал, что это Ангел смерти. Законотворец разрешил выколоть глаз тому, кто подсматривает за мусульманином в его доме без разрешения. Когда ангелы пришли к Ибрахиму и Луту в человеческом обличье, те тоже не сразу узнали их, ведь если бы Ибрахим узнал их, то не стал бы предлагать им поесть, а если бы Лут узнал их, то не стал бы опасаться за них».

Непринятие достоверных хадисов, повествующих о незримом мире, несовместимо с верой, даже если оно опирается на логические доводы. Вера в сокровенное — первое качество богобоязненных рабов, о чём ясно говорится в начале суры «Корова». И если достоверность высказывания Аллаха и Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, доказана, то нам не остаётся ничего, кроме как поверить ему: «А обладающие основательными знаниями говорят: “Мы уверовали в него. Он целиком от нашего Господа”. Но поминают назидание только обладающие разумом» (сура 3 «Семейство `Имрана», аят 7).

Связь ангелов с человеком после смерти

Говоря о вере в последний день, мы ещё коснёмся — если на то будет воля Всевышнего Аллаха — связи ангелов с людьми после смерти. Мы поговорим о том, как Мункар и Накир допрашивают раба в могиле, как одни ангелы доставляют удовольствие праведникам в могиле, а другие причиняют страдания неверующим и преступникам. Мы расскажем, как в день воскресения они встретят верующих, а Исрафил затрубит в рог, как они соберут всех людей для расчёта, а потом погонят неверующих в геенну, а верующих препроводят в рай, как они будут наказывать неверующих в аду и желать мира верующим в раю.