Ислам — религия жизни, в том смысле, что она регулирует все аспекты нашей жизни. Другая важная особенность нашей религии в том, что она принимает в расчёт нашу человеческую природу и не идёт вразрез с ней. А мы устроены так, что далеко не всегда можем контролировать свои эмоции и порывы и избегать негативных чувств по отношению друг к другу. Мы разные, мы не всегда приходим к взаимопониманию, мы задеваем друг друга, и между нами возникают конфликты, которые непросто уладить. Они возникают даже между близкими родственниками, между родителями и детьми, между супругами, между кровными братьями и сёстрами.

Но Всевышний Аллах желает, чтобы мы, несмотря на нашу несовершенную природу и человеческие слабости, жили в мире и гармонии и относились друг к другу с любовью, симпатией, уважением, чистосердечием и заботой. И на достижение этой важной цели направлено множество предписаний нашей прекрасной религии. Перечислять их можно долго. Но если мы вспомним хотя бы некоторые из них, это будет хорошим поводом задуматься о совершенстве и величии Создателя и Его безграничной мудрости.

К предписаниям ислама, призванным помочь нам любить друг друга, сближаться, преодолевать конфликтные ситуации, несомненно, относится и предписание обмениваться подарками.

Наш любимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил: «Обменивайтесь подарками, и вы полюбите друг друга» [Адаб муфрад]. А благородный сподвижник Анас ибн Малик говорил: «О сыновья мои! Одаривайте друг друга, ибо, поистине, это способствует взаимной любви между вами!» [Адаб муфрад].

В другом хадисе говорится: «Пусть тот, кому подарили что-то и он имеет возможность отплатить, вознаградит дарителя, а кому нечем воздать за подарок, пусть воздаст хотя бы похвалой [в адрес дарителя]» [Абу Дауд]. То есть пусть он обратится к Аллаху с мольбой за него и скажет благие слова, причём лучшие из них: «Да воздаст тебе Аллах благом!»

Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принимал подарки и щедро воздавал за них, зная, какое влияние оказывает это на людские сердца.

Не менее важным предписанием, способствующим сохранению и укреплению хороших отношений между людьми, можно считать и строгий запрет давать волю своему языку и произносить то, что может эти отношения разрушить или негативно повлиять на них. Сюда относится и запрет лгать.

Известный сподвижник ‘Абдуллах ибн Мас‘уд сказал: «Не годится лгать ни всерьёз, ни в шутку, и не следует любому из вас даже обещать что-то своему ребёнку, а потом не исполнять обещание» [Адаб муфрад].

Известно, что наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) шутил со своими сподвижниками, однако даже при этом он не говорил ничего, кроме правды. И он предостерегал ото лжи даже в тех случаях, когда человек хочет рассмешить кого-то.

Способствует хорошим отношениям между людьми и предписание воздерживаться от злословия. Ведь когда за спиной у человека говорят что-то плохое о нём и ему становится об этом известно, это не может не задеть и не обидеть. Вряд ли человек будет питать симпатию и расположение к тому, кто поступает с ним подобным образом.

Сообщается, что как-то раз Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «Что такое злословие?» Он сказал: «Злословить о брате — значит отзываться о нём так, что это не понравилось бы ему». Его спросили: «Скажи, а что если мой брат действительно такой, как я говорю?» Он сказал: «Если в нём есть то, о чём ты говоришь, значит, ты злословишь о нём, а если он не таков, значит, ты клевещешь на него» [Абу Дауд].

Всевышний запретил нам относиться друг к другу с излишней подозрительностью, выискивать недостатки друг в друге и злословить: «О вы, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения грешны. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть плоть своего покойного брата? Ведь вы чувствуете к этому отвращение!» (сура 49 «Комнаты», аят 12).

Запретил ислам и сплетни, которые ни к чему хорошему не приводят и часто становятся причиной ссор. Абу Хурайра передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Чтобы совершить грех, человеку достаточно пересказывать всё, что он слышит от других».

Ислам запрещает также насмешки и обидные слова. В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, те лучше них» (сура 49 «Комнаты», аят 11). Какой простой и убедительный повод остановиться и задуматься прежде, чем сказать что-то обидное о своём брате. И следом мы читаем: «Не обижайте друг друга и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами» (сура 49 «Комнаты», аят 11).

Нам велено также избегать действий, которые ставят другого человека в неудобное положение, заставляют его чувствовать себя неуютно и намекают на то, что его присутствие нежелательно. ‘Абдуллах ибн Мас‘уд передаёт, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть двое не шепчутся в присутствии третьего, потому что это может огорчить его».

Важной мерой пресечения конфликтов между людьми являются и предписания, регулирующие деловые отношения, в том числе и запрет на ростовщичество, загоняющее одних в долговую яму, а другим позволяющее наживаться за чужой счёт. Ислам также запрещает мошенничать и обманывать при заключении сделок. Разочарование и злоба, которые порождаются таким поведением, самым негативным образом влияют на наши взаимоотношения. Бывает, что бизнес, который ведётся нечестно и в обход предписаний ислама, ссорит членов одной семьи и становится причиной разрыва родственных связей и многих других грехов.

Всевышний сказал: «Не обмеривайте и не обвешивайте, не присваивайте себе имущества людей и не распространяйте нечестия на земле после того, как на ней наведён порядок. Так лучше для вас, если только вы верующие» (сура 7 «Ограды», аят 85).

Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха), проходя мимо выставленного на продажу зерна, погрузил в него руку, и пальцы его ощутили влажность. Он спросил: «Что это, о хозяин зерна?» Тот сказал: «Его попортил дождь, о Посланник Аллаха». Тогда он воскликнул: «Так почему же ты не положил подмоченное сверху, чтобы люди видели его?! Обманывающий нас не имеет ко мне отношения!» [Муслим].

Земной удел отмерен каждому из нас, и мы не получим ничего, кроме того, что уже предписано нам, а спасение в мире вечном, а также человеческие отношения и братство по вере в мире этом намного важнее любых мирских благ. Поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) с такой настойчивостью предупреждал: «Кровь, имущество и честь любого мусульманина неприкосновенны для остальных мусульман» [Муслим].

Ислам много говорит о братстве верующих и о примирении людей. Это не просто важное предписание религии. Сеять рознь между верующими — всё равно что враждовать с Аллахом, который объединил их узами братства, а примирять братьев и склоняться к примирению — значит заслужить милость и прощение Всевышнего. В Коране сказано: «Поистине, верующие — братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, — может быть, вы будете помилованы» (сура 49 «Комнаты», аят 10).

Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) оставил нам множество безотказно работающих рецептов сохранения мира в наших взаимоотношениях. Он сказал: «Остерегайтесь скверных предположений, ибо, поистине, предположения — самые лживые речи. И не следите друг за другом и не состязайтесь друг с другом [в погоне за мирскими благами], не поворачивайтесь друг к другу спиной, не завидуйте друг другу, избегайте взаимной ненависти и будьте, о рабы Аллаха, братьями» [Бухари; Муслим].

И он неустанно напоминал: «В своей любви, милосердии и сочувствии друг к другу верующие подобны единому организму: когда какой-то орган заболевает, всё тело отзывается бессонницей и горячкой» [Муслим].

Настаивая на важности хороших, сердечных отношений между людьми, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не сообщить ли мне вам о наихудших из вас?» Они сказали: «Конечно, сообщи». Он сказал: «Это распространяющие сплетни, портящие отношения любящих друг друга и стремящиеся выискивать пороки у невинных» [Адаб муфрад].

В хадисах подчёркивается и важность прощения, великодушия, милосердия и снисходительности. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Проявляйте милосердие, и вы будете помилованы, прощайте, и Аллах простит вам» [Адаб муфрад].

Очень часто гнев, которому человек позволяет завладеть собой, безнадёжно разрушает его отношения не только с чужими для него людьми, но и с самыми дорогими и близкими. Поэтому ислам проповедует сдерживание гнева, самообладание, контроль над своими негативными эмоциями. Всевышний похвалил «богобоязненных, которые делают пожертвования и когда состоятельны, и когда стеснены в средствах, которые сдерживают гнев и прощают людей» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 133–134).

Подобных предписаний, направленных на улучшение отношений между людьми, в священных текстах много, и чем лучше мы будем соблюдать их, тем приятнее будет наше сосуществование в этом мире. Ведь человек не может жить в полном одиночестве. Он всё равно так или иначе взаимодействует и пересекается с людьми в различных жизненных сферах. И это взаимодействие и общение можно сделать гораздо более полезным, эффективным и созидательным, если соблюдать простые правила, которые дарованы нам Всевышним Творцом, знающим о нас и о том, в чём мы нуждаемся, гораздо больше, чем мы сами.

О Аллах, помоги же нам поддерживать хорошие отношения с другими людьми и сделай наше общение с ними путём к созиданию и к Твоему довольству!