Позавтракав в небольшом ресторане на Цветочной площади, мы покинули очаровательную Эстепону, чтобы окунуться в незабываемую атмосферу Андалусских гор. Мы спешили в один из самых романтических городов Андалусии, который известный сирийский историк и географ Абу аль-Фида поэтично назвал «крепостью, увенчанной тюрбаном из облаков и опоясанной реками с пресной водой» [Таквим аль-булдан].

img 63 20170831 1626793207
Вид на Ронду (фото из Википедии)

Свежесть морского бриза уступила место зною, такому привычному в этих краях. Солнце припекало всё сильнее, и на небе не было ни единого облака. Мимо пролетали знаменитые белые деревни Андалусии, привлекающие не только туристов, но и весьма обеспеченных джентльменов, готовых платить за соседство с девственными каньонами и героями гламурных журналов. Двигаясь на север мимо городка Бенаавис, мы не удержались и остановились на обочине, чтобы сделать несколько фотографий на память. Это оконечность так называемого «золотого треугольника» на побережье Коста-дель-Соль, в который также входят Эстепона и Марбелья.

img 5 20170829 2048490411

img 6 20170829 1419036211

Вскоре убегающая вверх дорога превратилась в скалистый серпантин, местами захватывающий дух и непрестанно изумляющий обилием оттенков белого, красного, оранжевого цветов. Приближение к большому городу мы почувствовали, лишь когда выбрались на горное плато. По обоим краям дороги появились небольшие мотели и рестораны. Навигатор уверенно вёл нас в центр Ронды, и мы пропустили съезд, ведущий в южную часть города. Как выяснилось впоследствии, это было не лучшим решением, потому что мы упустили возможность осмотреть крепостные стены.

Собственно говоря, во времена мавританского правления южные ворота Ронды были главными. Они сохранили арабское название Альмокабар, указывающее на близость к городскому кладбищу. Построены они были в XIII веке, а во времена Карла V справа от них появился ещё один вход, выполненный в ренессансном стиле, с императорским гербом.

img 2 20170829 1021896660
Ворота Альмокабар (фото из Википедии)

Не подозревая о таких подробностях, мы начали знакомство с городом с другой его части, оставив автомобиль на крытой парковке недалеко от железнодорожного вокзала. Отсюда мы пешком направились в Старый город, рассчитывая встретить по пути хотя бы несколько достопримечательностей, которыми отмечены кварталы, застроенные после завершения Реконкисты.

img 60 20170829 1818201594

Туристы приезжают в Ронду, чтобы увидеть ущелье Эль Тахо, возле которого римляне основали укрепленное поселение во времена Второй Пунической войны. Мы тоже шли в направлении ущелья по узким улочкам с выстроенными в линию домами, невысокими, с деревянными дверьми и французскими балконами, без ставней на окнах. Чем ближе мы подходили к историческому центру, тем живописнее, уютнее и оживлённее становилось вокруг. Не случайно этот район города называется Меркадильо — Торговый квартал.

img 59 20170829 1522604827
На улице Севильи

Впереди показалась колокольня церкви, и вскоре мы вышли на площадь Милосердия. Церковь монастыря босых кармелитов была построена здесь в 1585 г., после смерти Терезы Авильской, чьи усилия способствовали возрождению в Испании ордена кармелитов. Проповедуя возвращение к аскетическим идеалам, она прошла пешком тысячи миль, основав более десятка монастырей и добившись от римского папы официального признания «босых кармелитов». Строгость и простота ордена отразились и во внешнем виде церкви.

img 7 20170829 1518909962

Пройдя по тенистой аллее городского парка, мы вышли к первому знаковому сооружению в Ронде — арене для боя быков. Она была построена в 1779–1784 гг., а первый бой на ней провёл народный любимец и уроженец Ронды Педро Ромеро. За свою 28-летнюю карьеру он убил более 5558 быков и не получил ни одного ранения.

img 9 20170829 1837056179
Арена для боя быков

img 8 20170829 1922011405

В тот период коррида уже перестала быть развлечением благородного сословия и превратилась в народное зрелище. В разных городах Испании строились специальные арены с круглым манежем, чтобы напуганное животное не забивалось в угол. Параллельно формировались правила и традиции корриды. Считается, что Педро Ромеро был первым тореро, который использовал плащ-мулету и эсток.

img 61 20170829 1511071636
Портрет матадора Педро Ромеро кисти Франсиско Гойи (фото из Википедии)

Манеж арены в Ронде имеет диаметр 66 метров и окружен двухъярусной аркадой, которая напоминает круглый двор во дворце Карла V в Альгамбре, и вроде бы всё вокруг величаво и красиво, а по телу пробегает непонятный холодок. Здесь происходили съемки печально известного клипа Мадонны на песню Take A Bow. Тогда в адрес певицы посыпалась жесткая критика активистов за права животных.

img 62 20170829 2092454959
Арена для боя быков (фото из Википедии)

img 12 20170829 1031552673
Ресторан андалусской кухни напротив арены

Вслед за толпой туристов мы прошли через парк к краю обрыва, с которого открывается восхитительный вид на долину реки Гуадалевин. Глядя на долину, покорно лежащую у подножия отвесной скалы, хотелось жадно вдыхать этот воздух свободы и умиротворения, который вдохновлял Эрнеста Хемингуэя и Орсона Уэллса, Хорхе Луиса Борхеса и Райнера Марию Рильке.

img 10 20170829 1674299844

img 11 20170829 1832101386

На площади Испании мы оказались в окружении двухэтажных зданий эпохи Возрождения. Правильные геометрические формы, идеально выверенные пропорции радуют глаза, привыкшие к дисциплине и порядку. Посреди площади бюст Антонио де лос Риоса Росаса, ещё одного уроженца Ронды, трижды избиравшегося председателем Конгресса депутатов в период царствования Изабеллы II и после её свержения, когда страну сотрясали военные мятежи и гражданские войны. Риос Росас умер в Мадриде и был похоронен в Пантеоне выдающихся людей, недалеко от парка Ретиро.

img 15 20170829 1787896377

В архитектурном плане самым интересным на площади является здание бывшей городской мэрии, в котором ныне функционирует отель-парадор. Оно стоит почти на самом краю плато, и в распоряжении туристов остаётся лишь узкий коридор, откуда можно долго рассматривать дно ущелья и Старый город.

img 23 20170829 1792928218

img 13 20170829 1513439439

На противоположной стороне площади — отель-ресторан «Дон Мигель», террасы которого буквально висят над пропастью. Если верить отзывам, то сервис и еда оставляют желать лучшего, так что платишь, главным образом, за фантастический вид.

img 21 20170829 1556394801

img 14 20170829 1456596049

Но, согласитесь, за такой вид стоит платить. Громадный, подавляющий воображение каменный мост высотой 98 м растёт из самого дна ущелья Эль Тахо и соединяет современную Ронду с арабской Мединой. Как красиво выразился испанский писатель Хосе Мария Пеман, «стоит наклониться над краем обрыва, как из глубины ущелья всплывают страх, пророчество, молитвы и стихи».

img 17 20170829 1687772725

Пуэнте Нуэво, или Новый мост, на самом деле вполне себе старый. Его строительство началось в 1751 г. и завершилось лишь в 1793 г. под руководством архитектора Хосе Мартина де Альдеуэла. С тех самых пор он уверенно остаётся главным символом Ронды. Есть и два других моста — Старый и Арабский, они расположены в нижней части ущелья, которая во времена мавров считалась окраиной города.

img 18 20170829 1977859292
Старый мост в Ронде

Правда, был в Ронде ещё один мост, построенный королём Филиппом V в 1735 г. Он стоял на месте Нового моста и имел огромную арку диаметром 35 м. Видно, первый испанский король из династии Бурбонов основательно взялся не только за обновление интерьера столичных дворцов, но и за строительство дорог и мостов. Мост был построен всего восемь месяцев и простоял совсем недолго. В 1741 г. мост короля Филиппа обрушился, в результате чего погибло около 50 человек. А спустя десять лет началось строительство Нового моста, менее изящного, но надёжного.

Оказавшись по ту сторону ущелья, трудно сразу почувствовать разницу. Перестройка арабских кварталов началась сразу после завоевания города кастильцами. На месте мечетей появлялись церкви и монастыри, стирались арабские надписи, вместо входных арок вырастали колонны и пилястры. Андалусия столь же прекрасна, сколь и таинственна: ни халифы, ни короли, ни прекрасные дворцы никогда не чувствовали себя прочно на ней.

img 16 20170829 1729128468

Одно из первых сооружений времён королей-католиков находится сразу у Нового моста. Это здание бывшего монастыря Санто Доминго. За много столетий оно несколько раз перестраивалось и меняло своих хозяев. В XVI веке в нём заседал трибунал инквизиции, жестоко расправлявшийся с неугодными морисками. Позднее оно использовалось в качестве тюрьмы, армейских бараков, а потом обветшало и было заброшено. После реставрации в 2005 г. оно получило название Дворец конгрессов, который функционирует как музей и выставочный зал, и здесь проходили выставки Франсиско Гойи, Жоана Миро, Пабло Пикассо.

img 3 20170829 1093275517
Внутренний двор бывшего монастыря (фото с сайта amarehotels.com)

img 24 20170829 1095151060
Задняя часть монастыря выходит на Площадь романтических путешественников

Однако Старый город не случайно до сих называют Мединой. Это один из немногих уголков в Испании, сохранивших неповторимый арабский шарм, который лишь подчёркивается мастерством зодчих, а рождается от теплоты человеческих отношений там, где приватность, особо опекаемая, не мешает откликнуться на чужую беду, где простота и порядочность ценятся больше, чем богатство. Словом, Ронда уже завлекла нас в свои могучие объятия, но её настоящее лицо всё ещё скрывалось за вуалью крепостных стен.