Пройдя через Торговый квартал, так много поведавший нам о судьбах и характере Ронды, мы оказались на Новом мосту. Перед нами лежал Старый город, в котором мы искали памятники и дух мавританской эпохи. В происходящем вокруг было что-то символическое. Мост соединял не просто два края ущелья, две части города. Он соединял две эпохальные страницы в его истории, знаменовал собой конец эры мавританской и торжество новой эры.

img 16 20170829 1729128468

В поисках аутентичной Медины мы свернули с главной улицы, пересекающей весь Старый город, на узкую улицу Тенорио. Она была названа в честь испанского политика Хоакина Тенорио Веги, а в прежние времена носила имя королевского нотариуса Педро Сурги. Вообще, улицы и площади Ронды впервые получили официальные названия в XVIII веке, а до того назывались по знаковым местам или именам известных людей или торговцев, живших на них.

Названия улиц и домов могут так много рассказать об интересных событиях и людях. Вот, например, памятная табличка на фасаде этого дома, очень типичного для исторической части Ронды. На ней написано, что здесь проживал доктор Федерико Серратоза Маркес, «любимый сын города», врачевавший многих его жителей.

img 25 20170829 1484267369

По соседству стоит Дом Хуана Боско (Иоанна Боско), построенный в начале прошлого века. Этот католический священник, основатель ордена салезианцев, умер в 1888 г. и никогда не жил в нём. Свою жизнь он посвятил воспитанию уличных мальчишек и профилактике детской преступности, был противником наказания в воспитательных целях. Его последователям в Ронде и был подарен этот особняк, который ныне функционирует как приют для престарелых священников. Туристам разрешают посетить только первый этаж и сад, не нарушая покой обитателей дома.

img 2 20170902 1154641393
В саду дома Хуана Боско (фото из Википедии)

Вскоре мы вышли на площадь Марии Ауксилиадоры, которую местные жители называют просто Пласа дель Компильо. На самом деле она больше похожа на уютный сквер с фонтаном и бюстом дона Боско, который стоит в тени высокого пихтового дерева. А со смотровой площадки рядом открывается превосходный вид на долину, простирающуюся к западу от Ронды вплоть до горного массива Либар. Отсюда же по мощеной тропинке можно спуститься в долину, где находятся развалины крепостной стены и старых городских ворот.

img 26 20170829 1727297427

На углу площади стоит особняк в стиле мудехар, принадлежащий семейству Мартос, в котором расположился ресторан El Morabito. Внутреннее помещение богато отделано деревом, а фасад здания, забор и арка во дворе местами облицованы севильской и гранадской керамикой.

img 27 20170829 2061324651

img 28 20170829 2038689062

Узкий переулок привёл нас на площадь Мондрагон, где в стенах старинного мудехарского дворца расположился городской музей. В этом квартале испанцы так и не сумели выровнять улицы, которые по-прежнему вьются в разных направлениях между беспорядочно разбросанными домами. В этом небрежном восточном почерке есть что-то притягательное, едва уловимое разумом, но непременно более близкое, чем математическая строгость форм и пропорций.

img 32 20170829 1858519915

В Ронде нет кафедрального собора, и главная городская церковь Санта Мария ла Майор — коллегиальная. Членов такой церковной общины называют канониками, и в прежние времени они назначались представителем светской власти или непосредственно королём. Каноники совместно управляли церковным имуществом, получали доходы с него и могли в любой момент покинуть общину.

img 30 20170829 1877363156

Санта Мария ла Майор находится на площади герцогини Парсента вблизи от того самого места, где стояла базилика V века. Возможно, ещё раньше на этом месте находился римский храм. После завоевания Ронды арабами на месте базилики была возведена соборная мечеть. От мусульманского памятника осталась лишь арка михраба и прилегающая к нему часть стены. Строительство нового храма началось сразу после завоевания города кастильцами в 1485 г. Здание было задумано в готическом стиле, но землетрясение 1580 г. разрушило часть его. Последующие работы несли на себе отпечаток ренессансного и барочного стилей и были завершены лишь в конце XVII века.

ronda catedral
Внутри церкви Санта Мария ла Майор (фото с сайта dickschmitt.com)

Восьмигранная колокольня церкви продолжает башню бывшего минарета с квадратным основанием и увенчана ренессансной короной. В фасаде здания привлекают внимание балконы, которые были построены в период царствования Филиппа II и служили ложами для знати, наблюдавшей за рыцарскими поединками и боями быков на площади.

img 33 20170829 1522024294

В нескольких метрах от церкви находится здание городской администрации, построенное в 1734 г. для размещения военных. Главный фасад представлен двумя рядами арок на втором и третьем этаже, а между пилястрами портала закреплены два массивных герба Ронды и Куэнки. Оказывается, в 1975 г. этот испанский город побратался с Рондой, и роднят их не только живописные ущелья, разрезающие оба города на две части.

img 31 20170829 1248705564

img 35 20170829 1439286614

Противоположную сторону площади занимает монастырь Санта Изабель де лос Анджелес, принадлежащий францисканскому ордену клариссинок. Он был построен в XVI веке в стиле мудехар, но после расширения 1669 г., вызванного увеличением числа монахинь, в интерьере монастырской церкви стали преобладать барочные элементы. За последние десятилетия интерес к монашеской жизни резко спал, но Испания остаётся мировым лидером по числу женских монастырей.

img 29 20170829 1687391559

Обойдя площадь герцогини Парсента, мы вернулись к коллегиальной церкви. Два сросшихся белых здания образуют небольшую лагуну, в которой стоят столики ресторана. По ту сторону улицы — Музей бандолерос, работников ножа и топора, которых в Ронде тоже рисуют романтиками с большой дороги. Хотелось посмотреть экспозицию музея, но время быстро таяло, и мы согласились, что такие места лучше посещать с детьми.

img 34 20170829 1089329283

Вообще, в этой части Медины было на что посмотреть. Можно было забраться на крепостные стены или спуститься в долину, но мы свернули в сторону площади с арабским названием Абуль-Бака. Это кунья андалусского поэта Салиха ибн Язида, автора известной касыды, в которой он оплакивает утрату родной земли и предостерегает мусульман от новых бед. Предположительно он родился в Ронде, хотя некоторые историки называют местом его рождения Севилью.

img 3 20170902 1304573499
Вдоль по улице Арминьян

В Ронде, между прочим, родился и выдающийся изобретатель, врач и поэт Аббас ибн Фирнас (810–875). С минарета Большой мечети в Кордове он осуществил первый в истории прыжок с примитивным парашютом. А в конце жизни он изобрёл летательный аппарат, который лично испытал и продержался в воздухе около десяти минут. Так что этому небольшому городу есть кем гордиться, кроме разбойников. Астрономический и метеорологический центр Ронды носит имя Ибн Фирнаса.

IMG 0735

На площади Абуль-Бака уцелел минарет снесённой христианами мечети. Поначалу его превратили в колокольню церкви Сан-Себастьян, которая, однако, тоже не сохранилась до наших дней. А вот минарет стоит и в 1931 г. был объявлен историческим памятником. Хорошо видно, что он состоит из трёх уровней, два из которых относятся к XIV веку, а третий был пристроен позднее.

img 38 20170829 1985241963

По узкой улице, по которой едва проедет один автомобиль, мы пошли вниз вдоль белых заборов и домов с зарешеченными окнами. Встретившийся по пути дворец маркиза де Сальватьерра мало чем отличался от других построек, разве что размерами и причудливым барочным фасадом. Четыре нагие фигуры, поддерживающие архитрав, играют не столько опорную, сколько декоративную роль. Две женщины стыдливо прикрывают свою наготу руками, а двое мужчин вполне себе довольны. Тимпан фасада украшен фамильным гербом семейства Васко Мартина де Сальватьерра, которому короли-католики пожаловали этот дом после завоевания города.

img 39 20170829 1961614923

Наконец, мы дошли до одного из самых известных домов в Ронде — Дома короля мавров. Нынешняя постройка в стиле мудехар впервые упоминается в XVIII веке, и история умалчивает о том, что находилось здесь во времена мавров. Однако во дворе дома находится спуск к реке Гуадалевин, пробитый в скале для обеспечения города водой на случай осады.

img 20 20170829 1698086903

img 1 20170829 2047877669
Дом короля мавров (фото с сайта dickschmitt.com)

Лестница, ведущая вниз, местами скользкая, но вполне безопасная. Проход проветривается через отверстия в стене, а на некоторых ярусах есть комнаты, которые использовались для хранения продовольствия и боеприпасов. Одно из таких помещений называется «комнатой секретов». Благодаря форме помещения звук в нём распространяется вдоль стен, и если говорить шепотом у одной стены, то разговор отчётливо слышится у противоположной стены. Такой же эффект можно наблюдать и в мечети Селимие в Эдирне и в Шепчущей галерее собора св. Петра в Ватикане.

img 43 20170829 1829135999

img 44 20170829 1652677314

На самом дне ущелья дрожащий полумрак и лёгкий шелест воды воскрешают картины дней минувших, когда мавры, зажатые со всех сторон войсками маркиза Кадиса, безнадежно пытались понять, как случилось, что их процветающая страна оказалась во власти неумытых варваров. История повторялась, только роли были распределены иначе, и теперь уже христианам предстояло осознать, какой исторический шанс выпал им для того, чтобы построить на земле Испании новую цивилизацию.

img 45 20170829 1557527884

img 47 20170829 1492206843

img 46 20170829 1665699263

Поднявшись наверх, мы отдохнули в уютном мавританском дворике. Дом короля мавров нуждается в реставрации и закрыт для посещения. А вот с балкона террасы перед ним можно окинуть взглядом всё ущелье и противоположную часть города. Прямо под балконом — висячие сады, спроектированные французским архитектором Жан-Клодом Николя Форестье (1861–1930) по заказу герцогини Парсента. Среди работ этого мастера ландшафтного дизайна — парк Марии Луизы в Севилье и сады на Марсовом поле в Париже.

img 40 20170829 1139177690

img 41 20170829 1431206850

img 42 20170829 2076029469

img 19 20170829 1804767413

Мощёная улица, виляя, спускалась в нижнюю часть города, где находятся арабские бани. На пути к ним стояла арка Филиппа V, ещё один символ обновленной Ронды. После обрушения моста в 1741 г. жители города были вынуждены пересекать ущелье по Старому мосту, и уже на следующий год на месте узких арабских ворот появилась арка с гербом Бурбонов, увенчанная тремя остроконечными башенками.

img 49 20170829 1049523813

Спустившись по лестнице, мы оказались под крепостными стенами, рядом с небольшим Арабским мостом. Его также называют Римским мостом или мостом Сан Мигель (по имени жившего неподалёку отшельника), хотя к римской эпохе он не имеет никакого отношения. Этот каменный мост несколько раз страдал от наводнений, но дело ограничивалось небольшими повреждениями и ремонтом.

img 50 20170829 1899123212
Арабский мост в Ронде

Нам Арабским мостом буквально зависает мощная полукруглая арка Старого моста. Когда кастильцы захватили Ронду, они поспешно разобрали мост, стоявший на этом месте. Но уже в 1486 г. короли-католики пожалели об этом и приказали восстановить мост. В 1616 г. мощные потоки воды снесли старую конструкцию, после чего был построен новый Старый мост, сохранившийся до наших дней. Его арка достигает 10 м в диаметре и находится на высоте 31 м над водой.

img 56 20170829 1346449712
Старый мост в Ронде

В непосредственной близости от Арабского моста мы нашли вход в арабские бани XIII века. Из всех памятников такого рода на Пиренеях бани в Ронде сохранились лучше всего: залы для купания, в которые свет проникает через небольшие отверстия в потолке, система подачи воды, котельная. С приходом кастильцев бани были заброшены, но нахождение почти на дне ущелья спасло их от разрушения.

img 55 20170829 1208010354

По Старому мосту мы перешли реку и оказались в квартале Падре Хесус, получившем такое название из-за одноимённой церкви. Она была построена в XVI веке и примечательна высокой колокольней над входом. Напротив неё действующий восьмиструйный фонтан, построенный во времена того же Филиппа V. С одной стороны фонтана горожане могли набирать воду, а с другой стороны — поить своих животных.

img 48 20170829 1156688527

img 58 20170829 1276508717

img 4 20170903 1191240777
Фонтан восьми струй (фото из Википедии)

Было заметно, что этот район застраивался после завершения Реконкисты. Ничто так не передаёт колорит провинциальной Андалусии, как эти белые дома, такие похожие и в то же время особенные, и мы неторопливо шли между ними, немного уставшие и больше всего в тот момент хотевшие набрести на мечеть. Но в исторической части Ронды мечетей не осталось, и мы решили помолиться и поужинать в Марбелье. Наш путь лежал обратно на побережье Коста-дель-Соль.