Всевышний сказал: «Неужели они не видят, что Мы создали для них из того, что сотворили Наши руки, скот» (сура 36 «Йа син», аят 71).

Для того чтобы определить, искажают ли люди очевидный смысл этого откровения, надо прежде всего выяснить, в чем заключается его очевидный смысл. Означает ли этот аят, что Всевышний Аллах сотворил скот своими руками, как Он сотворил человека? Или же он означает, что Аллах сотворил скот также, как и остальные творения, но не сотворил его Своими Руками, а упоминание о Руках является всего лишь указанием на Аллаха, что широко используется в арабском языке, на котором был ниспослан Коран?

Первое мнение не соответствует очевидному смыслу этого аята по двум причинам.

Во-первых, арабы не понимают подобные выражения таким образом. Всевышний сказал: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что совершили ваши руки» (сура 42 «Совет», аят 30);

«Несчастия на суше и на море случаются в наказание за то, что совершили людские руки, дабы они вкусили хотя бы часть того, что они сотворили» (сура 30 «Римляне», аят 41);

«Вкусите огненную муку в наказание за то, что уготовали ваши руки, ибо Аллах не обижает Своих рабов» (сура 3 «Семейство `Имрана», аяты 181-182). Безусловно, здесь имеются в виду все деяния, совершенные человеком, а не только те деяния, которые он совершил руками. В этом плане выражение قَدَّمَتِ الأَيْدِي ‘предварили руки’ отличается от выражения عَمِلَ بِيَدِهِ ‘совершил рукой’.

Всевышний сказал: «Горе тем, которые пишут писание собственными руками, а затем утверждают, что оно от Аллаха» (сура 2 «Корова», аят 79). Это означает, что действие совершено непосредственно рукой.

Во-вторых, если бы Всевышний Аллах сотворил скотину Своими руками, то коранический аят звучал бы следующим образом: “Неужели они не видят, что Мы создали для них из того, что сотворили Нашими руками, скот”. Именно так выразился Всевышний Аллах, когда сказал о сотворении Адама: «О Иблис! Что помешало тебе поклониться тому, кого Я сотворил Своими обеими Руками?» (сура 38 «Сад», аят 75).

Воистину, Коран ниспослан для того, чтобы разъяснять людям истину, а не для того, чтобы вводить их в заблуждение. И поэтому Всевышний Аллах сказал: «Мы ниспослали тебе Писание в разъяснение всего сущего» (сура 16 «Пчёлы», аят 89).

И если несостоятельность первого толкования больше не вызывает сомнений, то нам становится ясно, что правильный и очевидный смысл коранического аята состоит в том, что Всевышний Аллах сотворил скот также, как Он сотворил остальные творения, но не сотворил его Своими Руками, потому что, согласно канонам арабского языка, выражение “что сотворили наши руки” отличается от выражения “что мы сотворили своими руками”. Вот почему мусульмане обязаны обращать внимание даже на мельчайшие различия между похожими вещами, и умение обращать внимание на подобные различия является одной из высших ступеней знания и помогает успешно разрешать многие трудные вопросы.