В стамбульском районе Фатих всегда оживлённо. В колоритных ресторанах и кофейнях обсуждаются деловые предложения, магазины предлагают по доступной цене качественный турецкий трикотаж. На знаменитый Мальтийский рынок приезжают за покупками даже из других районов города. Но стоит пройти вглубь квартала, как ты начинаешь ощущать дыхание старого Константинополя. Мужчины в тюрбанах и длинных рубахах, женщины в чёрных паранджах, добродушные лавочники, которые никогда не зазывают прохожих.

img 1 20171010 1579771610

Царящее здесь умиротворение привлекает меня больше всего. Мне нравится бродить по этим ухоженным улицам, застроенным где-то в середине прошлого века, то и дело натыкаясь на старинные мечети, уцелевшие во многом благодаря местным жителям. Мечеть Ходжазаде Мустафы-эфенди, построенная зодчим Синаном в 1585 г., к примеру, была восстановлена в начале 80-х годов на средства жителей квартала.

IMG 6759

IMG 6764

Но главное украшение Фатиха, конечно же, величественная мечеть султана Мехмеда Завоевателя. Прежде на этом месте стояла Церковь святых апостолов, некогда главный храм Константинополя. Его строительство было начато около 330 г. Константином Великим, и это была первая в мире церковь, освящённая в честь двенадцати апостолов. После завершения строительства в храме был помещён гроб с останками Константина.

img 2 20171010 1020438253

После того как при императоре Юстиниане был заново отстроен Софийский собор, было принято решение перестроить и Церковь святых апостолов. Новая базилика была освящена в 550 г. и на протяжении семь столетий оставалась второй по значимости церковью Византии. В ней хранились ценные христианские реликвии, в том числе главы апостолов Андрея, Луки и Тимофея. Но во время захвата города крестоносцами храм был разграблена и после этого уже не видел былого величия.

Накануне османского завоевания Церковь святых апостолов находилась в обветшалом состоянии, но именно сюда патриарх Геннадий Схоларий был вынужден перенести свою кафедру, когда Софийский собор был превращён в мечеть. Она оставалась центром Вселенского патриархата в течение трёх лет, после чего кафедра была перенесена в Церковь Паммакаристы.

img 3 20171010 1898004584

В 1461 г. Церковь святых апостолов была разрушена по приказу султана. На её месте было задумано построить большую мечеть, и не только потому, что церковь возвышалась на высоком холме, четвёртом из семи холмов Константинополя. Гораздо важнее было то, что в ней покоились останки 16 византийских императоров и 17 императриц, умерших до 1056 г. Поэтому мечеть Мехмеда II должна была стать символом преображения Константинополя. Её строительство началось в феврале 1463 г., спустя десять лет после освобождения города, и продолжалось семь лет.

img 6 20171010 1132617023

Весьма далёким от истины представляется предположение немецкого историка архитектуры Карла Вульцингера (ум. 1948) о том, что мечеть якобы была построена на уцелевшем фундаменте Церкви святых апостолов. Это невозможно хотя бы потому, что расположение стен восточных церквей и стамбульских мечетей никак не совпадало. К тому же до наших дней не сохранились сколько-нибудь достоверные сведения о плане и размерах древней церкви.

img 7 20171010 1794839716

Не менее бездоказательно и весьма распространенное в русской литературе мнение молдавского господаря Дмитрия Кантемира (ум. 1723) о том, что мечеть была построена византийским зодчим Христодулосом. Архитектором был Синауддин Юсуф ибн Абдуллах, больше известный как Атик Синан, тоже грек по происхождению. Тем не менее памятник изначально не имел признаков византийского зодчества и был воплощением османских традиций. В этом смысле комплекс мечети Фатих не выбивается из ряда султанских мечетей Уч-Шерефели в Эдирне и Баязид в Стамбуле.

Эти мечети были названы султанскими, потому что были построены в знак благодарности Всевышнему за крупную военную победу. Первые османские падишахи связывали мечети со своими именами только по такому значимому поводу. Именно поэтому Мурад III (1574—1595), не добившийся громких побед, несмотря на территориальные приращения в Азербайджане и Курдистане, постеснялся построить в столице империи крупную мечеть. Зато султан Ахмед I (1603—1617), чьё правление было отмечено неудачами в войне против Сефевидов и многочисленными мятежами, не отличался такой скромностью и построил величественную Голубую мечеть прямо напротив мечети Айя-София. Времена менялись, и нравы падишахов тоже.

img 10 20171010 1190036424

Вокруг мечети были построены другие здания, вошедшие в кюллие. Главными среди них были шестнадцать корпусов медресе. Они были построены параллельно друг другу в четыре ряда, а мечеть оказалась между ними: медресе, расположенные на северо-восточной стороне были названы черноморскими, а на юго-западной стороне — средиземноморскими.

img 30 20171010 1763147082
Два корпуса медресе Сахн-и Семан (фото Минары Аслановой)

Первые строения, несмотря на все старания архитекторов, не получились сейсмоустойчивыми и неоднократно страдали от землетрясений. А в результате землетрясения в мае 1766 г. главный купол мечети и вовсе разрушился. Эта страшная трагедия произошла на третий день празднования Курбан-байрама, через час после восхода солнца. После этого план мечети был изменён под руководством архитекторов Сарым Ибрахим-эфенди и Иззет Мехмед-бея.

img 13 20171010 1616327267

img 14 20171010 1239909626

Молельный зал был расширен за счёт перестройки южной стены, расположенной в стороне киблы. Есть мнение, что для этого даже пришлось передвинуть мавзолей Мехмеда II. Противоположная стена, прилегающая к внутреннему дворику, была не тронута, благодаря чему над главным входом в мечеть сохранилась надпись со времён ранней постройки.

img 15 20171010 1172466226

Если ранее главный купол диаметром 26 м поддерживался одним полукуполом такого же размера, то в новом проекте главный купол укреплён четырьмя полукуполами, которые опираются на четыре массивные мраморные колонны. Прежде этот приём уже был использован в мечетях Шахзаде, Султанахмет и Ени-Валиде.

img 21 20171010 1847714768

img 16 20171010 1014995883

Наряду с традиционными османскими элементами в архитектуре новой мечети просматриваются и признаки барочного стиля. Арочные своды, ступенчатые профильные карнизы, даже богато украшенные орнаменты недвусмысленно указывают на тяготение турецких зодчих второй половины 18-го века к европейскому барокко.

img 18 20171010 1906083524

img 20 20171010 1995260707

img 22 20171010 1530566774

В то же время внешний силуэт мечети не выпадает из общего классического рисунка Стамбула эпохи Мехмеда Завоевателя или Сулеймана Великолепного. К слову сказать, турецким мастерам удавалось сохранять приверженность классическому стилю даже при сооружении откровенно барочных памятников, как в случае мечети Нуруосмание на площади Чемберлиташ.

img 17 20171010 1933584616

img 19 20171010 1515105802

После сильного землетрясения 1999 г. внутренняя строительная оболочка мечети Фатих местами нуждалась в восстановлении, и последние реставрационные работы, продолжавшиеся здесь пять лет, были завершены к рамадану 2012 г. Поздние декорации местами плохо вписываются в изысканный интерьер мечети, но эта проредь заметна только придирчивому взгляду.

img 26 20171010 1906545993

img 28 20171010 1112213993

До наших дней не дошли многие постройки, ранее входившие в комплекс мечети. Так, не сохранилась дарушшифа (лечебница), которая была первым медицинским учреждением, построенным в Константинополе мусульманами. Она располагалась восточнее мечети, и сейчас эта территория застроена жилыми домами. Полностью разрушены мектеб (начальная школа) и муваккитхане (астрономическая служба). Зато уцелел караван-сарай, который в настоящее время ожидает реставрации.

img 23 20171010 2087861874

img 24 20171010 1559740193

Библиотека, которая находится недалеко от мавзолея Мехмеда II, была построена в середине 18-го века, во времена султана Махмуда I. Однако должность библиотекаря при мечети существовала задолго до того. В 1575 г. выдающийся османский историк Ходжа Саад-эд-Дин упоминал, что в мечети хранилось много религиозных и прочих ценных книг, пожертвованных султаном. В настоящее время здание библиотеки закрыто для посещения, а её книжный фонд передан библиотеке Сулеймание.

IMG 6917

Рядом с мечетью находится большое кладбище, на котором похоронены многие выдающиеся деятели Османской империи. Помимо мавзолея Мехмеда II здесь находится и мавзолей Гюльбахар-хатун, жены Мехмеда и матери султана Баязида II. А останки византийских императоров погребены на глубине около семи метров предположительно во дворе мечети.

img 5 20171010 1799969907

img 8 20171010 1530731541

img 9 20171010 1448555073