Путешествуя по западу Испании, трудно представить более идиллический и благодатный край. Зелёные равнины с бесконечными оливковыми рощами, бирюзовые озёра с каменистыми утесами, тихие города, сохранившие отпечаток эпохи Возрождения. Но так было не всегда. Эти мирные земли помнят вторжения римлян и нашествия варваров, арабские футухаты и Реконкисту, войны между Португалией и Испанией и Пирейнейские походы Наполеона, наконец, гражданскую войну, унесшую почти 450 тысяч жизней.

Эта область Испании называется Эстремадура. Название латинское, и означает оно «за рекой Дуэро». Римляне также называли эту область Лузитанией, по имени проживавших здесь языческих племён. Лузитане успешно сражались против римских легионов под предводительством бывшего пастуха Вириата. Одержав несколько серьёзных побед, в 141 г. до н. э. Вириат добился признания Римом независимости лузитанов под его властью.

Но римляне считали договор с варварами позорным и вероломно возобновили войну, а самого Вириата убили, подкупив его приближённых. Согласно легенде, когда убийцы царя лузитанов пришли за наградой, консул Квинт Сервилий Цепион произнёс ставшие потом знаменитыми слова: «Рим не платит предателям».

img 16 20190202 1366456894

В 26 г. до н. э. Рим развязал новую войну в Иберии, чтобы наказать непокорных астуров и кантабров. Значение этой кампании было так велико, что император Октавиан Август лично командовал войсками. И хотя римляне действовали жестоко и даже не брали пленных, окончательно сломить местные племена так и не удалось, и на завоеванных территориях было размещено два легиона.

Для размещения отставных римских солдат в 25 г. до н. э. на берегу реки Анас был основан город, названный в честь цезаря — Эмерита Августа (совр. Мерида). Эмерита — потому что первыми поселенцами стали отставные римские солдаты. Во времена империи он был столицей провинции Лузитания, а ныне — столица автономного сообщества Эстремадура.

В силу выгодного расположения на пересечении дорог, соединявших Фелиситас Юлия (совр. Лиссабон) с Толедо, Кордовой и Кадисом, Эмерита быстро превратилась в процветающий торговый город. Для переправы через реку был построен мост из тесаного гранита, но точная дата его строительства неизвестна.

img 6 20190202 1294331090

Первоначально это были два арочных моста, которые соединяли вытянутый остров посреди реки с двумя берегами. Бык между ними был таких больших размеров, что на нём устраивали скотный рынок. После того как в 1603 г. сильный паводок разрушил часть моста, вместо этой опоры были построены ещё пять арочных секций. Благодаря этому общая длина конструкции составила почти 800 м.

Строительство Эмериты пришлось на период переосмысления Римом своего предназначения. Добившись победы над своими соперниками, Август занялся наведением порядка в армии и реформой законодательства. Во многих областях основывались колонии, поощрялось ремесленничество и земледелие. С целью улучшения нравов были введены налог на безбрачие и уголовная ответственность жены за супружескую неверность. При Августе начинается подъём римской литературы, в городах строятся театры и амфитеатры.

img 12 20190216 1053152758

В 16—15 гг. до н. э. театр был построен и в Эмерите. Строительство осуществлялось под патронажем Марка Випсания Агриппы, того самого, который возвёл первый Пантеон в Риме. Спектакли устраивались по поводу праздников и важных событий и финансировались богатыми гражданами. Несмотря на торжественность и помпезность представлений, актеры, чаще всего рабы или вольноотпущенники, не пользовались уважением и за плохую игру могли быть побиты зрителями.

img 15 20190216 1319737663

img 14 20190216 1217964262

Полукруглый амфитеатр достигал в диаметре около 86 м, и часть его была вписана в склон соседнего холма. Он состоял из трёх зон и вмещал около шести тысяч зрителей. Полукруглое пространство орхестры предназначалось для хора и было вымощено белым и голубым мрамором (вероятно, в ходе одной из реконструкций). На этом же уровне устанавливали кресла для знати и почётных гостей.

img 18 20190216 1260281964

Предположительно в период правления Траяна (96—117) на сцене театра был возведён фасад длиной 63 м, шириной 7,5 м и высотой 17,5 м. Он имел три выхода, которыми пользовались актеры, и был оформлен двумя рядами коринфских колонн с мраморными карнизами и статуями. В ходе следующей реконструкции, предпринятой при Константине Великом, помещения были украшены декоративными элементами, а вокруг театра была разбита прогулочная аллея.

img 16 20190216 1707632369

img 17 20190216 1261988799

За сценой был устроен обнесённый стеной большой сад с крытой галереей. Ниши в стене предназначались для статуй императоров и членов их семей. Посреди сада, напротив центрального выхода на сцену, располагался алтарь со статуей цезаря Августа.

img 21 20190216 1099459143

img 22 20190216 1398389074

В 8 году до н. э. рядом с театром был построен амфитеатр, служивший ареной для боев гладиаторов и травли зверей. Для таких представлений римляне свозили в города львов, медведей, слонов и прочих диковинных зверей, которым на арене противостояли бестиарии. В одних случаях это были хорошо обученные бойцы, а в других — преступники, приговоренные к казни.

img 9 20190216 1614568252

Амфитеатр вмещал более 15 тысяч зрителей. Как и в театре, трибуны были разделены на три зоны, из которых уцелела только нижняя. При вестготах и маврах амфитеатр бездействовал, и его средняя и верхняя трибуны были разобраны и использовались для возведения других сооружений.

img 10 20190216 1249578037

img 11 20190216 1966891594

Под трибунами находятся помещения, которые использовались в том числе для содержания гладиаторов, преступников и животных. В подвальном помещении под ареной находились подъемные механизмы, при помощи которых гладиаторы и звери эффектно появлялись на публике. Сегодня от него осталась лишь большая неглубокая яма.

Руины величественных римских построек сохранились по всей Испании, но оспаривать у Мериды статус «самого римского» города может, пожалуй, только Таррагона. Среди самых ярких памятников той эпохи — гипподром, который был построен во времена династии Юлиев-Клавдиев. Такие цирки предназначались для скачек на колесницах, состязаний атлетов и иных увеселительных мероприятий.

img 1 20190216 1861602369

Из-за больших размеров (403 м в длину и 96,5 м в ширину) гипподром был построен за городской стеной, у дороги, ведущей в Кордову и Толедо. Трибуны вмещали до 30 тысяч зрителей. В последующие столетия они были разобраны, как и разделительный барьер в центре арены, от которого осталось лишь невысокое основание длиной 223 м и шириной 8,5 м.

img 7 20190216 1006721493

img 8 20190216 1800466239

Рядом с цирком находятся руины акведука Лас Томас, одного из трех акведуков, которые снабжали водой античную Эмериту. Когда-то его длина составляла более полутора километров, но сейчас это всего лишь три высокие колонны, на которых гнездятся аисты.

img 3 20190216 1746342203

img 2 20190216 1616083923

В XVI веке большая часть строения была разобрана, а камни пошли на строительство акведука Сан-Ласаро по соседству.

img 4 20190216 1670806065

Гораздо лучше сохранился акведук Прозерпины в долине реки Альбаррегас, впадающей в Гвадиану ниже по течению после Римского моста. По подземной галерее вода из водохранилища Прозерпины (в 10 км севернее Мериды) поступала на акведук, который тянулся 830 м и заканчивался на холме с водонапорной башней. До наших дней сохранились 73 столба, которым почти две тысячи лет. Говорят, что местные жители считают это чудом и поэтому называют акведук Лос Милагрос, что означает «чудесный».

los-milagros

Водой из акведука Лас Томас снабжались расположенные рядом термы, в которых было два бассейна с горячей водой и один – с холодной. Считается, что термы были построены во II веке и функционировали около одного столетия. Обогревались они подземной топкой и системой отопления внутри стен. В городе было ещё несколько общественных терм, и руины старейшей из них датируются первым веком.

img 6 20190216 1967816263

img 5 20190216 1679229362

Городское кладбище также находилось за крепостной стеной. В ходе раскопок там был обнаружен колумбарий — место хранения урн с прахом умерших. Два небольших склепа из тесаного камня, судя по мраморным табличкам, принадлежали семьям Вокониев и Юлиев. Стены построек завершаются мэрлонами, а вот кровли у них не было, хотя теперь они уже накрыты навесами.

img 24 20190216 1900705560

Кипарисовая аллея ведёт от этих двух склепов к двум другим, с бочкообразными кровлями. Внутри них хорошо видны аркосолии — аркообразные ниши, в которых устанавливались саркофаги. Такие гробницы могли позволить себе только богатые фамилии, и в поминальные дни они собирались внутри них, а надгробная плита могла служить столом для трапезы.

img 26 20190216 1386323944

Ещё одна аллея с кипарисами тянется от входа в колумбарий к месту счастливой находки археологов — дому-митреуму. В Древнем Риме так назывались укромные святилища, посвященные «богу солнца» Митре. Этот культ, связанный с верой в загробную жизнь, начал распространяться среди римлян после восточных походов Помпея и имел весьма влиятельных последователей.

img 27 20190216 1114420381

Дом-митреум не был святилищем и принадлежал одной весьма богатой семье. Но рядом с ним, на площади, где сейчас находится арена для боя быков, были обнаружены митраистские скульптуры. Отсюда и родились предположения, что дом, возможно, был связан с находившимся неподалеку храмом Митры.

img 29 20190216 1238952548

Дом состоял их нескольких комнат, расположенных вокруг трех внутренних двориков. В одном из залов была обнаружена мозаика, отображающая древние космологические представления. Картина поделена на три части: верхняя — небо, средняя — земля, нижняя — море. Персонажи, олицетворяющие явления природы, времена года, облака, реки и многое другое, дополняются подписями.

Напольная мозаика сохранилась в нескольких помещениях, а в одной из комнат были обнаружены фрагменты настенной росписи. Посреди одного из внутренних двориков стоял бассейн для сбора дождевой воды — имплювий. По углам его расставлены четыре цилиндрические колонны. В стороне от крытых раскопок дома находятся руины терм, которые стояли отдельно от жилища.

img 28 20190216 1241673670

В эпоху империи Эмерита была одним из крупнейших городов Испании. Крепостные стены окружали территорию площадью 81 гектар, что было больше, чем в Толедо, Кордове или Сарагосе. Окрестные земли идеально подходили для выращивания оливок и винограда, местные магнаты производили и экспортировали вина и оливковое масло. В Эмерите функционировал монетный двор.

Но уже во 2-й половине II века городская жизнь начала приходить в упадок. Знатные горожане предпочитали жить в виллах на возвышенностях и оттуда управлять своими поместьями. В конце правления Марка Аврелия (161—180) в ремонте нуждалось здание театра, но богатые граждане уже не проявляли интереса к муниципальным делам.

 

img 13 20190216 1180240424

img 19 20190216 1287947368

После гражданской войны 193—197 гг., задевшей восточные и южные области Испании, повысились налоги и ухудшилась монета. При новом императоре Септимии Севере (193—211), выходце из Африки, значительно сократился испанский импорт в Рим, который к середине III века полностью уступил место африканскому.

Кризис античного мира, сопровождавшийся войнами между претендентами на трон, возникновением сепаратистских Галльской империи и Пальмирского царства, а также набегами германских племён, завершился лишь при императоре Диоклетиане (284—305). К тому времени экономическое значение Эмериты снизилось. На месте некоторых жилых кварталов появились некрополи.

img 25 20190216 1372966217

Конец римскому правлению в Эмерите положили аланы, которые наряду с другими германскими племенами вторглись в Испанию осенью 409 г. И хотя после ухода аланов и вандалов в Северную Африку в 429 г. римляне восстановили контроль над Лузитанией, ущерб был колоссальным, и империя уже была не в состоянии поправить дела. В 439 г. король свевов Рехила занял Эмериту и сделал её своей резиденцией, а спустя ещё 30 лет город был захвачен вестготами.