Всевышний сказал: «Где бы вы ни были, Он всюду с вами» (сура 57 «Железо», аят 4);

«Больше их или меньше – Он всегда с ними, где бы они ни находились» (сура 58 «Препирающаяся», аят 7).

Очевидный смысл этих откровений является подлинным и правильным, но что представляет собой этот очевидный смысл? Означает ли это, что Всевышний Аллах всем Своим существом присутствует рядом с творениями и что творения смешаны с Аллахом? Или же это означает, что Всевышний Аллах присутствует рядом со Своими творениями знанием, могуществом, слухом, зрением, властью, господством и другими божественными качествами, тогда как Его божественная сущность находится над Троном и над всеми остальными творениями?

Вне всякого сомнения, первое толкование полностью противоречит контексту указанных аятов. Великий и Могучий Аллах действительно присутствует рядом с творениями, однако Он настолько велик и славен, что ни одно творение не способно объять его. Каноны арабского языка позволяют утверждать, что Аллах присутствует рядом с творениями, о чем упоминается в Коране, однако это отнюдь не означает того, что божественная сущность присутствует повсеместно и смешана с творениями, и это подтверждается контекстом каждого конкретного откровения. Что же касается утверждений о повсеместном присутствии божественной сущности Аллаха, то их безосновательность можно доказать несколькими способами.

Во-первых, эти утверждения противоречат единому мнению ранних мусульманских богословов, поскольку ни один из них не исповедовал подобных воззрений. Более того, они единодушно опровергали их.

Во-вторых, эти утверждения не совместимы с верой в высокое положение Всевышнего Аллаха, которое подтверждается Кораном, Сунной, здравым смыслом, подсознанием и единым мнением первых мусульман и ранних мусульманских богословов. А любые воззрения, которые противоречат неопровержимым доказательствам, являются ошибочными на основании тех же самых доказательств. Вот почему утверждения о том, что божественная сущность Аллаха находится повсеместно и смешана с творениями, отвергаются Кораном, Сунной, здравым смыслом, подсознанием и единым мнением первых мусульман и ранних мусульманских богословов.

В-третьих, из этих утверждений вытекают выводы, которые не приемлемы в отношении Всевышнего Аллаха. Если человек познал величие Аллаха, оценил Его достойным образом и понял смысл повсеместного присутствия Аллаха, о котором упоминается в Коране, то он никогда не станет утверждать того, что божественная сущность Аллаха присутствует повсеместно и находится рядом с Его творениями. И тем более, такой человек не будет делать выводов, которые напрашиваются из подобных утверждений. Воистину, они являются уделом невежд, которые не осознают величия Всевышнего Аллаха.

Если ошибочность первого толкования больше не вызывает сомнений, то становится ясно, что второе толкование является правильным. Всевышний действительно объемлет свои творения знанием, могуществом, слухом, зрением, властью, господством и другими божественными качествами, но при этом Его божественная сущность находится над Троном и над всеми остальными творениями.

В этом состоит очевидный смысл упомянутых выше двух коранических аятов. Несомненно, коранические аяты являются истиной, и очевидный смысл истины непременно должен быть истинным. Воистину, невозможно, чтобы очевидный смысл Корана был лживым и порочным.

Шейхульислам Ибн Таймийя в статье “Аль-Фатва аль-хамавийя” пишет: «Смысл присутствия Аллаха рядом с творениями меняется в зависимости от контекста. Всевышний сказал: «Он ведает о том, что проникает в землю, и о том, что исходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Где бы вы ни были, Он всюду с вами. Аллах видит все, что вы вершите» (сура 57 «Железо», аят 4). Из контекста явно видно, что смысл присутствия Аллаха рядом с творениями заключается в том, что Аллах видит людей, наблюдает за ними, заботится и ведает о них. Аллах присутствует рядом с творениями Своим знанием, и этого мнения придерживались ранние мусульманские богословы. В этом и состоит очевидный и подлинный смысл этого откровения.

То же самое относится к следующим словам Всевышнего: «Разве ты не знаешь, что Аллах ведает и то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше – Он всегда с ними, где бы они ни находились. А потом, в День воскресения, Он поведает им о том, что они творили, ведь Аллах знает все сущее» (сура 58 «Препирающаяся», аят 7).

Находясь в пещере, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал своему спутнику [Абу Бакру]: «Не скорби, ибо Аллах – с нами» (сура 9 «Покаяние», аят 40). Очевидный смысл этих слов также был истинным, и в сложившихся обстоятельствах присутствие Аллаха выражалось в Его всеобъемлющем знании, помощи и поддержке».

Далее шейхульислам пишет: «В Коране и Сунне неоднократно упоминается о присутствии Аллаха рядом с творениями, и смысл этого в каждом конкретном случае имеет различные оттенки. Он различается либо сходится в зависимости от обстоятельств, но, несмотря на все различия, мы не имеем права утверждать, что божественная сущность Великого и Могучего Господа находится среди Его творений. Если же кто-либо поступает так, то он искажает очевидный смысл откровения» (Маджму‘ аль-фатава 5/103).

Из сказанного следует, что Аллах не присутствует рядом с творениями Своей божественной сущностью. Об этом свидетельствует аят из суры «Препирающаяся», в начале и в конце которого упоминается о всеобъемлющем знании Аллаха: «Разве ты не знаешь, что Аллах ведает и то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше – Он всегда с ними, где бы они ни находились. А потом, в День воскресения, Он поведает им о том, что они творили, ведь Аллах знает все сущее» (сура 58 «Препирающаяся», аят 7).

Следовательно, очевидный смысл присутствия Аллаха рядом с творениями в данном случае заключается в том, что Аллах ведает о своих рабах и доподлинно знает об их деяниях. Это отнюдь не означает того, что Аллах находится среди людей на земле.

Что же касается аята из суры «Железо», то перед напоминанием о присутствии Аллаха рядом с творениями Всевышний Аллах поведал о Своем вознесении на Трон и Своем всеобъемлющем знании, а после этого напомнил о том, что Он видит каждое деяние Своих рабов. Всевышний сказал: «Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он ведает о том, что проникает в землю, и о том, что исходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Где бы вы ни были, Он всюду с вами. Аллах видит все, что вы вершите» (сура 57 «Железо», аят 4).

Очевидный смысл присутствия Аллаха рядом со своими творениями в этом случае заключается в том, что Аллах ведает о Своих рабах и видит их деяния, хотя Сам Он вознесся на Трон и находится над ними. Он не находится среди Своих рабов на земле Своей божественной сущностью, ибо в противном случае конец обсуждаемого нами аята противоречил бы его началу, в котором сообщается, что Аллах вознесся на Трон.

Следовательно, присутствие Всевышнего Аллаха рядом с творениями означает, что Аллах ведает об их положении, внимает их речам, видит их деяния, управляет их делами, дарует жизнь одним и умерщвляет других, ниспосылает богатство одним и лишает благосостояния других, одаряет властью одних и низвергает с престолов других, дарует могущество одним и унижает других. Он творит, что пожелает, в полном соответствии со Своими совершенными и неограниченными возможностями, и ничто не мешает Ему распоряжаться судьбой творений. Воистину, Аллах, который обладает такими качествами, действительно присутствует рядом с творениями, несмотря на то, что Он действительно находится над Троном.

В главе о присутствии Аллаха рядом с творениями из книги “Аль-‘Акида аль-васитыйя” шейхульислама Ибн Таймийи говорится: «Откровения, в которых Аллах поведал о том, что Он находится над Троном и в то же время присутствует рядом с нами, являются непреложной истиной и не нуждаются в искажении их смысла. Однако мы обязаны защищать их от ошибочных представлений» (Маджму‘ аль-фатава 3/142).

А в статье «аль-Фатва аль-хамавийя» он пишет: «Коран и Сунна указывают и освещают прямой путь каждому, кто размышляет над писанием Аллаха и Сунной Его пророка, стремится к истине и не желает искажать смысл откровений и исповедовать неверие в имена и аяты Аллаха.

Человек не имеет права думать, что одна часть откровения может противоречить другой. Кто-то может сказать, что Коран и Сунна утверждают, что Аллах находится над Троном и что эти утверждения противоречат очевидному смыслу высказывания Всевышнего «Где бы вы ни были, Он всюду с вами» (сура 57 «Железо», аят 4) и изречения Пророка «Когда каждый из вас встает на намаз, то Аллах оказывается перед его лицом» (аль-Бухари 406; Муслим 547) и т. д.

Такие слова являются ложью и заблуждением, потому что Аллах действительно присутствует рядом с нами и действительно находится над Троном, и оба эти утверждения одновременно подтверждаются следующим высказыванием Всевышнего: «Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он ведает о том, что проникает в землю, и о том, что исходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Где бы вы ни были, Он всюду с вами. Аллах видит все, что вы вершите» (сура 57 «Железо», аят 4).

Аллах поведал о том, что Он находится над Троном, но ведает обо всем происходящем, и поэтому повсюду присутствует рядом с нами. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также говорил, что Аллах находится над Троном и ведает обо всем, что вы делаете (Ахмад 1/206; Абу Давуд 4723; ат-Тирмизи 3320; Ибн Маджа 193; иснад хадиса слабый)» (Маджму‘ аль-фатава 5/102-103).

Помни, что очевидный смысл повсеместного присутствия Аллаха является подлинным, полностью соответствует совершенству Всевышнего Аллаха и никоим образом не противоречит утверждениям о том, что Сам Всевышний Аллах находится над Троном. А обосновать это можно тремя способами.

Во-первых, Всевышний поведал об этом в Своем безупречном писании, различные утверждения которого не могут быть противоречивыми. Если же некоторые коранические откровения на первый взгляд кажутся противоречивыми, то человек обязан размышлять над ними до тех пор, пока ему не откроется истина. Всевышний сказал: «Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы Коран был не от Аллаха, то они обнаружили бы в нем множество противоречий» (сура 4 «Женщины», аят 82).

Если же человек не в состоянии самостоятельно найти истину, то он должен следовать примеру обладающих твердым знанием, которые говорят: «Мы уверовали в него! Все это – от нашего Господа» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 7). Доверься Тому, Кто ниспослал Писание и ведает о нем. И помни, что твои познания могут иметь недостатки, но недостатков и противоречий в Священном Коране быть не может.

Именно этим способом воспользовался шейхульислам Ибн Таймийя для обоснования своей позиции, о чем свидетельствуют его слова «…оба эти утверждения одновременно подтверждаются следующим высказыванием Всевышнего».

То же самое сделал имам Ибн аль-Каййим. Опровергая утверждения о толковании откровений в переносном смысле, он сказал: «Аллах поведал о том, что Он присутствует рядом со своими творениями, но в то же время находится на Троне. Всевышний объединил эти воззрения и сказал: «Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он ведает о том, что проникает в землю, и о том, что исходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Где бы вы ни были, Он всюду с вами. Аллах видит все, что вы вершите» (сура 57 «Железо», аят 4).

Аллах поведал о сотворении небес и земли и возвестил о том, что Он вознесся на Трон. Однако вместе с тем он присутствует рядом с творениями, потому что видит их деяния, будучи над Троном. В одном из хадисов также говорится, что Аллах находится над Троном и видит ваши деяния. Высокое положение Аллаха никоим образом не противоречит Его присутствию рядом с творениями, также как и присутствие Аллаха рядом с творениями не противоречит Его высокому положению. Напротив, оба утверждения являются истиной» (Мухтасар ас-сава‘ик, с. 410).

Во-вторых, Аллах действительно может присутствовать рядом с творениями, находясь на Троне. Объединить эти два понятия можно даже в отношении творений. Например, мы говорим, что луна путешествовала вместе с нами, и никто не считает это высказывание противоречивым. Никто не понимает его так, что луна спустилась на землю. И если подобное возможно в отношении творений, то это тем более можно отнести к Творцу, Который объемлет Своим знанием все сущее, находясь при этом высоко над своими творениями. Воистину, можно быть рядом, но в то же время находиться в совершенно другом месте.

Именно так разъяснил обсуждаемый нами вопрос шейхульислам Ибн Таймийя в статье «аль-Фатва аль-хамавийя». Он писал: «Если арабский предлог مع (букв. с, при) используется в широком смысле, то он обозначает сочетание вещей, но не подразумевает их соприкосновения или близости справа и слева. И даже если он связан с определенными обстоятельствами, он все равно обозначает сочетание вещей при этих обстоятельствах, и поэтому мы говорим, что луна или звезды путешествовали с нами. Мы также говорим, что наша поклажа с нами, потому что она доступна нам. И это утверждение справедливо, даже если она находится над нашей головой. Что же касается Аллаха, то Он действительно присутствует рядом со Своими творениями и действительно находится над Троном» (Маджму‘ аль-фатава 5/103).

Шейхульислам был прав. Аллах, Который ведает о тебе, наблюдает за тобой, заботится о тебе, слышит твою речь, видит твои деяния, управляет твоей судьбой, действительно присутствует рядом с тобой, даже если Его божественная сущность в действительности находится над Троном, потому что можно быть рядом, находясь в совершенно другом месте.

В-третьих, даже если бы творения были не способны присутствовать рядом и в то же время находиться очень далеко, это не означало бы того, что Творец, Который охарактеризовал Себя этими качествами, не может обладать ими. Всевышний Аллах абсолютно не похож на творения, и поэтому Он сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (сура 42 «Совет», аят 11).

Этим способом шейхульислам Ибн Таймийя воспользовался в книге «аль-‘Акида аль-васитыйя»: «Коранические аяты и хадисы, в которых упоминается о близости Аллаха и Его присутствии рядом с творениями, не противоречат высокому положению Аллаха, потому что ни одно божественное качество не похоже на качества творений. Он – Возвышенный, но в то же время Он близок. Он – Близкий, но в то же время Он находится очень высоко» (Маджму‘ аль-фатава 3/143).

Таким образом, в зависимости от отношения к повсеместному присутствию Аллаха люди разделились на три группы.

К первой группе относятся люди, которые считают, что общее присутствие Аллаха рядом с творениями заключается в Его всеобъемлющем знании, а частное присутствие Аллаха рядом с творениями заключается в Его божественной помощи и поддержке. В то же время они верят в то, что Аллах вознесся на Трон, над которым находится Его божественная сущность. К этой группе относятся ранние мусульманские богословы и их праведные последователи, чьи абсолютно правильные воззрения мы уже обсудили выше.

Ко второй группе относятся люди, которые считают, что Аллах присутствует повсеместно Своей божественной сущностью и находится среди Своих творений на земле. При этом они отрицают то, что Аллах вознесся на Трон и находится над ним Своей божественной сущностью. К этой группе относятся хулулиты (букв. “пантеисты”) из числа ранних джахмитов и их последователей, однако их убеждения порочны и несправедливы, в чем были единодушны все ранние мусульманские богословы.

К третьей группе относятся люди, которые считают, что Аллах присутствует повсеместно Своей божественной сущностью, но в то же время находится над Троном. О воззрениях этих людей особо упомянул шейхульислам Ибн Таймийя (Маджму‘ аль-фатава 5/229). Они полагают, что руководствуются очевидным смыслом священных текстов, в которых упоминается о присутствии Аллаха рядом с творениями и Его нахождении над Троном, однако в действительности это не так. Эти люди заблуждаются, потому что священные тексты о присутствии Аллаха рядом с творениями не свидетельствуют о единстве Аллаха с творениями. Подобный пантеизм — это ложь, а очевидный смысл слов Аллаха и Его посланника не может быть лживым.

Несколько важных замечаний 

1. Помни, что первые мусульмане и ранние мусульманские богословы не считали, что присутствие Аллаха рядом с творениями ограничивается только божественным знанием. Оно также заключается в том, что Аллах объемлет Своих рабов слухом, зрением, могуществом, властью и другими божественными качествами.

2. Ранее мы уже упоминали о том, что высокое положение Всевышнего Аллаха подтверждается Кораном, Сунной, здравым смыслом, подсознанием и единым мнением первых мусульман. Коранические тексты свидетельствуют об этом по-разному.

В некоторых аятах сообщается о том, что Аллах вознесся на Трон и находится на небесах. Например, Всевышний Аллах сказал: «Его Престол объемлет небеса и землю, и Ему не в тягость охранять их. Он – Возвышенный, Великий» (сура 2 «Корова», аят 255);

«Он – Одолевающий и находится над Своими рабами» (сура 6 «Скот», аят 18);

«Он – Милостивый, Который вознесся на Трон» (сура 20 «Та ха», аят 5);

«Неужели вы не опасаетесь того, что Тот, Кто на небе, может заставить землю поглотить вас и тогда она заколеблется? Неужели вы не опасаетесь того, что Тот, Кто на небе, может низринуть на вас ураган? Скоро вы узнаете цену Моему увещеванию!» (сура 67 «Власть», аяты 16-17).

В некоторых аятах сообщается о том, как творения или деяния возносятся к Аллаху. Например, Всевышний Аллах сказал: «К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит доброе дело» (сура 35 «Зиждитель», аят 10);

«Ангелы и дух восходят к Нему в день, равный по времени пятидесяти тысячам лет» (сура 70 «Ступени», аят 4);

«О Иса! Я упокою тебя и вознесу к Себе» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 55).

А в некоторых аятах упоминается о том, как некоторые творения и веления нисходят от Аллаха. Например, Всевышний Аллах сказал: «Скажи, что святой Дух спустился с ним от твоего Господа» (сура 16 «Пчёлы», аят 102);

«Он распространяет Свое повеление от неба и до земли, а затем оно опять восходит к Нему в течение дня, который по вашему счету продолжается тысячу лет» (сура 32 «Земной поклон», аят 5).

Что же касается доказательств из Сунны, то они объединяют не только пророческие изречения и действия, но и молчаливое согласие Посланника Аллаха с подобными высказываниями. Хадисов по этому поводу настолько много, что их можно считать общеизвестными, и они также по-разному свидетельствуют о высоком положении Аллаха. Например, во время земного поклона Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Пречист мой Всевышний Господь!» (Ахмад 5/382, 394; Абу Давуд 871; ан-Насаи 1/160; ат-Тирмизи 2/48) Он также сказал: «Когда Аллах завершил сотворение, Он сделал надпись у Себя над Троном о том, что Его милость опережает Его гнев» (ат-Тирмизи 2/271; Ахмад 2/433; Ибн Маджа 4295). Он также сказал: «Неужели вы не доверяете мне, тогда как я являюсь доверенным Того, Кто на небе?» (аль-Бухари 3344; Муслим 1064) А находясь на кафедре в пятничный день, он воздел руки к небу и сказал: «О Аллах! Ниспошли нам дождь!» (аль-Бухари 1013; Муслим 897 и др.) А во время проповеди в день Арафы, когда люди засвидетельствовали, что он донес послание, выполнил миссию и дал самые искренние наставления, он показал рукой на небо и сказал: «О Аллах! Будь же свидетелем!» (Муслим 1218; Абу Давуд 2/1905; Ибн Маджа 2/3074) А когда на вопрос о том, где находится Аллах, рабыня сказала, что Аллах находится на небе, он согласился с этим и сказал ее господину: «Отпусти ее, потому что она – правоверная» (Муслим 537; Абу Давуд 1/930; ан-Насаи 3/14-16).

Что касается логических аргументов, то здравый смысл подсказывает нам, что Всевышний Аллах обладает только качествами совершенства и далек от любых недостатков и изъянов. Высокое положение является признаком совершенства, в то время как низкое положение является недостатком, а это обязывает правоверных верить в Его высокое положение и отвергать обратное.

Что касается человеческого подсознания, то оно однозначно свидетельствует о высоком положении Всевышнего Аллаха, потому что каждый молящийся или испуганный человек тотчас устремляется всем сердцем ко Всевышнему Господу и обращает свои устремления к небу, а не в другую сторону.

Спросите у молящихся, которые во время каждого земного поклона повторяют: «Пречист мой Всевышний Господь!» Куда устремляются их души в этот момент?

Что же касается единого мнения первых мусульман, то абсолютно все сподвижники, их последователи и ранние мусульманские богословы единодушны в том, что Всевышний Аллах вознесся на небо и находится над Троном. Высказывания мусульманских богословов на эту тему хорошо известны. Аль-Аузаи сказал: «Мы и последователи сподвижников были единодушны в том, что напоминание Всевышнего Аллаха находится над Троном. Мы верим в те божественные качества, которые упоминаются в Сунне» (Мухтасар аль-‘улувв ли-ль-‘Али аль-Гаффар 121/137). Мусульманские богословы неоднократно упоминали о том, что среди праведных богословов нет разногласий по этому поводу. Да и какие разногласия могут быть после того, как нам стали известны перечисленные выше неопровержимые доказательства. Воистину, отказаться от них могут только высокомерные гордецы с ослепшей душой, чьи чувства и помыслы исказились под влиянием наущений сатаны. Да одарит нас Всевышний Аллах благополучием и благоденствием!

Из всего сказанного становится предельно ясно, что Всевышний Аллах превыше Своих творений как Своей божественной сущностью, так и своими безупречными качествами, и это является самым ясным, самым доказуемым, самым справедливым и самым правдивым утверждением.

3. Однажды я написал статью для некоторых студентов, которая содержала выдержки из речей, которые я произносил на разных собраниях, посвященные вопросу о присутствии Всевышнего Аллаха рядом со своими творениями. В этой статье говорится: «Мы убеждены в том, что Всевышний Аллах присутствует рядом со Своими творениями. Это присутствие истинно по существу и полностью соответствует величию Аллаха. Оно означает то, что Аллах объемлет все сущее знанием, могуществом, слухом, зрением, властью и господством. Он далек от того, чтобы находиться среди творений и разделять с ними пространство. Напротив, Он – Возвышенный. Он превыше творений Своей божественной сущностью и своими божественными качествами, причем высокое положение относится к тем качествам, которые связаны с божественной сущностью Аллаха и присущи Ему во все времена. Он вознесся на Трон в полном соответствии со Своим величием и совершенством, и это никоим образом не противоречит Его присутствию рядом с творениями, потому что Священный Коран гласит: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (сура 42 «Совет», аят 11).

Говоря, что присутствие Аллаха “истинно по существу”, я хотел подчеркнуть истинность присутствия Всеблагого и Всевышнего Аллаха рядом с творениями. Я не имел в виду, что Аллах Своей сущностью находится на земле среди творений.

Этого нельзя предположить уже потому, что в той же самой статье я написал: «Он далек от того, чтобы находиться среди творений и разделять с ними пространство. Напротив, Он – Возвышенный. Он превыше творений Своей божественной сущностью и Своими божественными качествами, причем высокое положение относится к тем качествам, которые связаны с божественной сущностью Аллаха и присущи Ему во все времена».

Кроме того, в этой же статье я сказал буквально следующее: «Мы считаем, что всякий, кто предполагает, что Аллах присутствует повсеместно Своей божественной сущностью, является либо неверующим, либо заблудшим. Если же он приписывает подобные воззрения кому-либо из ранних мусульманских богословов или имамов, то он является лжецом».

Ни один благоразумный человек, познавший качества Аллаха и оценивший Его достойным образом, не станет утверждать, что Аллах находится среди творений на земле. Я опровергал и продолжаю опровергать подобные воззрения на каждом собрании и уроке, которые бывают посвящены этому вопросу.

И поэтому я прошу Всевышнего Аллаха укрепить меня и моих братьев-мусульман твердым словом как при жизни на земле, так и после смерти!

После написания этой статьи я написал еще одну статью, которая была опубликована в журнале «Ад-Да‘ва = Призыв», который выходит в Эр-Рияде. Эта статья вышла в свет в 911 номере журнала в четвертый понедельник месяца мухаррам 1404 г.х. В ней я разделил воззрения шейхульислама Ибн Таймийи о том, что Аллах действительно присутствует рядом с творениями и что это никоим образом не свидетельствует в пользу пантеизма и единства Аллаха с творениями. И тем более это не может свидетельствовать о правдивости выводов, которые вытекают из воззрений о единстве Аллаха с творениями. В этой статье я посчитал обязательным для себя показать несообразность использования выражения “по существу” в данном контексте. Я также перечислил несколько путей того, как следует совмещать веру в высокое положение Всевышнего Аллаха и Его присутствие рядом с творениями.

Помни, что каждое выражение, которое дает основания предположить, что Всевышний Аллах находится среди творений на земле или что Он не вознесся на Трон и не находится на небесах, является неправильным, потому что подобные воззрения не соответствуют величию и совершенству Всевышнего. Мусульмане обязаны опровергать подобные выражения, кому бы они ни принадлежали, как бы они ни выглядели.

Мусульмане также обязаны избегать высказываний, которые могут побудить некоторых людей думать об Аллахе неподобающим образом. Что же касается божественных качеств, которые упомянуты в писании Всевышнего Аллаха и изречениях Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, то мусульмане обязаны верить в них, проповедовать такие воззрения и разъяснять истину тем, кто делает ошибочные предположения, не соответствующие совершенству Аллаха.