بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!

Эта мекканская сура названа так потому, что и в начале, и в конце её упоминается Божий пророк Нух (мир ему).

Подобно остальным мекканским сурам, эта сура посвящена, в первую очередь, правильным убеждениям: утверждению единобожия и поклонения одному лишь Аллаху, которое с таким упорством отвергали многобожники. Ещё одной важной темой, которую эта сура затрагивает подобно остальным мекканским сурам — Судный день, воскрешение и воздаяние.

Также Всевышний Аллах утешает в этой суре Своего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): в её аятах упоминается о другом Божьем посланнике — Нухе (мир ему), который в течении стольких лет неустанно призывал своих соплеменников уверовать, несмотря на то, что почти никто не внимал его призыву. И он не отчаивался, несмотря на насмешки и издевательства со стороны многобожников. Всевышний Аллах напомнил Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), что если его постигают тяжкие испытания, то ведь он не один: разного рода испытания выпадали и на долю других Божьих посланников.

Главная тема данной суры — вера в Аллаха и поклонение одному только Аллаху, а также история пророка Нуха (мир ему), который образцово исполнил возложенную на него миссию и сам был олицетворением поистине безграничного терпения, раз за разом взывая к людям, которые не хотели внимать его словам и не хотели слышать истину, которую он желал донести до них по велению Всевышнего. Они ослушивались его, строили козни и плели интриги, наносили ему обиды и всячески старались сбить других людей с пути истинного. И несмотря на это Нух (мир ему) не опустил руки.

Связь между названием суры и её главной темой проследить нетрудно. Сура названа именем пророка Нуха (мир ему), который олицетворял истину в ту историческую эпоху. Он был послан для того, чтобы донести эту истину до людей, призвать их к вере в Аллаха и в Судный день. И участь, постигшая его упорствовавших в неверии соплеменников, — наглядный пример того, что случается с отрицающими истину.

Связь между содержанием этой суры и предыдущей суры «Степени возвышения» также очевидна. В той суре говорится о вере в воскрешение и о людях, которые отрицали воскрешение и не верили в то, что Судный день когда-нибудь наступит. А в этой суре снова упоминается об этой категории людей, а также об их поведении, которое так похоже на поведение отринувших веру во все времена и во всех местах, и о заслуженном наказании, которое постигло их.

Также в обеих сурах Всевышний Аллах утешает Своего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). В той суре Всевышний велит Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) проявлять терпение и оставить этих людей делать то, что они делают, ибо наказание непременно постигнет их. А в этой суре Всевышний приводит пример Нуха (мир ему), который проявлял терпение в своём длившемся много лет призыве, несмотря на все препятствия, которые чинили ему многобожники и несмотря на их отвратительное поведение и нежелание знать истину.

Утешая Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), Всевышний Аллах одновременно угрожает мекканским язычникам, напоминания им о том, что соплеменники Нуха (мир ему) тоже были сильны и многочисленны, но это ничем не помогло им, когда они отвергли истину и на них обрушилась Божья кара, так что все они были истреблены и род их прервался, поэтому и неверующим курайшитам не стоит обольщаться своей силой и положением.

Также в той суре Всевышний Аллах упоминает о Своём могуществе, а в данной суре мы видим явное проявление этого могущества — уничтожение неверующих соплеменников Нуха (мир ему). И если в той суре о воскрешении говорилось в общем, то в данной суре приводятся подробные доказательства могущества Всевышнего, которое предполагает и способность воскресить человечество и воздать каждому за его деяния, и, соответственно, истинность Судного дня. Также в обеих сура Всевышний Аллах обращает внимание упорствующих в неверии на то, как Он сотворил их.

Пророк Нух проповедует среди своего народа
(1) إِنَّا أَرْسَلْنَا نُوحًا إِلَى قَوْمِهِ أَنْ أَنذِرْ قَوْمَكَ مِن قَبْلِ أَن يَأْتِيَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

Поистине, Мы отправили Нуха к его народу: “Предостереги свой народ прежде, чем их постигнут мучительные страдания”.

(2) قَالَ يَا قَوْمِ إِنِّي لَكُمْ نَذِيرٌ مُّبِينٌ

Он сказал: “О мой народ! Поистине, я для вас — предостерегающий и разъясняющий увещатель.

(3) أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ وَاتَّقُوهُ وَأَطِيعُونِ

Поклоняйтесь Аллаху, бойтесь Его и повинуйтесь мне,

(4) يَغْفِرْ لَكُم مِّن ذُنُوبِكُمْ وَيُؤَخِّرْكُمْ إِلَى أَجَلٍ مُّسَمًّى إِنَّ أَجَلَ اللَّهِ إِذَا جَاءَ لا يُؤَخَّرُ لَوْ كُنتُمْ تَعْلَمُونَ

и тогда Он простит вам некоторые из ваших грехов и отсрочит вам до назначенного срока. Поистине, когда срок Аллаха наступает, он уже не откладывается. Если бы вы только знали!”

(5) قَالَ رَبِّ إِنِّي دَعَوْتُ قَوْمِي لَيْلا وَنَهَارًا

Он сказал: “Господи! Я призывал мой народ ночью и днём,

(6) فَلَمْ يَزِدْهُمْ دُعَائِي إِلاَّ فِرَارًا

но мои проповеди лишь ускорили их бегство.

(7) وَإِنِّي كُلَّمَا دَعَوْتُهُمْ لِتَغْفِرَ لَهُمْ جَعَلُوا أَصَابِعَهُمْ فِي آذَانِهِمْ وَاسْتَغْشَوْا ثِيَابَهُمْ وَأَصَرُّوا وَاسْتَكْبَرُوا اسْتِكْبَارًا

Каждый раз, когда я призывал их, чтобы Ты простил их, они затыкали пальцами уши и закрывались одеждами. Они упорствовали и надменно превозносились.

(8) ثُمَّ إِنِّي دَعَوْتُهُمْ جِهَارًا

Затем я призывал их открыто.

(9) ثُمَّ إِنِّي أَعْلَنتُ لَهُمْ وَأَسْرَرْتُ لَهُمْ إِسْرَارًا

Затем я обращался к ним всенародно и говорил с ними наедине.

(10) فَقُلْتُ اسْتَغْفِرُوا رَبَّكُمْ إِنَّهُ كَانَ غَفَّارًا

Я говорил: ‹Просите у вашего Господа прощения, ведь Он — Всепрощающий.

(11) يُرْسِلِ السَّمَاء عَلَيْكُم مِّدْرَارًا

Он пошлёт вам с неба обильные дожди,

(12) وَيُمْدِدْكُمْ بِأَمْوَالٍ وَبَنِينَ وَيَجْعَل لَّكُمْ جَنَّاتٍ وَيَجْعَل لَّكُمْ أَنْهَارًا

поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки.

(13) مَّا لَكُمْ لا تَرْجُونَ لِلَّهِ وَقَارًا

Почему вы не чтите величия Аллаха?

(14) وَقَدْ خَلَقَكُمْ أَطْوَارًا

Он ведь создавал вас по этапам.

(15) أَلَمْ تَرَوْا كَيْفَ خَلَقَ اللَّهُ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ طِبَاقًا

Неужели вы не видите, как Аллах создал семь небес одно над другим,

(16) وَجَعَلَ الْقَمَرَ فِيهِنَّ نُورًا وَجَعَلَ الشَّمْسَ سِرَاجًا

и сделал луну светящейся, а солнце сделал светильником?

(17) وَاللَّهُ أَنبَتَكُم مِّنَ الأَرْضِ نَبَاتًا

Аллах вырастил вас из земли, словно растения.

(18) ثُمَّ يُعِيدُكُمْ فِيهَا وَيُخْرِجُكُمْ إِخْرَاجًا

Потом Он вернёт вас туда и вновь выведет оттуда.

(19) وَاللَّهُ جَعَلَ لَكُمُ الأَرْضَ بِسَاطًا

Аллах сделал для вас землю ковром,

(20) لِتَسْلُكُوا مِنْهَا سُبُلا فِجَاجًا

чтобы вы ходили по ней широкими дорогами›”.

Связь этой части суры с её главной темой очевидна, поскольку в ней повествуется как раз о том, как Божий посланник Нух (мир ему) призывал своих соплеменников к истине, то есть к вере во Всевышнего Аллаха и поклонению Ему одному. В первом же аяте Всевышний Аллах упоминает и о Своём послании, и о Своём посланники, и о тех, к кому этот пророк (мир ему) был направлен, и о том, чем всё должно было закончиться для тех, кто не внемлет призыву.

Всевышний Аллах по милости и мудрости Своей направил в этим людям посланника — не постороннего, а из их же числа, дабы он поведал им о религии Всевышнего и призвал их к истине и к вере, в которой — спасение и преуспеяние для них. Роль посланников чрезвычайно важна и велика, ведь внимающий им попадёт в Рай, а отвергнувший их призыв войдёт в Адское пламя. В самом упоминании об этом пророке Всевышнего содержится обращение к неверующим курайшитам: нет ничего странного и невозможного в том, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) послан к человечеству в качестве пророка, ведь до него подобным образом был послан Нух и другие пророки (мир им всем).

Нух (мир ему) исполнил веление Всевышнего и, не медля, обратился к своим соплеменникам с призывом и предостережением. Он использовал обращение: «О мой народ!», желая, чтобы они поняли: поскольку они — его соплеменники, он не желает им ничего, кроме блага, и заботится о них так же, как заботится он о самом себе. Он сообщил, что он — направленный к ним увещеватель, задачей которого является предостеречь их от кары Господней, дабы у них не осталось никаких сомнений в этом. Он призвал их уверовать в Аллаха и поклоняться только Ему, а также слушаться его, Нуха (мир ему), и следовать за ним, ибо Божественное послание приходит к людям именно таким путём — через Божьих посланников.

Затем Нух (мир ему) пообещал им, что если они сделают это, то их ожидает прощение грехов, дабы они не отнекивались: мол, мы совершили уже много грехов, так какая нам теперь польза от веры и поклонения Аллаху и чем это уже поможет нам? Нух (мир ему) также сообщил им, что если они покорятся, то Господь продлит им жизнь, избавив их от наказания, которое постигает упорствующих в неверии.

И хотя в этих аятах не упоминается о том, что они говорили ему в ответ, об этом нетрудно догадаться по их поведению, которое здесь описывается. Спустя многие годы Нух (мир ему) воззвал к Господу, говоря, что всё это время он призывал и призывал своих соплеменников к истине, всеми возможными способами. Но они лишь затыкали уши и закрывались от него своими одеждами, исполненные высокомерия, упрямства и гордыни. Нух (мир ему) призывал их открыто и тайно, громко и тихо, прилюдно и наедине, побуждая их просить у Него прощения и поклоняться Ему одному. И он обещал им, что если они уверуют и покорятся, то их Господь одарит их столь любимыми ими мирскими благами, — и он перечислил наиболее желанные для человека из этих благ, — а также дарует им щедрую награду в мире вечном.

И после этого прельщения, которое не подействовало на этих упрямых и скверных людей, Нух (мир ему) перешёл к порицанию. «Что с вами такое, что вы не возвеличиваете Аллаха, не веруете в Его обещания, не страшитесь Его наказания?» — вопрошал он.

При этом Нух (мир ему) привёл доказательства безграничного могущества Аллаха, которое является достаточным основанием для того, чтобы возвеличивать Его и поклоняться лишь Ему: именно Всевышний Аллах сотворил их, причём столь чудесным образом, что в своём развитии они проходят определённые этапы. То есть сами они — явное доказательство могущества Аллаха.

Сотворение удивительно и сложно устроенных семи небес, а также солнца и луны, и многих других великих творений — ещё одно бесспорное доказательство Его величия и могущества. Затем он упомянул о том, что Всевышний Аллах сотворил человека из земли, возвращает его в неё, когда тот умирает, а потом, когда настанет Судный день, Он выведет его из этой земли, то есть воскресит его. Если Всевышний Аллах способен сотворить нас, то очевидно, то Он способен и воскресить нас, и подвергнуть нас расчёту, и воздать нам за наши деяния. И, наконец, Всевышний Аллах сотворил землю, которая идеально подходит для того, чтобы человек жил на ней, имея всё необходимое для нормального существования. Всё это доказательства могущества Всевышнего, а также Его милости, за которые Его рабам надлежит благодарить Его.

Конец неверующих соплеменников Нуха
(21) قَالَ نُوحٌ رَّبِّ إِنَّهُمْ عَصَوْنِي وَاتَّبَعُوا مَن لَّمْ يَزِدْهُ مَالُهُ وَوَلَدُهُ إِلاَّ خَسَارًا

Нух сказал: “Господи! Они ослушались меня и последовали за теми, чьи богатства и дети приносят им только убыток.

(22) وَمَكَرُوا مَكْرًا كُبَّارًا

Те же замыслили тяжкую хитрость

(23) وَقَالُوا لا تَذَرُنَّ آلِهَتَكُمْ وَلا تَذَرُنَّ وَدًّا وَلا سُوَاعًا وَلا يَغُوثَ وَيَعُوقَ وَنَسْرًا

и сказали: ‹Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сува‘, Ягуса, Я‘ука и Насра›.

(24) وَقَدْ أَضَلُّوا كَثِيرًا وَلا تَزِدِ الظَّالِمِينَ إِلاَّ ضَلالا

Они уже ввели в заблуждение многих. Не приумножай же несправедливым ничего, кроме заблуждения!”

(25) مِمَّا خَطِيئَاتِهِمْ أُغْرِقُوا فَأُدْخِلُوا نَارًا فَلَمْ يَجِدُوا لَهُم مِّن دُونِ اللَّهِ أَنصَارًا

За свои грехи они были потоплены и ввергнуты в огонь. Они не нашли себе помощников вместо Аллаха.

(26) وَقَالَ نُوحٌ رَّبِّ لا تَذَرْ عَلَى الأَرْضِ مِنَ الْكَافِرِينَ دَيَّارًا

Нух сказал: “Господи, не оставь среди жителей земли ни одного неверующего!

(27) إِنَّكَ إِن تَذَرْهُمْ يُضِلُّوا عِبَادَكَ وَلا يَلِدُوا إِلاَّ فَاجِرًا كَفَّارًا

Если Ты оставишь их, они введут в заблуждение Твоих рабов и породят только грешных неверующих”.

Эта часть сура связана с предыдущей, поскольку показывает, чем же закончилось для соплеменников Нуха (мир ему) упорство в неверии и приверженность заблуждению.

Видя, что даже после стольких лет призыва эти люди с каменными сердцами остаются глухи к истине и, следуя за богатой, но неверующей знатью, не желают уверовать и отречься от своих лжебогов, Нух (мир ему) воззвал к Господу, сказав, что он сделал всё, что было в его силах, перепробовав все возможные средства, все доступные пути, обратившись и к прельщению, и к устрашению, использовав и напоминание, и предостережение, но ничего не помогло. Они не желают уверовать и покориться. Более того, пребывая в заблуждении сами, они всячески стараются ввести в заблуждение других и помешать им узнать и принять истину. Тогда Нух (мир ему) попросил Всевышнего, чтобы злым козням этих людей было уготовано заблуждение, а их самих постигло заслуженное наказание.

И за их неверие и множество грехов он были уничтожены. Суровая кара в виде потопа обрушилась на них, а в промежуточном мире (барзах) и в мире вечном им был уготован Огонь.

И их лжебоги, которым они поклонялись вместо Аллаха, конечно же, ничем не помогли им и ни от чего не защитили их, равно как и неверующая и высокомерная знать, за которой они следовали. Упоминание об этом должно было заставить задуматься и мекканских язычников, положение которых в действительности не отличалось от положения неверующих соплеменников Нуха, которые поклонялись лжебогам и отказывались уверовать и поклоняться одному лишь Аллаху. Соплеменников Нуха (мир ему) постигла страшная участь, и Всевышний Аллах дал понять язычникам-курайшитам, что и они не застрахованы от наказания, и в случае, если Аллах пожелает обрушить на них Свою кару, их идолы ничем не помогут им и ни от чего не избавят их.

Таким образом Нух (мир ему) исполнил свою пророческую миссию самым совершенным образом. А когда Всевышний Аллах сообщил ему о том, что никто из тех, кто не уверовал до сих пор, уже не уверует, он обратился к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он не оставлял на земле никого из этих скверных людей, отринувших веру, сбивавших других с истинного пути и отвергнувших религию Всевышнего. Этот благородный Божий пророк пожаловался Господу на то, как отреагировали его соплеменники на его призыв, ища у Всевышнего помощи и утешения.

Благая мольба
(28) رَبِّ اغْفِرْ لِي وَلِوَالِدَيَّ وَلِمَن دَخَلَ بَيْتِيَ مُؤْمِنًا وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ وَلا تَزِدِ الظَّالِمِينَ إِلاَّ تَبَارًا

Господи, прости меня, моих родителей и тех, кто вошёл в мой дом верующим, а также верующих мужчин и женщин. А несправедливым не приумножай ничего, кроме погибели!

Эта заключительная часть суры тесно связана с предыдущей, поскольку представляет собой мольбу, с которой обратился к Всевышнему пророк Нух (мир ему) после того, как выполнил свою миссию, то есть донёс до людей Божественное послание, прожив среди своих соплеменников целых 950 лет, и после того, как, несмотря на титанические усилия Нуха (мир ему), абсолютное большинство его соплеменников отказались уверовать.

Нух (мир ему) попросил у Всевышнего прощения за те упущения, которые, как он опасался, он мог сделать, когда изо дня в день вёл призыв к Его религии. И он попросил прощения для своих родителей, для каждого, кто вошёл в дом его, будучи верующих, и вообще для всех верующих мужчин и женщин. А высокомерным гордецам, отвернувшимся от истины, Нух (мир ему) попросил не добавлять ничего, кроме убытков и погибели.