Какое место Аллах занимает в нашей жизни? Человек верующий понимает, что ничто во Вселенной не проходит без участия Господа. Иначе и быть не может. Только благодаря Ему существуют небеса и Земля, и все законы действуют только потому, что Он так пожелал. Каждый день Он занят делами, и об этом сказал наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, Аллах не спит, и не подобает Ему спать. Он поднимает и опускает весы. Совершённые ночью деяния возносят к Нему прежде, чем деяния, совершённые днём, а деяния, совершённые днём, возносят к Нему прежде, чем деяния, совершённые ночью» [Муслим 179].

Всевышний слышит и принимает мольбы, возвышает и унижает, одаряет и лишает, стирает одни записи и утверждает другие. «Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него — подлинная книга» (сура 13 «Гром», аят 39). Он всегда рядом — при каждом нашем разговоре. Он знает наши сокровенные мысли и желания. Нет для Него ни расстояний, ни преград, и Он ближе к нам, чем яремная вена. «Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвёртым, или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше, Он всегда с ними, где бы они ни были» (сура 58 «Препирающаяся», аят 7).

То есть Аллах не просто присутствует в нашей жизни. Он никогда не оставляет нас полностью, даже тогда, когда мы забываем о Нём или же отворачиваемся от Него. Потому что, создав нашего прародителя Адама, Аллах сразу же предложил ему заключить договор: соблюдай Мои заповеди — и получишь награду, а если ослушаешься Меня, то будешь наказан. Адам согласился и заключил завет с Господом, но не проявил «твёрдой воли» (сура 20 «Та, ха», аят 115). Он и его жена соблазнились на лживые обещания шайтана и поели от запретного дерева, и открылись им их срамные места, и устыдились они своего вида и стали прилеплять на себя листья.

В Книге Бытия сообщается, что после этого Адам попытался скрыться «от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт. 3:8). И с тех пор вся история ослушания человеком Бога — это история его сокрытия и бегства от Него. Не случайно арабское слово кафир, означающее «неверующий», «неблагодарный», образовано от глагола кафара — «покрывать», «скрывать». Человек, отвергающий Аллаха, скрывает знамения внутри себя и вокруг себя, указывающие на Творца и Его божественные качества.

Но Адам покаялся, и Аллах принял его покаяние и привёл его и его потомков на Землю, чтобы правдивые среди них отделились от лжецов и унаследовали Рай. Всевышний сказал: «Когда же к вам придёт верное руководство от Меня, те, которые последуют Моему руководству, не познают страха и не будут опечалены. А те, которые не уверуют и сочтут ложью Наши знамения, станут обитателями огня. Они пребудут там вечно» (сура 2 «Корова», аяты 38-39).

Верное руководство для нас, сегодняшних, — это Священный Коран. Он подтверждает правдивость предыдущих посланников и является продолжением и исполнением завета с возлюбленным Аллаха Ибрахимом. Многие столетия людьми Завета — Ветхого и Нового — был народ Израиля. Когда же пришло время Последнего Завета, Господь отправил к людям Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. В точности так, как было предсказано в древнем пророчестве: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» (Втор. 18:18-19).

В отличие от предыдущих пророков, что приходили только к своим народам, Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, был послан ко всему человечеству. В Евангелии мы читаем, что Иисус говорил: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15:24). В Коране же сказано: «Мы отправили тебя ко всем людям благовествовать и предостерегать, но большинство людей не знают» (сура 34 «Саба», аят 28). Так в истории человечества произошёл гигантский скачок от духовно-этнического сообщества к надэтнической умме, объединившей на равных правах верующих всех народностей.

Признавая Аллаха своим Господом, ислам — своей религией и Мухаммада — своим пророком, мы принимаем Последний Завет, о котором сказано: «Помните милость Аллаха к вам и завет, который Он заключил с вами, когда вы сказали: «Слушаем и повинуемся» (сура 5 «Трапеза», аят 7). То есть мы слушаем слова Господа и повинуемся, когда нам легко и когда тяжело, нравится нам это или нет, даже если мы не понимаем причины и мудрости Его велений.

Что же хочет от нас Господь для того, чтобы мы получили право называться Его людьми и удостоились Его поддержки в этом мире и Его милости в жизни вечной? Будто отвечая на этот наш вопрос, Всевышний говорит Своему Посланнику: «Скажи: «Придите, и я прочту то, что запретил вам Господь ваш». Никого не придавайте [Ему] в сотоварищи и делайте добро родителям. Не убивайте ваших детей из-за нищеты — Мы наделяем вас вместе с ними. И не приближайтесь к мерзким поступкам, ни явным среди них, ни скрытым. И не убивайте людей, которых Аллах запретил убивать без права на то. Это Он заповедал вам, — быть может, вы уразумеете» (сура 6 «Скот», аят 151).

«Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как наилучшим образом, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека больше, чем он может осилить. Когда вы говорите своё слово, будьте справедливы, даже если это касается [вашего] родственника, и будьте верны договору с Аллахом. Это Он заповедал вам, — быть может, вы вразумитесь» (сура 6 «Скот», аят 152).

В этих двух аятах раскрывается вся суть послания ислама. Это — заповеди Последнего Завета, пребывающего с нами до скончания века. Первейшая из них — никого не придавайте в сотоварищи Аллаху, то есть поклоняйтесь только Ему и обожествляйте только Его, веруйте в Него, любите Его, уповайте на Него, всегда помните о Нём и взывайте к Нему со смирением, трепетом и надеждой. Не поклоняйтесь идолам и не создавайте изображений живых существ, не клянитесь ни кем и ни чем, кроме Аллаха, а когда клянётесь именем Его, то говорите только правду. Будьте искренни пред Аллахом, совершая благие дела только ради Его довольства, и не допускайте в ваши сердца показуху, тщеславие и высокомерие.

Впервые произнося слова единобожия «ля иляха илля-Ллах» — «нет божества, кроме Аллаха», человек ещё не знает многих подробностей прямого пути и опасностей, которые его подстерегают, но он чувствует в себе готовность идти этим путём до конца и встретиться с Аллахом. Он создал нас и возвысил над многими другими творениями. Он неустанно заботится о нас и одаряет нас благами. Его милость необъятна, мудрость безгранична, а качества настолько совершенны, что Он действительно заслуживает поклонения и любви всего живого. Ощущая связь с Господом, верующий больше не желает преклоняться перед чем-либо сотворённым и рукотворным. Он хочет поклоняться и повиноваться только Аллаху и делать это так, как Он того желает, как этому нас научил Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха.

«И делайте добро родителям». Требуя от человека поклонения только Себе, Всевышний заповедает нам быть благодарными и людям, которым мы обязаны по жизни, в первую очередь нашим родителям: «Благодари Меня и твоих родителей — ко Мне предстоит прибытие» (сура 31 «Лукман», аят 14). В другом аяте мы читаем: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и хорошо относиться к родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им «уф», не кричи на них и говори с ними почтительно» (сура 17 «Ночной перенос», аят 23).

Только представьте себе, что значит упоминание права родителей на наилучшее обращение после приказа поклоняться только Аллаху. И не имеет никакого значения, равнодушные родители или злые, исповедуют они ислам или побуждают ко греху — верующий не вправе обижать их даже междометием «уф» — легчайшим проявлением недовольства или нетерпения — и должен делать им добро и послушаться им во всём хорошем.

«Не убивайте ваших детей из-за нищеты». Дети не сделают вас беднее, а наоборот, они принесут в ваш дом удел, который Аллах уже написал для них. Арабы до ислама зарывали живьём новорожденных девочек, считая их рождение позором для семьи, а иной раз убивали и мальчиков, опасаясь того, что не смогут прокормить их. И в наше время проливается кровь невинных младенцев, но только ещё не появившихся на свет, и проливают её сами матери. И страшно оттого, что легализация абортов прикрывается борьбой за права женщин!

«И не приближайтесь к мерзким поступкам, ни явным среди них, ни скрытым», то есть не просто не прелюбодействуйте, но даже не приближайтесь к этому мерзкому деянию. Опускайте свои взоры, не соблазняйтесь сами и не соблазняйте других. Раньше люди стеснялись прелюбодействовать открыто, но не видели ничего дурного в том, чтобы совершать этот грех втихую. Теперь же внебрачные связи, внебрачные дети и дети, не знающие своих настоящих отцов, стали повседневной обыденностью. Есть также мнение, что под явной мерзостью в этом аяте подразумевается распитие опьяняющих напитков, а под скрытой — прелюбодеяние.

«И не убивайте людей, которых Аллах запретил убивать без права на то», и не убивайте самих себя, и не способствуйте убийству, подталкивая к нему или бездействуя, имея возможность помешать ему, и не укрывайте тех, кто совершил убийство и заслуживает наказания. Убийство невинных людей — тяжкий грех и великое зло, и для предотвращения его в шариате установлено наказание для совершивших преднамеренное убийство: «Если кто-либо убит несправедливо, то Мы уже предоставили его близкому довод [против убийцы], но пусть он не излишествует в отмщении» (сура 17 «Ночной перенос», аят 33).

«Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как наилучшим образом», то есть не расхищайте его и не позволяйте ему иссякнуть из-за расходов на воспитание ребёнка и выплат закята. Ведь если имущество сироты достигает нисаба, то из него ежегодно нужно выплачивать закят в пользу бедных и нуждающихся. И для того, чтобы сохранить и приумножить имущество сироты, опекун должен правильно распорядиться им.

Если опекун сам нуждается в деньгах, он может брать из имущества сироты и на свои нужды — в соответствии с обычаями, а если он богат и не нуждается в деньгах, то ему не следует брать плату за то, что он помогает сироте. А когда тот достигнет зрелого возраста и сможет правильно распоряжаться своим имуществом, то его надлежит ввести во владение. Так велит нам Всевышний Аллах: «Испытывайте сирот, пока они не достигнут брачного возраста. Если вы заметите в них зрелость, то отдайте им их имущество. Не ешьте его излишествуя и торопливо, прежде чем они вырастут. Кто богат, пусть воздержится, а кто беден, пусть ест по справедливости» (сура 4 «Женщины», аят 6).

«Наполняйте меру и весы по справедливости», то есть не обманывайте людей на мере и весах, не мошенничайте и не скрывайте недостатки товара, который вы продаёте, не назначайте высокую цену на товар, который вы не собираетесь покупать, не обманывайте, когда говорите, где произведён ваш товар и почём вы приобрели его, не скупайте товары ради повышения его рыночной стоимости, не утаивайте найденного, не берите и не давайте деньги в рост под проценты, а кто поступает так, тот не идёт путём верующих.

Помните, что среди погубленных народов были такие, которые обманывали на мере и весах и присваивали себе чужое имущество. Аллах не возлагает на вас больше, чем вы можете осилить, и простит вам то, что вы совершили по ошибке или по забывчивости, если вы были богобоязненны. Он не спросит с вас за то, чего вы не смогли заработать, но спросит с вас за то, как вы заработали своё имущество и как вы распорядились им.

«Когда вы говорите своё слово, будьте справедливы», то есть не произносите ложного свидетельства, даже если правда против вашего родственника, близкого друга или вас самих. Вера и ложь никогда не уживутся в одном сердце, и ложь вытесняет веру и подталкивает человека к греху. Так не лгите же, даже когда хотите позабавить людей, не наговаривайте на других, не разносите сплетен и не злословьте за чужой спиной. Не говорите за глаза то, что может не понравиться людям, даже если вы говорите правду, ибо не всякая правда земная признаётся таковою на небесах. Ведь сказано же о тех, кто обвиняет другого в прелюбодеянии и не может привести четырёх свидетелей: «Если они не приведут свидетелей, то перед Аллахом они — лжецы» (сура 24 «Свет», аят 13).

«И будьте верны договору с Аллахом», соблюдайте ваши договоры и ваши обязанности, отдавайте положенное родственникам, беднякам и путникам. Исполняйте веления Аллаха и Его Посланника, призывайте к добру и запрещайте зло. Как бы много ни было вокруг тех, кто отвернулся от Бога, они не навредят вам до тех пор, пока вы разъясняете истину и призываете на прямой путь. «О вы, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали верным путём, то вам не навредит тот, кто впал в заблуждение» (сура 5 «Трапеза», аят 105).

Если же вы перестанете призывать к добру и запрещать зло, то подвергнете себя великой опасности. «Бойтесь испытания, которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив» (сура 8 «Военная добыча», аят 25). А в достоверном хадисе об этом сказано: «Если среди каких-то людей есть такие, которые ослушиваются Аллаха, а остальные могут изменить это, но не делают этого, то наказание Аллаха угрожает им всем» [Абу Давуд 4338, Сахих ат-таргиб 2317].

Это заповедал нам Господь — ради нашего же блага, чтобы мы жили в гармонии с самими собой и с окружающим миром, чтобы наше видение мира и своего места в нём было правильным и целостным. Отступление от этих заповедей несёт разрушение, даже когда люди пытаются организовать жизнь свою и общества на основании своих знаний, обрывочных и неполных. От этого нас предостерегает Коран: «Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха и которых Он заставил забыть самих себя» (сура 59 «Сбор», аят 19).

А что может быть большим лишением в этом мире, чем забвение самого себя и неспособность отличить то, что приносит тебе пользу, от того, что обрекает тебя на погибель?!

Читайте также: И Господа своего величай