بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!

Эта мекканская сура, как и многие другие, получила такое название по её первому аяту.

Главная тема суры — Судный день и воскрешение. Также в ней упоминается о людях, отрицавших этот великий день и отказавшихся признать, что воскрешение и справедливое воздаяние действительно грядут.

Нетрудно проследить связь между названием суры и её главной темой, потому что великая весть, упоминаемая в ней, — это и есть Судный день, расчёт и воздаяние.

Видна связь и между началом и концом данной суры. Начинается она с вопроса, имеющего своей целью осуждение и порицание отрицающих воскрешение. А завершается сура аятами, в которых подчёркивается истинность Судного дня.

Также существует тесная связь между концом предыдущей суры «Посылаемые» и началом данной суры. Та сура завершается аятами, посвящёнными тем, кто отрицал Судный день и воскрешение: «Горе в тот день обвиняющим во лжи! В какой же рассказ после этого вы уверуете?» (сура 77 «Весть», аяты 49–50).

А данная сура начинается с аятов, в которых продолжается та же тема: «О чём они расспрашивают друг друга? О великой вести, относительно которой они расходятся во мнениях» (сура 78 «Весть», аят 1–3).

Эти две суры имеют много общего, так как обе они повествуют о Судном дне и участи верующих и неверующих, а также о людях, которые отрицали Судный день, и доказательствах истинности Судного дня, воскрешения и воздаяния.

Вопрос многобожников о воскрешении
(1) عَمَّ يَتَسَاءَلُونَ

О чём они расспрашивают друг друга?

(2) عَنِ النَّبَإِ الْعَظِيمِ

О великой вести,

(3) الَّذِي هُمْ فِيهِ مُخْتَلِفُونَ

относительно которой они расходятся во мнениях.

(4) كَلاَّ سَيَعْلَمُونَ

Но нет, скоро они узнают!

(5) ثُمَّ كَلاَّ سَيَعْلَمُونَ

Ещё раз нет, скоро они узнают!

Эта часть суры непосредственно связана с главной темой суры — Судным днём, поскольку под великой вестью подразумевается воскрешение, относящееся к событиям Судного дня.

Это обращение, в первую очередь, к мекканским язычникам, которые не называются потому, что всё и так очевидно, а также как выражение пренебрежения к ним, но в действительности оно адресовано всякому отрицающему воскрешение и воздаяние.

Эти люди вопрошали друг друга или же они спрашивали верующих о Судном дне и воскрешении, демонстрируя неверие в воздаяние и расчёт. В этих аятах Всевышний Аллах угрожает этим скверным и жалким людям, обещая, что «они узнают». Они узнают, что эта великая весть была истинной. Судный день неотвратим, и когда он настанет, отрицавшие его уже не смогут отрицать очевидное, и этот день будет тяжким и страшным для них.

Чудеса Всевышнего во Вселенной
(6) أَلَمْ نَجْعَلِ الأَرْضَ مِهَادًا

Разве Мы не сделали землю ложем,

(7) وَالْجِبَالَ أَوْتَادًا

а горы — колышками?

(8) وَخَلَقْنَاكُمْ أَزْوَاجًا

Мы сотворили вас парами,

(9) وَجَعَلْنَا نَوْمَكُمْ سُبَاتًا

и сделали ваш сон отдыхом,

(10) وَجَعَلْنَا اللَّيْلَ لِبَاسًا

и сделали ночь покрывалом,

(11) وَجَعَلْنَا النَّهَارَ مَعَاشًا

и сделали день временем деятельности,

(12) وَبَنَيْنَا فَوْقَكُمْ سَبْعًا شِدَادًا

и воздвигли над вами семь твердынь,

(13) وَجَعَلْنَا سِرَاجًا وَهَّاجًا

и установили пылающий светильник,

(14) وَأَنزَلْنَا مِنَ الْمُعْصِرَاتِ مَاء ثَجَّاجًا

и низвели из облаков обильно льющуюся воду,

(15) لِنُخْرِجَ بِهِ حَبًّا وَنَبَاتًا

чтобы взрастить ею зёрна и растения

(16) وَجَنَّاتٍ أَلْفَافًا

и густые сады.

Эта часть суры связана с главной темой суры, поскольку упоминаемые чудеса Всевышнего во вселенной призваны служить дополнительными доказательствами могущества Всевышнего Аллаха: Тот, Кто сотворил всё это, способен и воскресить человека после смерти и подвергнуть его расчёту и воздать ему по заслугам.

Связана эта часть суры и с предыдущей, поскольку продолжается тема Судного дня и воскрешения.

Эти люди отрицали воскрешение и задавали вопросы о Судном дне, свидетельствующие о том, что они не веруют в него и считают его чем-то невероятным: мол, неужели такое возможно? Неужели мы будем воскрешены? Поэтому вполне уместно было напомнить этим людям о том, сколько всего удивительного и прекрасного сотворил Всевышний Аллах, и указать им на Его чудеса во вселенной. Это напоминание суть свидетельство в пользу истинности той великой вести, которую они отказывались признавать, то есть Судного дня.

Всевышний Аллах призывает этих людей посмотреть вокруг и задуматься. Ведь всё, что они видят, — это творения Аллаха и свидетельства Его совершенного знания и безграничного могущества. Разве не сотворил Он землю приспособленной для жизни человека на её поверхности? Вне всяких сомнений, Всевышний Господь сотворил её именно такой. Как же могут живущие на этой земле и видящие её каждый день люди не верить в способность Всевышнего воскресить людей и подвергнуть их расчёту?

Всевышний также создал горы, которые подобны укрепляющим землю колышкам. Наука давно доказала, что горы смягчают влияние того, что происходит в недрах земли, на её поверхность, и благодаря им люди могут жить на земле, не страдая от постоянного движения земной коры и разрушительных землетрясений. В горах много удивительного. Примечательно также, что горы являются природными хранилищами воды, ведь множество рек берут своё начало именно в горах.

И Он создал разные живые существа парами, то есть особи женского и мужского пола, в чём заключена великая мудрость. Согласно некоторым объяснениям, имеются в виду не только представители разных полов, но и разновидности творений Всевышнего вообще.

Всевышний Аллах также сделал сон отдыхом, ночь — временем покоя после дневных трудов, а день — напротив, временем активной деятельности, когда человек трудится, добывая пропитание и делая необходимое для его жизни.

И Господь миров сотворил семь небес, устроенных самым удивительным образом. Они для нас подобны кровле, не имеющей притом никаких опор. Это великое творение, несомненно, относится к явным доказательствам могущества Всевышнего и, как следствие, Его способности воскресить умерших и подвергнуть их расчёту.

И Он, Всевышний, создал солнце, которое дарит нам необходимое тепло и свет и без которого жизнь на нашей планете была бы невозможной. Это светило не гаснет вот уже много тысяч лет и является ещё одним подтверждением могущества Всевышнего Творца.

И Он, Всевышний, создал облака, которые обильно проливают воду, и благодаря этой воде земля производит растения, которыми питаются люди и животные.

И Он же сотворил прекрасные сады.

И всё это сотворено самым гармоничным образом, как некая сложно и тонко устроенная система, в которой каждый элемент выполняет свою важную и уникальную роль.

Все эти чудеса Всевышнего во Вселенной — неопровержимые доказательства Его могущества, а значит, и способности явить Судный день, воскресить людей и воздать им за их деяния.

События Судного дня
(17) إِنَّ يَوْمَ الْفَصْلِ كَانَ مِيقَاتًا

Поистине, День различения назначен [на определённое время].

(18) يَوْمَ يُنفَخُ فِي الصُّورِ فَتَأْتُونَ أَفْوَاجًا

В тот день протрубят в рог, и вы придёте толпами,

(19) وَفُتِحَتِ السَّمَاء فَكَانَتْ أَبْوَابًا

и небо раскроется и станет вратами,

(20) وَسُيِّرَتِ الْجِبَالُ فَكَانَتْ سَرَابًا

и горы придут в движение и станут маревом.

(21) إِنَّ جَهَنَّمَ كَانَتْ مِرْصَادًا

Поистине, Геенна — засада

(22) لِلطَّاغِينَ مَآبًا

и место возвращения для тех, кто преступает границы дозволенного.

(23) لابِثِينَ فِيهَا أَحْقَابًا

Они останутся там на веки вечные,

(24) لّا يَذُوقُونَ فِيهَا بَرْدًا وَلا شَرَابًا

не вкушая ни прохлады, ни питья,

(25) إِلاَّ حَمِيمًا وَغَسَّاقًا

а только кипяток и гной.

(26) جَزَاء وِفَاقًا

Это будет подобающим возмездием.

(27) إِنَّهُمْ كَانُوا لا يَرْجُونَ حِسَابًا

Поистине, они не ожидали расчёта

(28) وَكَذَّبُوا بِآيَاتِنَا كِذَّابًا

и полностью отрицали Наши знамения.

(29) وَكُلَّ شَيْءٍ أَحْصَيْنَاهُ كِتَابًا

Мы же всякую вещь подсчитали и записали.

(30) فَذُوقُوا فَلَن نَّزِيدَكُمْ إِلاَّ عَذَابًا

Вкушайте же! Мы не прибавим вам ничего, кроме мучений.

Связь этой части суры с её главной темой очевидна, поскольку речь в ней идёт как раз о событиях Судного дня. Связана эта часть суры и с предыдущей, поскольку после упоминания о некоторых чудесах Всевышнего во вселенной, которые являются доказательством безграничного могущества Господа и, соответственно, истинности Судного дня, начинается повествование о событиях самого Судного дня.

Эти люди вопрошали о Судном дне, считая его чем-то невероятным и насмехаясь над верующими в него, поэтому Всевышний Аллах поведал о том, что будет происходить в этот великий день и какие мучения постигнут неверующих.

Судный день наступит в назначенный Всевышним срок, не раньше и не позже. Эпоха земного существования творений завершится и для них начнётся жизнь вечная. В этот день Всевышний Аллах будет вершить суд над творениями.

Ангел Исрафиль (мир ему) подует в рог. Этот рог относится к миру сокровенного, и мы не знаем о нём ничего, кроме названия. Речь идёт о втором дуновении в Рог, которое ознаменует собой воскрешение творений. Люди поднимутся из могил и соберутся, чтобы предстать перед своим Господом для расчёта и воздаяния. Небеса разверзнутся для нисхождения ангелов или же будут представлять собой куски, так что в них появится множество «дверей».

Горы будут вырваны со своих мест и обратятся в прах, уподобившись миражу.

Геенна, так долго поджидавшая своих обитателей, станет для неверующих вечной обителью, местом постоянного пребывания. Она для них словно вражеская засада: никто из них не хотел бы попадать в неё, но она как сидящий в засаде враг окружает их и делает навечно своими беспомощными пленниками. И существование их в этой страшной огненной обители будет поистине ужасным. Там у них не будет желанной прохлады и сколько-нибудь приятного и утоляющего жажду питья — только кипяток и сок из тел горящих в ней людей. Там им не будет отдыха. И это будет справедливым воздаянием.

Ведь они не верили, что когда-нибудь они подвергнутся расчёту и им придётся отвечать за содеянное в земной жизни. И они отвергали знамения Всевышнего и считали ложью аяты Его Книги. Они смеялись над словами Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) — над его призывом к единобожию, над сообщениями о грядущем Судном дне и воскрешении. Но обо всём этом известно Всевышнему. Все их скверные деяния учтены и записаны и ничего не упущено. И в Судный день, который они так упорно отрицали, они вкусят заслуженное наказание и подвергнутся мучениям, которые сами навлекли на себя, и им некого будет упрекать за то положение, в котором они оказались, кроме самих себя.

Награда богобоязненных
(31) إِنَّ لِلْمُتَّقِينَ مَفَازًا

Поистине, богобоязненных ожидает место преуспеяния —

(32) حَدَائِقَ وَأَعْنَابًا

сады и виноградники,

(33) وَكَوَاعِبَ أَتْرَابًا

и полногрудые сверстницы,

(34) وَكَأْسًا دِهَاقًا

и полные чаши.

(35) لّا يَسْمَعُونَ فِيهَا لَغْوًا وَلا كِذَّابًا

Они не услышат там ни пустословия, ни лжи.

(36) جَزَاء مِّن رَّبِّكَ عَطَاء حِسَابًا

Это будет воздаянием и исчисленным даром от твоего Господа,

(37) رَبِّ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَمَا بَيْنَهُمَا الرَّحْمَنِ لا يَمْلِكُونَ مِنْهُ خِطَابًا

Господа небес и земли и того, что между ними, Милостивого, с Которым они не посмеют даже заговорить.

(38) يَوْمَ يَقُومُ الرُّوحُ وَالْمَلائِكَةُ صَفًّا لّا يَتَكَلَّمُونَ إِلاَّ مَنْ أَذِنَ لَهُ الرَّحْمَنُ وَقَالَ صَوَابًا

В тот день, когда Дух [Джибриль] и ангелы станут рядами, не будет говорить никто, кроме тех, кому позволит Милостивый и кто будет говорить правду.

(39) ذَلِكَ الْيَوْمُ الْحَقُّ فَمَن شَاء اتَّخَذَ إِلَى رَبِّهِ مَآبًا

Это истинный день, и всякий, кто пожелает, вернётся к своему Господу.

(40) إِنَّا أَنذَرْنَاكُمْ عَذَابًا قَرِيبًا يَوْمَ يَنظُرُ الْمَرْءُ مَا قَدَّمَتْ يَدَاهُ وَيَقُولُ الْكَافِرُ يَا لَيْتَنِي كُنتُ تُرَابًا

Мы предостерегли вас от наказания близкого. В тот день человек увидит, что уготовили его руки, а неверующий скажет: “Ах, если бы я был прахом!”

Связь этой части суры с главной темой очевидна, поскольку продолжается тема Судного дня. Также нетрудно заметить связь между этой частью суры и предыдущей. Если в той части суры речь шла об участи неверующих, отрицавших воскрешение, то в этой части в основном говорится о награде богобоязненных верующих. То есть за устрашением следует прельщение.

Богобоязненные преуспеют, и их обителью станут райские сады с разнообразными прекрасными деревьями и виноградниками, и в их распоряжении будет бесчисленное множество райских плодов. В этих садах их будут ждать райские женщины — прекрасные видом, одинаковые по возрасту. Они будут вкушать чистый, приятный райский напиток, который не будет иметь ни одного из тех недостатков, которые имеют напитки в нашем мире. И там они не услышат скверных и лживых слов — только благие и приятные речи. Таким будет их воздаяние по милости и благоволению Всевышнего Господа.

Господь миров — Господь небес и земли и того, что между ними. Он — Господь всего сущего, милость Которого объемлет всякую вещь. И никто из творений не сможет обратиться к Нему иначе как с Его позволения. В Судный день — день воскрешения, который неверующие отрицали и о котором вопрошали с насмешкой и издёвкой — ангелы, в числе которых будет и Джибриль (мир ему), выстроятся рядами, и будет говорить лишь тот, кому даст позволение на это Господь миров. Речь идёт о заступничестве: никто не сможет заступаться за кого-либо, пока Господь не даст ему позволение сделать это. И заступаться в этот день будет позволено лишь за того, кем Аллах доволен.

Это будет истинный день, то есть день, в котором нет сомнений, и когда он наступит, никто из отрицавших его ранее уже не сможет продолжать делать это. Это тот самый день, о неизбежном наступлении которого предупреждал их Господь. Это день, в который тех, кто отрицал его, постигнет неминуемое наказание за то, что содеяли они сами, по своей воле, безо всякого принуждения. И в этот день, увидев воочию то, что они отрицали, неверующие горько пожалеют об этом, и каждый из них пожелает стать обычной землёй, на которую не возлагаются религиозные обязанности и которая, в отличие от них, не будет отвечать пред Всевышним за свои поступки и не подвергнется мучениям в Адском пламени.