Мольба — это сердце веры. Мало что убеждает нас в существовании Аллаха более вразумительно, чем мольба, на которую Он отвечает. Наш Господь любит, когда мы призываем Его, и не желает, чтобы люди обращались с мольбами к кому-либо, кроме Него. Его могущество безгранично, Его власть проникает повсюду, и управление делами творений нисколько не тяготит Его. Нет никого ближе к нам, чем Он, и никто не знает о наших нуждах и устремлениях лучше, чем Он. А значит, и просить нужно прямо у Него, не прибегая к посредникам или заступникам. Всевышний сказал: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящего, когда он молится Мне» (сура 2 «Корова», аят 186).

Своими мольбами мы не отвлекаем Аллаха от каких-то более важных дел. Для Него нет ничего сложного и невозможного, и совершать одновременно бесчисленное множество дел для Него так же просто, как и заниматься чем-то одним. Поэтому мы можем просить у Аллаха всё, в чём нуждаемся и к чему стремимся, как материальное, так и духовное, связанное с этим миром или с жизнью вечной. В одном из хадисов говорится: «Пусть каждый из вас просит Аллаха обо всём, в чём нуждается, даже о ремешке сандалии, если он порвался» [Тирмизи 3604, Сильсиля даифа 1362].

Хотя иснад этого сообщения слабый, смысл его вполне правильный. Разве маленькие проблемы не могут превратиться для нас в серьёзные трудности, если Аллах не облегчит нам избавление от них? И кто сказал, что наши повседневные дела и заботы не отражаются на нашей духовной жизни и молитве? Сколько бы мы ни напоминали себе о том, что всё это не более чем мирская суета, мы нуждаемся в мирском благополучии и зависим от него. И хотя земные радости такие ничтожные по сравнению с вечной жизнью, они делают нас немножко счастливее здесь и являются подспорьем на пути к вечному счастью. Абу Хурайра рассказывал со слов нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Однажды, когда Айюб купался обнажённым, на него посыпалась золотая саранча, и Айюб принялся собирать её в свою одежду. Тогда его Господь обратился к нему: «О Айюб, разве Я не избавил тебя от нужды в том, что ты видишь?» Он сказал: «Да, клянусь Твоим могуществом, но мне не обойтись без благодати, [ниспосылаемой] Тобою» [Бухари 279].

Никому из нас не обойтись без милости и благодати Всевышнего. Обращаясь к Нему с нашими маленькими и большими просьбами, мы признаём Его абсолютную власть над всем, что происходит на небесах и земле. Только Он вершит нашими судьбами, одаряет и лишает, возвышает и унижает, создаёт и уничтожает. Он записал то, что должно произойти с нами, и только Он способен стереть запись из книг ангелов. Как сказано в Коране: «Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него — подлинная книга» (сура 13 «Гром», аят 39). Комментируя эти слова, имам ад-Даххак сказал: «[Всевышний] говорит: «Я стираю то, что пожелаю, и делаю то, что пожелаю. Если пожелаю, то прибавлю, а если пожелаю, то уменьшу». Рассказывают, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб, совершая таваф вокруг Каабы, плакал и говорил: «Аллахумма, если Ты записал для меня несчастье или грех, то сотри их, ведь Ты стираешь и утверждаешь то, что пожелаешь, и у Тебя — подлинная книга. Так напиши же для меня счастье и прощение» [Табари].

Вот почему совершенно не нужно озираться на предопределение Аллаха и тем более оправдывать им свои деяния. Мы не можем знать того, что записано на Скрижали, что хранится у Аллаха, пока это не случится, а до тех пор мы должны настойчиво стремиться к тем целям, что мы поставили перед собой, совершая необходимые для этого причины и моля Всевышнего о праведности, благочестии, благонравии, благополучии, защите от врагов и искушений, прощении грехов, прекрасной обители в Раю, спасении от Ада, крепкой семье, благодарных и здоровых детях, хороших друзьях и соседях, благодатном заработке и доброй молве. Столько есть всего, в чём мы нуждаемся, и все наши нужды умещаются в любимой молитве нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Господи наш, одари нас благом в этом мире и благом в последней жизни и защити нас от мучений в огне!» (сура 2 «Корова», аят 201).

Конечно, мы можем обратиться к Аллаху даже из-за ремешка сандалий. Мы ведь призываем Его каждый раз, когда выходим из дома или заходим домой, перед тем, как что-то поесть или выпить, когда совершаем покупки на рынке или надеваем обновку, даже когда заходим в уборную или выходим из неё. И каждое своё дело мы начинаем именем Аллаха, испрашивая у Него помощь и благодать. Вопрос лишь в том, какое место занимает то или иное дело в нашем сердце и не мешает ли оно нам ясно и отчётливо видеть перед собой ту единственную цель, из-за которой мы пришли в этот мир.

Всевышний отвечает на наши молитвы и направляет нас туда, куда мы поворачиваемся сами. И большая опасность для нас таится в том, что Аллах продолжает отвечать на наши мольбы, связанные с этим миром, даже если мы заблудились. Как сказано в Коране: «Тем, кто жаждет ближней жизни и её прелестей, Мы сполна воздадим за их деяния в ней, и они не будут обделены» (сура 11 «Худ», аят 15). Это соблазн почувствовать себя особенным, не таким, как все остальные. Если такая мысль закрадывается в сердце и пускает в нём корни, то она порождает самолюбование и гордыню. Нафсу и без того претит всё, что ограничивает его желания и указывает ему на его место, а тут он и вовсе перестаёт прислушиваться к увещеваниям. Поэтому наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Если увидишь, что Аллах одаряет раба тем, что ему нравится, несмотря на его ослушание, то это — завлечение» [Ахмад 17349, Сильсиля сахиха 413].

Если ты просишь Аллаха о чём-то мирском и получаешь ответ на свою мольбу, это ещё не значит, что ты любим Им и что твои мольбы о будущей жизни тоже будут приняты. Это значит только то, что твоё земное испытание продолжается и ты должен своими делами доказывать свою веру и показывать, к чему ты стремишься и на чьей ты стороне. Сделай же свою мольбу доводом за тебя, убеждённо и настойчиво проси Аллаха о прощении и милости в жизни вечной, проси Его принять твои благодеяния и облегчить тебе совершение новых угодных Ему дел, окружить тебя благочестивыми и знающими людьми, которые будут напоминать тебе о Нём и предостерегать от грехов. Проси Аллаха облегчить тебе расчёт в Судный день и испытание в этой жизни, чтобы этот мир не обольщал тебя своими цветами и прелестями, расставаться с которыми не хочет ни один из тех, кто жил только ими и только ради них. И будь честен с самим собой, потому что твоё место будет там, куда ты на самом деле стремишься, и рядом с теми, с кем ты проводишь своё время.

Читайте также: Не отчаивайтесь в милости Аллаха