Аль-Карим (Щедрый) — это Тот, Кто наделяет бесчисленными благами и любит делать щедрые дары, Кто обладает всеми достоинствами и высокими качествами, и все Его деяния и решения исполнены блага. Слово كَرَم означает ‘щедрость’, ‘благородство’ и ‘достоинство’ в самом широком смысле. Поэтому образованное от него слово كَرِيم употребляется в значениях ‘щедрый’, ‘благородный’, ‘мужественный’, ‘терпеливый’, ‘милосердный’. В Коране оно также использовано в значении ‘прекрасный’. Всевышний сказал: «Превыше этого Аллах, Царь, Истинный! Нет божества, кроме Него, Господа благородного трона» (сура 23 «Верующие», аят 116); «Мы ниспослали с неба воду и взрастили на [земле] всякие благородные растения» (сура 31 «Лукман», аят 10), то есть прекрасные, превосходные.

Аль-Карим одаряет тех, кто благодарит Его, и тех, кто придаёт Ему сотоварищей. Он отвечает на мольбы тех, кто молит Его, и добавляет им по Своей милости, и наделяет благами тех, кто возносится над поклонением Ему, предоставляя им отсрочку до назначенного дня. Он одаряет творения не потому, что нуждается в них или ищет их благосклонности, и не потому, что хочет защититься от их вреда. Щедрость — неотъемлемое свойство Его божественной сущности, и поэтому Он добр и милостив к творениям. Он любит делать добро и не бывает другим, и Его богатство от этого не уменьшается. Как сказал Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Рука Аллаха полна и не оскудевает от даяний, щедра ночью и днём. Разве вы не видите, сколько Он раздал с тех пор, как создал небо и землю, и то, что в Его руке ничуть не убавилось?» [Бухари 4684]. А в другой версии говорится: «Десница Аллаха полна и щедра, и не оскудевает она ни ночью, ни днём» [Муслим 993].

Аль-Карим щедро награждает верующих за их благодеяния и увеличивает их награду от десяти до семисот раз и даже более того. И тех, кто не верует в жизнь вечную, Он награждает в этой жизни, и в Коране об этом сказано: «Тем, кто жаждет ближней жизни и её прелестей, Мы сполна воздадим за их деяния в ней, и они не будут обделены» (сура 11 «Худ», аят 15), то есть награду за свои добрые дела они получат в этой жизни сполна, и в день воскрешения, когда они станут говорить о том, что кормили бедняков и строили школы и больницы, им будет сказано: «Вы растратили ваши блага в вашей ближней жизни и попользовались ими. Сегодня вашим воздаянием будут унизительные мучения за то, что вы превозносились на земле без всякого права, и за то, что вы были нечестивы» (сура 46 «Барханы», аят 20). То есть даже тех, кто не благодарен Аллаху, Он щедро одаряет в этой жизни, а тех, кто благодарен Ему и готовится к встрече с Ним, Он одаряет благами в этом мире и ещё больше — в жизни вечной.

По Своей щедрости Аллах не спешит наказывать людей за то, что они ослушиваются Его, и даёт им возможность переосмыслить свои деяния, опомниться и вернуться на прямой путь. Он посылает людям болезни, трудности и испытания, чтобы они задумались, и не перестаёт одарять их благами, без которых они не могут существовать. Он прощает многое, а тем, кто раскаивается, Он готов простить все грехи, даже если их столько, сколько песчинок на всей земле. Но наступит день, когда тех, кто отвечал на Его щедрость неверием и враждебностью, призовут к ответу, и тогда они взмолятся о прощении, но им скажут: «Разве Мы не даровали вам жизнь достаточно долгую для того, чтобы вразумился тот, кто мог вразумиться? К вам ведь пришёл тот, кто предостерёг вас» (сура 35 «Зиждитель», аят 37).

Напоминая о Своих бесчисленных дарах и милостях, Всевышний призывает нас к благодарности, которая выражается в послушании и поклонении Ему. «О человек! Что ввело тебя в заблуждение по поводу твоего Щедрого Господа?» (сура 82 «Раскалывание», аят 6). Неужели ты решил, что Господь небес и земли нуждается в твоей любви и хочет задобрить тебя, столь малое и беспомощное существо? Неужели ты всерьёз полагаешь, что будешь всегда пользовать Его дарами, пренебрегая своими обязанностями перед Ним, и избежишь расчёта? Что так обольстило тебя? Неужели только то, что ты не веришь в жизнь вечную, без которой всё происходящее с тобой лишено смысла?

Нет, ты не был создан ни ради забавы, ни для участия в жестоком эксперименте. Ты пришёл в этот мир для того, чтобы познать себя и твоего Господа, чтобы сделать свой выбор между верой и неверием, между благодарностью и неблагодарностью. И всем своим существом ты осознаёшь, что неблагодарность — это низкое качество, и ты ждёшь благодарности от тех, кому ты сам делаешь добро. Так почему же ты так мало благодаришь Того, Кому ты обязан всем, что имеешь? Ты не сможешь перехитрить Его и не получишь второго шанса вернуться в этот мир. «Поистине, Аллах оберегает тех, кто уверовал. Поистине, Аллах не любит всяких неблагодарных изменников» (сура 22 «Хадж», аят 38).