بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!

Эта мединская сура, состоящая из двенадцати аятов, получила своё название по первому аяту, в котором упоминается запрещение. Причиной ниспослания этой суры стало событие из жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), упоминаемое в сборниках хадисов, в том числе и в сборнике достоверных хадисов имама аль-Бухари.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах), которой довелось быть непосредственной участницей этого события, передаёт: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ел мёд у [своей жены] Зейнаб бинт Джахш, задерживаясь у неё дольше обычного, и мы с Хафсой договорились, что к кому бы из нас он ни зашёл, она скажет: “Ты ел камедь? Я чувствую исходящий от тебя запах камеди”. [И когда она сказала ему это], он сказал: “Я просто ел мёд у Зейнаб бинт Джахш, но я не стану больше этого делать. Я поклялся. Никому не говори об этом”. И тогда было ниспослано: “О Пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что дозволил тебе Аллах…” (66:1–4)».

Необходимо сказать, что поведение ‘Аиши и Хафсы, двух жён Пророка (мир ему и благословение Аллаха), было обусловлено вовсе не желанием лишить Пророка (мир ему и благословение Аллаха) чего-то из того, что он любил, а обычной женской ревностью, которая присуща каждой представительнице слабого пола вне зависимости от её положения. Они заметили, что из-за мёда, который любил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и который он ел у Зейнаб, он задерживался у неё немного дольше, чем обычно, что заставило их ревновать.

Каждая из них желала занимать достойное положение при лучшем из людей и быть объектом его внимания, и ни одной из них не хотелось уступать кому-то это внимание и время, которое она проводила с ним. При этом у них не было и мысли о том, чтобы причинять беспокойство самому Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и лишать его тех дозволенных благ, которые были ему по душе. Ведь это были глубоко верующие, праведные, богобоязненные женщины.

Сура посвящена этому происшествию. Между названием суры и её содержанием существует тесная связь. Как и во многих других коранических сурах, в данной суре некое событие принято за основу с целью продемонстрировать выводы, которые можно сделать из неё, а также вытекающие из него либо связанные с ним нормы Шариата, то есть упоминание о данном событии имеет своей конечной целью воспитание мусульманской общины и разъяснение того, что верующим надлежит знать.

В некоторых сообщениях называются другие причины ниспослания этой суры, однако сообщения эти, по словам имама Ибн Касира (да помилует его Аллах), недостоверны.

Эта и предыдущая сура «Развод» связаны: обе суры рассматривают вопросы супружеской жизни, в особенности, развод, его последствия и связанные с ним действия.

Обе суры начинаются с обращения к Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Обе суры содержат нормы Шариата, связанные с женщинами. В предыдущей суре упоминается запрещение того, что разрешил Аллах, посредством развода, а в данной суре упоминается запрещение того, что разрешил Аллах, другим путём, посредством клятвы. Если в предыдущей суре упомянуты имеющие непосредственное отношение к разводу нормы Шариата, связанные с иддой, содержанием, жильём, а также вскармливанием детей, то в этой суре содержится угроза развода, из которой можно понять, что развод влечёт за собой немало проблем и трудностей и является неприятным, болезненным событием. Предупреждение о возможном разводе тяжко для женщины, поскольку напоминает ей о последствиях развода: распаде семьи, разрыве эмоциональных связей и трудностях, которые испытывает сама женщина и её дети как результат этого печального события.

Начало этой суры и конец предыдущей суры также тесно связаны, сообщая о том, что Всевышний Аллах объемлет всё Своим знанием. Предыдущая сура завершается побуждением к вере в Аллаха и совершению благих деяний, а в начале данной суры упоминается то, с чего начинаются благие деяния: это покаяние и покорность Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Из последних аятов суры «Развод» следует, что одной из главных задач Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было просвещать свою общину относительно дозволенного и запретного, а эта сура содержит одно из данных Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) шариатских предписаний: «Аллах установил для вас путь освобождения от ваших клятв…»

Начало и конец данной суры также тесно связаны. В начале её упоминаются великие уверовавшие женщины — жёны Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а в конце упоминаются другие великие уверовавшие женщины, жившие в более раннюю эпоху, — жена Фараона Асия, воспитавшая пророка Мусу (мир ему), и дочь Имрана Марьям, мать пророка Исы (мир ему).

Также в начале суры упоминается угроза тем, кто противоречит и противостоит Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и выступает против него, а в конце суры упоминаются две женщины — жёны пророков, которые, тем не менее, остались неверующими, противореча таким образом своим верующим и праведным мужьям в убеждениях. Этим женщинам не принесло никакой пользы то положение, которое они занимали при своих мужьях-пророках. Это напоминание всем жёнам Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что то положение, которое они занимают при Посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), не принесёт им никакой пользы и ни от чего не избавит их пред Аллахом.

Упрёк и прощение
(1) يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ لِمَ تُحَرِّمُ مَا أَحَلَّ اللَّهُ لَكَ تَبْتَغِي مَرْضَاتَ أَزْوَاجِكَ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

О Пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что дозволил тебе Аллах, стремясь угодить своим жёнам? Аллах — Прощающий, Милующий.

(2) قَدْ فَرَضَ اللَّهُ لَكُمْ تَحِلَّةَ أَيْمَانِكُمْ وَاللَّهُ مَوْلاكُمْ وَهُوَ الْعَلِيمُ الْحَكِيمُ

Аллах установил для вас [о верующие] путь освобождения от ваших клятв. Аллах — ваш Покровитель. Он — Знающий, Мудрый.

В Коране вообще и в данной суре в частности упрёки, адресованные Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), облечены в самую мягкую и деликатную форму, какую только можно представить. Это событие не оказало никакого влияния на мусульманскую общину и тем более не было связано с запретом либо дозволенностью чего-либо на уровне целой общины. Это было просто событие из личной жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), обусловленное ревностью его жён, поэтому упрёк в данном случае был предельно смягчён. К тому же, завершается упрёк упоминанием о прощении и милости.

В этой части суры, несмотря на то, что связаны эти аяты с эпизодом из личной жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), содержится крайне важный урок для мусульманской общины: даже лучший из людей, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), подлежит обучению и порицанию, и если он поступит ненадлежащим образом, то Всевышний Аллах не станет одобрять этот его поступок. Это повод задуматься для всех членов мусульманской общины. В данном случае Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отказался от того, что Всевышний Аллах сделал дозволенным, без уважительной причины, не ради того, что действительно приносит пользу.

Из этой части суры видно, как Всевышний заботится о Своём Посланнике и какое место тот занимает при Нём. Всякий раз, когда Посланник (мир ему и благословение Аллаха) ущемлял собственное законное право, уступая желаниям других, откровение вмешивалось и указывало ему на то, что ему надлежит делать, и это было указание на поведение, которое действительно согласуется с его высоким положением. Откровение, как известно, вмешивалось и в тех случаях, когда мусульмане невольно причиняли беспокойство Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а он в силу своей скромности и благородства стеснялся сказать им об этом.

Слово имеет огромное значение, и человек обязан следить за тем, что слетает с его языка, и оценивать то, что он собирается сказать, с точки зрения Шариата: можно ли и нужно ли говорить это? При этом, если человек допустил ошибку, сказав то, чего ему не надлежало говорить, то он всегда может попросить у Аллаха прощения, принести покаяние и вернуться к покорности Ему, устремляясь к Нему со всей искренностью всем своим существом. Если же слова, сказанные человеком, содержат какое-то обещание либо обязательство, то Шариат предписывает соответствующее искупление и избавление от данной клятвы. Это кормление десяти бедняков, а если человек не может, то освобождение раба, а если он не может освободить раба, тогда пост в течение трёх дней. Это предписанное Шариатом искупление нарушенной клятвы.

Содержащееся в данной суре напоминание об этом искуплении призвано побудить верующих внимательнее относиться к своим словам, быть более осторожными со своими речами и следить за тем, что они говорят. В Сунне также содержатся предупреждения о том, что слова могут привести человека и в Рай, и в Ад. Также Сунна учит верующего в случае, если он поклялся сделать нечто, а потом увидел, что лучше и правильнее поступить иначе, отказаться от задуманного, искупить данную клятву и сделать то, что правильнее и лучше.

Разглашение супружеских тайн и последствия этой ошибки
(3) وَإِذْ أَسَرَّ النَّبِيُّ إِلَى بَعْضِ أَزْوَاجِهِ حَدِيثًا فَلَمَّا نَبَّأَتْ بِهِ وَأَظْهَرَهُ اللَّهُ عَلَيْهِ عَرَّفَ بَعْضَهُ وَأَعْرَضَ عَن بَعْضٍ فَلَمَّا نَبَّأَهَا بِهِ قَالَتْ مَنْ أَنبَأَكَ هَذَا قَالَ نَبَّأَنِيَ الْعَلِيمُ الْخَبِيرُ

Вот Пророк поверил тайну одной из своих жён. Когда же она раскрыла её, и Аллах открыл ему это, он дал знать о части этого и утаил другую часть. Она сказала: “Кто же сообщил тебе об этом?” Он сказал: “Мне сообщил Знающий, Ведающий”.

(4) إِن تَتُوبَا إِلَى اللَّهِ فَقَدْ صَغَتْ قُلُوبُكُمَا وَإِن تَظَاهَرَا عَلَيْهِ فَإِنَّ اللَّهَ هُوَ مَوْلاهُ وَجِبْرِيلُ وَصَالِحُ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمَلائِكَةُ بَعْدَ ذَلِكَ ظَهِيرٌ

Если вы обе раскаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону. Если же вы станете поддерживать друг друга против него, то ведь ему покровительствует Аллах, а также [ангел] Джибриль и праведные верующие. А кроме того, ангелы помогают ему.

(5) عَسَى رَبُّهُ إِن طَلَّقَكُنَّ أَن يُبْدِلَهُ أَزْوَاجًا خَيْرًا مِّنكُنَّ مُسْلِمَاتٍ مُّؤْمِنَاتٍ قَانِتَاتٍ تَائِبَاتٍ عَابِدَاتٍ سَائِحَاتٍ ثَيِّبَاتٍ وَأَبْكَارًا

Если он разведётся с вами, то его Господь может заменить вас ему жёнами, которые будут лучше вас, и будут мусульманками, верующими, покорными, кающимися, поклоняющимися, постящимися, как побывавшими замужем, так и девственницами.

Эта часть суры тесно связана с общей темой суры — темой покорности Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Также эта часть суры тесно связана с предыдущей, являясь по сути подробным разъяснением того, о чём в предыдущей части упоминается в общем. Важно отметить, что в изложении того, что произошло между Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его жёнами, опущены ненужные подробности, то есть всё то, что не несёт в себе воспитательной ценности и не требуется для извлечения из данного происшествия урока, важного для всей мусульманской общины. Поэтому не упоминается ни то, что именно Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) объявил запретным для себя, ни то, какой именно секрет разгласила одна из его жён, ни имя этой жены. Это ещё одно указание на уникальность и мудрость Книги Аллаха: она затрагивает любой вопрос лишь в той мере, в какой это требуется, и в ней нет ничего лишнего, но нет и сбивающей с толку недосказанности.

После упоминания подробностей происшествия, из которых должны быть сделаны воспитательные выводы, Всевышний Аллах разъясняет, что для тех, кто стал непосредственной причиной того, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил себе то, что запретил, открыты врата покаяния. Когда эти две жены Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) договорились лишить Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мёда, который он пил у Зейнаб ибн Джахш (да будет доволен ею Аллах) и который он любил, то их сердца склонились к тому, что было ненавистно Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а уже одного этого достаточно, чтобы адресовать им предостережение и предупреждение.

Им было сказано: если они покаются, то Аллах простит их, а если будут упорствовать в неподобающем поведении, то ведь против них будет и Всевышний Аллах, и Его ангелы, и все верующие.

Причём помимо предупреждения о возможном наказании в будущем, в вечной жизни, в аятах содержится предостережение и от наказания уже в этой жизни. Это развод и замена жён, которые ведут себя неподобающе, другими, новыми, которые будут лучше них во всех отношениях, и станут покорно исполнять веления Аллаха и его Посланника, и будут верующими в то, что покорных Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ожидает великая награда в мире вечном. И если даже они сделают упущение, то тут же раскаются, вернутся к покорности, откажутся от противоречий и вернутся на правильный путь. То есть они будут в точности такими, какими надлежит быть супругам Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Причём среди этих жён будут и девственницы, и побывавшие замужем. И это будет почёт, оказанный Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), потому что каждая из этих категорий имеет свои достоинства… Развод — тяжёлое испытание для любой женщины, а что говорить о том случае, когда мужем является лучший из людей, благородный Посланник Всевышнего (мир ему и благословение Аллаха)?

Несмотря на упоминание о неподобающем поступке и о являющемся тяжким испытанием разводе, в этой части суры хорошо заметен почёт, оказанный жёнам Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) — матерям верующих. Адресованный им упрёк и угроза развода выражены самым мягким и деликатным образом, а перечисленные в аяте качества наилучших жён призваны лишь служить напоминанием им о том, какими они должны быть.

Сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), как известно, избегал жёстких упрёков в адрес своих супруг даже когда они были в чём-то неправы, как в данном случае, когда их мягко упрекнул Сам Всевышний, а не Его Посланник. Этим Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) показал прекрасный пример всем верующим. Излишняя строгость, дотошность и стремление взыскать за каждую мелочь лишь вредят в семейной жизни, а когда действительно требуется взыскание и осуждение, то осуществляться они должны наилучшим образом и служить воспитательным целям.

Ответственность и воздаяние
(6) يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ عَلَيْهَا مَلائِكَةٌ غِلاظٌ شِدَادٌ لا يَعْصُونَ اللَّهَ مَا أَمَرَهُمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ

О вы, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не ослушиваются велений Аллаха и выполняют всё, что им велено.

(7) يَا أَيُّهَا الَّذِينَ كَفَرُوا لا تَعْتَذِرُوا الْيَوْمَ إِنَّمَا تُجْزَوْنَ مَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ

О вы, которые не уверовали! Не оправдывайтесь сегодня. Вам воздают только за то, что вы совершали.

(8) يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا تُوبُوا إِلَى اللَّهِ تَوْبَةً نَّصُوحًا عَسَى رَبُّكُمْ أَن يُكَفِّرَ عَنكُمْ سَيِّئَاتِكُمْ وَيُدْخِلَكُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الأَنْهَارُ يَوْمَ لا يُخْزِي اللَّهُ النَّبِيَّ وَالَّذِينَ آمَنُوا مَعَهُ نُورُهُمْ يَسْعَى بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَبِأَيْمَانِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا أَتْمِمْ لَنَا نُورَنَا وَاغْفِرْ لَنَا إِنَّكَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

О вы, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне! Может быть, ваш Господь простит ваши скверные деяния и введёт вас в Райские сады, в которых текут реки, в день, когда Аллах не опозорит Пророка и тех, кто уверовал вместе с ним. Их свет будет стелиться перед ними и в их правых [руках будут сияющие свитки]. Они скажут: “Господь наш! Дай нам света сполна и прости нас. Поистине, Ты всемогущ”.

(9) يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ جَاهِدِ الْكُفَّارَ وَالْمُنَافِقِينَ وَاغْلُظْ عَلَيْهِمْ وَمَأْوَاهُمْ جَهَنَّمُ وَبِئْسَ الْمَصِيرُ

О Пророк! Усердствуй против неверующих и лицемеров и будь суров с ними. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место прибытия!

Эта часть суры тесно связана с предыдущей. После угрозы в адрес тех, кто противоречит Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), в случае если они не раскаются, приводятся способы избежать гнева Аллаха и кары Его, предлагая воспитательные методы для защиты семьи и общества, дабы им не сбиться с прямого пути. Это часто встречающийся в Коране приём: принять какую-то историю за отправную точку, дабы донести с помощью неё какие-то полезные выводы и важные постановления до людей. Так и в данном случае: начав с истории, Всевышний Аллах обращается к верующим с важным наставлением, призванным помочь им и направить их. В этом наставлении содержится и указание на то, что верующим надлежит делать, и упоминание о том, какое чудесное воздаяние ожидает верующих. И в этой же части содержится обращение к неуверовавшим с предостережением и упоминание о том, какое страшное и скверное воздаяние уготовано им. В коранических аятах прельщение и устрашение часто следуют друг за другом, как в этих аятах.

Аят, с которого начинается эта часть суры, перекликается с известным хадисом, в котором люди, несущие ответственность за других, названы пастырями.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый из вас пастырь и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Правитель — пастырь, и он несёт ответственность за свою паству. И мужчина — пастырь для членов семьи своей, и он несёт ответственность за свою паству. И женщина — пастырь в доме мужа своего и несёт ответственность за свою паству. И слуга — пастырь для имущества господина своего, и он несёт ответственность за свою паству. Каждый из вас пастырь и несёт ответственность за свою паству».

Верующий действительно подобен пастуху, который заботится о своём стаде, выбирает для него лучшие пастбища, оберегает его от разного рода опасностей, заботится особо о больных и слабых животных. Так же и верующий заботится о религии и мирских делах своих близких, об их телесных и духовных потребностях, об их здравии, благополучии и, конечно же, праведности, благочестии, богобоязненности. Он помогает им следовать прямым путём, направляя их, и как истинный пастырь защищает их от всевозможных опасностей: неправильных убеждений, греховных поступков, морального разложения.

И, что немаловажно, делая всё это, верующий сам показывает своим подопечным, своей пастве благой пример. Он сам делает то, к чему побуждает их, он сам стремится к тому благу, которого желает им. Он сам исполняет веления Аллаха и соблюдает Его запреты. Он сам не выходит за установленные Шариатом рамки. Он сам спешит совершать благие деяния и остерегается грехов. При этом он проявляет милосердие к юным и почтительно относится к старшим. Он сам делает всё, чтобы попасть в Рай, к которому направляет их, и уберечься от Огня, от которого предостерегает их.

И начинает верующий выполнение этой нелёгкой, но благородной и жизненно важной задачи — оберегать своих близких от Адского пламени — со своей супруги, претворяя в жизнь содержащийся в Коране и Сунне наказ заботиться о женщинах и хорошо относиться к ним. Важность заботы о нравственном облике жены, о правильности её убеждений, о приобретении ею необходимых знаний, об укреплении её веры очевидна — особенно учитывая, что жена верующего — это ещё и мать его детей, которая принимает на себя немалую часть ответственности за их воспитание. Дети впитывают религию с малых лет, если мать подаёт им достойный пример, и если вовремя не позаботиться о ней, то может оказаться, что ей нечего будет предложить подрастающему поколению.

Жёны и дети относятся к числу самых близких людей для мужчины, поэтому забота о них первостепенна для него. И ему придётся нести ответственность за упущения в заботе о них и защите их от Огня.

Оберегать от Огня самого себя и своих близких — очень ответственная миссия, поскольку требует от верующего сохранять гармонию и равновесие между личным поклонением, работой и семьёй и соблюдать право каждого из тех, кто имеет в отношении него какие-либо права. А это — своего рода искусство. Золотая середина и умеренность во всём — именно к этому побуждал лучший из людей (мир ему и благословение Аллаха), одновременно порицая всякого рода крайности.

После предостережения, адресованного тем, кто не пожелал уверовать, Всевышний Аллах призывает верующих искренне раскаиваться во всех своих грехах, малых и тяжких, дабы снискать прощение и обрести спасение. Искреннее же покаяние предполагает отказ от греха, горькое сожаление о содеянном и решительное намерение не возвращаться к этому греху вновь, а если грех сопровождался ущемлением прав кого-то из рабов Аллаха, то ущемлённые права необходимо восстановить и возместить. Здесь же мы находим упоминание о благой награде, ожидающей верующих. Это вечное счастье, несравнимое и несоизмеримое с недолгим и несовершенным земным.

А завершается эта часть суры обращением к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Из этого обращения следует, что отношение к лицемерам должно быть строгим. Что же касается неуверовавших, то здесь от верующего требуется усердствовать, призывая их к исламу, дабы они приняли его либо просто уступили ему дорогу и не препятствовали его распространению. И только в случае, если те сами нападали на мусульман либо явно препятствовали исламскому призыву, боролись с ним и причиняли вред его последователям, Пророку (мир ему и благословение Аллаха) надлежало сражаться с ними.

Поучительные примеры
(10) ضَرَبَ اللَّهُ مَثَلا لِّلَّذِينَ كَفَرُوا امْرَأَةَ نُوحٍ وَامْرَأَةَ لُوطٍ كَانَتَا تَحْتَ عَبْدَيْنِ مِنْ عِبَادِنَا صَالِحَيْنِ فَخَانَتَاهُمَا فَلَمْ يُغْنِيَا عَنْهُمَا مِنَ اللَّهِ شَيْئًا وَقِيلَ ادْخُلا النَّارَ مَعَ الدَّاخِلِينَ

Аллах привёл в пример неверующим жену Нуха и жену Люта. Обе были замужем за рабами из числа Наших праведных рабов. Они предали своих мужей, и те не спасли их от Аллаха. Им было сказано: “Войдите в Огонь вместе с теми, кто входит туда”.

(11) وَضَرَبَ اللَّهُ مَثَلا لِّلَّذِينَ آمَنُوا امْرَأَةَ فِرْعَوْنَ إِذْ قَالَتْ رَبِّ ابْنِ لِي عِندَكَ بَيْتًا فِي الْجَنَّةِ وَنَجِّنِي مِن فِرْعَوْنَ وَعَمَلِهِ وَنَجِّنِي مِنَ الْقَوْمِ الظَّالِمِينَ

А верующим Аллах привёл в пример жену Фараона. Вот она сказала: “Господи! Спаси меня от Фараона и его деяний! Господи! Возведи для меня при Тебе дом в Раю и спаси меня от несправедливых людей!”

(12) وَمَرْيَمَ ابْنَتَ عِمْرَانَ الَّتِي أَحْصَنَتْ فَرْجَهَا فَنَفَخْنَا فِيهِ مِن رُّوحِنَا وَصَدَّقَتْ بِكَلِمَاتِ رَبِّهَا وَكُتُبِهِ وَكَانَتْ مِنَ الْقَانِتِينَ

А также Марьям, дочь Имрана, которая сберегла целомудрие, и Мы вдохнули через [вырез на её одежде] от Нашего духа. Она уверовала в слова своего Господа и Его Писания и была одной из покорных.

Эта часть суры тесно связана с предыдущей. После предостережения, адресованного неуверовавшим и лицемерам, Всевышний Аллах разъясняет важную истину, дабы никто из относящихся к этим двум категориям не решил, что родственные узы, связывающие их с мусульманами, как-то помогут им, и дабы мусульмане, в свою очередь, не подумали, что их родственные связи с неверующими могут как-то повредить им. С этой целью в данной части суры приводятся примеры, позволяющие понять истинное положение вещей. Ни одна душа не понесёт бремени грехов другой души, как следует из другого коранического аята. И как отринувшего веру не спасёт родство с верующими, так и верующий не понесёт ответственности за то, что кто-то из его родственников избрал неверие.

Известно, что жена пророка Нуха (мир ему) отказалась уверовать, несмотря на то, что её супруг был одним из пророков Всевышнего. Она была заодно со своими неверующими соплеменниками. Более того, она так повлияла на сына своим воспитанием, что тот отказался внимать призыву отца и не вошёл вместе с ним в ковчег.

Жена другого Божьего пророка Люта (мир ему) была подобна ей. Она поспешила сообщить своим неверующим соплеменникам о том, что к её мужу прибыли гости, вместо того, чтобы сохранить это в тайне, как того желал сам Лют (мир ему), понимая, что тем самым она навлекает на него неприятности и причиняет ему вред. Эти две женщины предали своих мужей и не пожелали разделить их убеждения и вступить вместе с ними на путь, ведущий к спасению и вечному счастью.

В упоминании об этих двух женщинах, избравших злосчастье своим уделом, содержится предостережение, адресованное всем, кто идёт наперекор Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Это также напоминание двум жёнам Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Аише и Хафсе (да будет доволен Аллах ими обеими) о том, что им ни в коем случае не следует обольщаться своей близостью к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), и что им надлежит быть искренними и чистосердечными по отношению к нему.

Эти аяты призваны напомнить им и всем верующим, что ни жена Нуха (мир ему), ни жена Люта (мир ему) не получила никакой пользы от близости к лучшим из людей, в то время как Марьям, мать пророка Исы (мир ему), и жена Фараона были верующими и обрели милость Всевышнего, спасение и Рай благодаря своей искренности, праведности и богобоязненности. Одна, проявив героическое терпение и стойкость, пожертвовала миром этим ради мира вечного, не побоявшись своего деспотичного неверующего мужа. А вторая, выросшая в праведном окружении на попечении пророка Закарии (мир ему), с младых ногтей являла собой образец чистоты, благочестия, высочайшей нравственности и богобоязненности, и Всевышний Аллах почтил её и её сына, сделав их чудом и знамением для людей. Обе они удостоились упоминания в Книге Аллаха.

Каждый верующий должен заботиться о своём спасении в мире вечном и при этом ни в коем случае не полагаться на родственные или дружеские связи с праведными людьми. Потому что они не понесут на себе бремени его грехов, ничем не помогут ему пред Аллахом и ни от чего не избавят его в Судный день, когда не принесут пользы ни сыновья, ни богатство, и спасётся лишь тот, кто пришёл с чистым сердцем.

Это упоминание о четырёх женщинах, две из которых были благими, а две — скверными, относится к выдающимся кораническим воспитательным приёмам: два скверных примера, которые ни в коем случае не должны быть примером для подражания, и два благих примера, которые, несомненно, достойны подражания. Это реальные примеры из жизни, люди, действительно существовавшие, что лишь усиливает воздействие этих аятов на душу и поведение верующих.