Теймур Атаев
Особенности религиозного мировоззрения Льва Толстого
Лев Николаевич Толстой

Лев Толстой и религия... Обширнейшая тема. Необъятная. Будучи выдающейся личностью, он не воспринимал формализм, которому чиновники от религии подчиняли желание верующего исполнять Божьи заповеди.

Теймур Атаев
Мусульманский Восток в поэзии Тютчева
Исаакиевский собор

Отношение выдающегося русского поэта и публициста Фёдора Тютчева к исламу формировалось под влиянием не только его религиозных взглядов, но и геополитических представлений об исторической роли России.

Теймур Атаев
Османские истоки нынешнего геополитического противостояния

Распад некогда могущественной Османской империи стал торжеством антиконтинентальной стратегии Великобритании, неоднократно провоцировавшей конфликты на Балканах, в Закавказье и на Ближнем Востоке.

Теймур Атаев
Год 1905-й. Пожары на бакинских промыслах
Нефтяные промыслы в Баку

Политика российских властей, направленная на укрепление христианского элемента в Закавказье путем переселения армян из Персии и Турции, привела к совершенно плачевному для самой империи результату.

Ахмет Ярлыкапов
Ислам и конфликт на современном Северном Кавказе
Нарын-кала в Дербенте

Конфессиональная палитра Северного Кавказа не представляет собой упрощенной черно-белой картины «официального» и «неофициального», «традиционного» и «нетрадиционного» ислама, к которой мы привыкли.

Теймур Атаев
Кому Русь обязана своим возвышением?

Включение Руси в монгольское государство повлияло на формирование русского национального самосознания. По мнению Николая Карамзина, русский народ вышел из-под ига более с европейским, нежели с азиатским характером.

Эльмир Кулиев
О будущем религии на Центральном Кавказе

За последние два десятилетия характер религиозности в регионе претерпел существенные изменения, и удельный вес религиозных факторов во внутриполитических процессах заметно вырос. В каждом из трех независимых государств отношения между государством и религиозными объединениями имеют свою логику, определяемую особенностями этноконфессиональной структуры общества и внешнеполитическими приоритетами.

Эльмир Кулиев
Роль межличностных отношений в формировании профессиональной компетентности мусульманских теологов

Оптимизация отношений между преподавателями и студентами - важная составляющая учебно-воспитательного процесса. Значение межличностных отношений в процессе подготовки имамов возрастает еще и потому, что профессиональная квалификация имама определяется не только уровнем его образованности, но и его моральным обликом и коммуникативными способностями.

Эльмир Кулиев
Азербайджан: религиозная жизнь в 2009 году

В 2009 году Баку принял на себя полномочия "столицы исламской культуры", и религиозная проблематика оказывалась в центре внимания чаще, чем в предыдущие годы. Референдум 18 марта послужил толчком к внесению изменений и дополнений в законодательство о свободе вероисповедания. Тем не менее, неопределенность во взаимоотношениях между государством и некоторыми религиозными общинами сохранилась.

Эльмир Кулиев
Исламское образование в России: новое концептуальное видение

Сегодня мы должны четко уяснить, каким мы хотим видеть современного мусульманина: замкнутым на себе, пугающимся перемен и безнадежно цепляющимся за изживший себя способ мышления, перекладывающим вину за собственные неудачи на других и питающим неприязнь ко всему "чужому"? Или же стремящимся к успеху лидером, который поклоняется Аллаху и осознает ответственность за свое будущее и за будущее своей страны?

Эльмир Кулиев
К вопросу о модернизации в Азербайджане: светское и религиозное в современном обществе

В последние два десятилетия социально-экономические и политические преобразования в Азербайджане проходят под знаком модернизации. Ориентированный на преодоление экономической и технологической отсталости, на реформирование государственного управления и законодательства и на создание сильного гражданского общества, этот процесс пока управляется "сверху".

Эльмир Кулиев
Роль религиозного просвещения в противодействии радикализму в исламе

Как влияют глобальные политические и экономические перемены на характер религиозности? Почему радикальные взгляды в наибольшей степени охватили исламский мир? Способны ли мусульманские страны самостоятельно подавить международный терроризм, в эпицентре которого они оказались? Как исламское наследие можно использовать для борьбы с этим явлением? Ответы на эти вопросы имеют судьбоносное значение не только для исламской цивилизации.

Эльмир Кулиев
К вопросу совершенствования профессионального исламского образования в России

Формирование системы исламского образования - одна из важнейших задач, стоящих перед мусульманским сообществом России. Ее решение имеет большое значение не только для сохранения культурной самобытности мусульманских народов, но и для развития культуры диалога, от которого во многом зависят стабильность и благополучие любой современной нации.

Эльмир Кулиев
Исламская традиция на Кавказе: между традиционализмом, реформизмом и секуляризмом

Несмотря на существующие особенности развития ислама в Азербайджане и на Северном Кавказе, в обоих регионах отношение к исламской традиции является одним из главных факторов, влияющих на религиозную жизнь. Причем чуткое к политическим переменам духовенство претендует на исключительно право интерпретировать исламскую традицию, что неоднозначно воспринимается верующей молодежью.

Эльмир Кулиев
Азербайджан: религиозная жизнь в 2008 году
Пятничная молитва в Мечети факультета теологии в БГУ

В 2008 году власти Азербайджана ужесточили контроль над процессами, протекающими в религиозной жизни страны, и приняли ряд мер по ограничению и предотвращению деятельности радикальных религиозных групп.

Эльмир Кулиев
Социально-философские аспекты влияния глобализации на молодёжь в Азербайджане

Высокие темпы развития информационных технологий, играющих важную роль в формировании единого экономического и социокультурного пространства, способствовали активному вовлечению молодёжи в процесс трансформации мировой системы. Принимая вызовы технологической революции, это поколение не только играет важную роль в экономической жизни, но и изменяет характеристики социокультурной среды.

Эльмир Кулиев
Азербайджан: религиозная жизнь в 2007 году

Атмосфера доверия в отношениях между властями и религиозными общинами позволяла надеяться на то, что религиозная жизнь в 2007 году запомнится обсуждением и решением вопросов правового и организационного характера.

Эльмир Кулиев
Исламский экстремизм на Кавказе: реальность угрозы и пути её предотвращения

Глобальные трансформации породили необратимые процессы, изменившие принципы межгосударственных отношений и пошатнувшие устои системы международной безопасности. Движимые желанием реализовать экономическое и военное превосходство в культурное господство, западные политики задели глубокие пласты сознания других цивилизаций, нарушив длившийся веками процесс его эволюции.

Эльмир Кулиев
Азербайджан: религиозная жизнь в 2006 году

Отсутствие в стране исламских центров, в которых можно было бы удовлетворить потребность в духовных знаниях, вынуждает многих из них обращаться к пропагандистам, чьи идеи пропитаны проиранскими, проарабскими или протурецкими настроениями. Несмотря на прилагаемые государством усилия, ислам слабо используется как составная часть национальной идеи, вследствие чего религиозность нередко становится причиной социальных конфликтов.

Эльмир Кулиев
Экономическая глобализация: некоторые аспекты неминуемого выбора

Начало нового века запомнится историкам целым рядом локальных по своим масштабам и глобальных по своему содержанию потрясений. Всплеск международного терроризма, рост религиозного и этнического сепаратизма, расшатывание системы международной безопасности, угроза распространения оружия массового уничтожения – вот лишь некоторые характеристики феномена, получившего название «глобализация».

   Yüklə