Хвала Аллаху! Его мы восхваляем, Его молим о помощи и прощении, Ему каемся и к Нему прибегаем от зла наших душ и наших плохих деяний. Кого Аллах наставляет на прямой путь, того никто не введет в заблуждение, а кого Аллах вводит в заблуждение, того никто не поведёт прямым путём.

Свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник. Аллах отправил его до наступления Судного Дня благовестником и увещевателем, чтобы он призывал людей к религии Аллаха и осветил им путь. Он донёс до человечества это послание, выполнил свою миссию, наставил мусульманскую общину на всякое благо и праведно боролся на пути Аллаха, пока смерть не настигла его, да благословит Аллах его, его род, сподвижников и верных последователей вплоть до Судного Дня и ниспошлет им мир!

Дорогие братья! Я прошу Аллаха, чтобы он раскрыл пред нами сокровищницу Своей милости, наставил нас на путь истины и сделал нас в числе проповедников этого пути.

Я прошу Его сделать нас примером для праведников и позволить людям прислушаться к нашему призыву и извлечь из этого пользу.

Эта работа посвящена важнейшему вопросу, который касается всех мусульман, – предопределению Аллаха. Хвала Аллаху за то, что этот вопрос предельно ясен. Однако люди очень часто задают вопросы по этому поводу, впадают в сомнения, заблуждаются и лишь изредка придерживаются правильных убеждений. Кроме того, ошибочные воззрения распространились до такой степени, что грешники стали оправдывать свои грехи предопределением Аллаха. Если бы не эти причины, то мы не стали бы обсуждать этот вопрос.

Споры относительно предопределения Аллаха издавна беспокоят мусульманскую общину. В хадисе сказано, что когда сподвижники Пророка спорили о предопределении, он вышел к ним и запретил им это. Он сообщил, что именно это препирательство погубило тех, кто были до них.

Однако Аллах открыл истину Своим праведным верующим рабам, которые придерживаются справедливости в своих делах и словах, и сообщил, что предопределение Аллаха является мудростью, присущей Господу и отличающей Его от творений. Вера в предопределение является частью таухида, или единобожия. Мусульманские учёные разделяют единобожие на три составляющие:

  1. Таухид аль-улухиййа, или признание того, что Всевышний Аллах является Единственным Богом, достойным поклонения.
  2. Таухид ар-рубубиййа, или признание того, что Аллах является Единственным Творцом, Царём, Правителем.
  3. Таухид аль-асма ва-с-сыфат, или признание того, что Всевышний Аллах является Единственным, Кто обладает божественными именами и качествами.

Вера в предопределение Аллаха относится к признанию господства только за Великим и Могучим Аллахом. Поэтому имам Ахмад сказал: «Предопределение – это проявление могущества Аллаха». Аллах – Всемогущ, и предопределение, как и всё иное, не выходит за рамки Его могущества. Оно является сокровенной тайной Всевышнего Аллаха, неизвестной никому, кроме Него. Оно записано в Хранимой Скрижали, прочесть которую не способно ни одно из Божьих творений. Мы не ведаем о добре и зле, которое Аллах предопределил для нас, и узнаём об этом только тогда, когда предопределённое событие происходит либо из уст пророков, которым Господь пожелал открыть некоторые из Своих тайн.

Дорогие братья! Из-за разногласий в вопросе предопределения мусульманская община разделилась на три группы:

1. К первой относятся те, кто проявил чрезмерность, утверждая предопределение и отвергая существование у человека воли и способности выбирать между добром и злом. Они говорят: «У раба нет ни воли, ни способности выбирать. Он принуждён совершать творимые им дела, подобно дереву, склонившемуся от порывов ветра». Они не видят разницы между теми делами, которые человек делает под принуждением, и теми, которые он совершает по собственной воле. Несомненно, они находятся в заблуждении, ибо религия, здравый рассудок и реальность свидетельствуют о том, что существует разница между тем, что совершается под принуждением, и тем, что совершается по доброй воле.

2. Ко второй относятся те, кто проявил чрезмерность в утверждении воли раба и его способности выбирать, в результате чего они отвергли волю и предопределение Всевышнего Аллаха, считая, что деяния раба не сотворены Господом, а полностью зависят от самого человека. Некоторая группа этих людей зашла так далеко, что они начали утверждать, что Аллах узнаёт о творимых человеком деяниях только после того, как он совершил их. Они проявили излишество и крайнюю неумеренность в отношении человеческой воли и права на выбор.

3. В третью группу входят те, которые уверовали, и Аллах поставил их в этом вопросе на путь истины. Это – приверженцы Сунны и единой общины, которые придерживаются среднего пути между двумя заблуждениями, основываясь на шариатских доказательствах и беспристрастной логике. Они справедливо утверждают, что всё, что творит Всевышний Аллах во Вселенной, делится на две группы:

Первая группа – это явления, которые Великий и Благословенный Аллах творит среди Своих творений, и никто не способен изменить это. К этому относится, например, ниспослание дождя и рост растений, рождение и смерть, болезнь и благоденствие и многие другие явления, которые происходят с творениями Всевышнего. Никто не способен избежать этого, и никто не имеет права выбора в этих делах, ибо происходит это исключительно по воле одного Всемогущего Аллаха.

Вторая группа – это деяния, совершаемые творениями, которые обладают собственной волей. Эти деяния происходят по воле этих творений, которой одарил их Аллах. Всевышний сказал: "…тем из вас, кто желает следовать прямым путем" (сура «Скручивание», аят 28); 

"Среди вас есть такие, которые желают этот мир, и такие, которые желают последнюю жизнь" (сура «Семейство Имрана», аят 152); 

"Кто хочет, пусть верует, а кто [не] хочет, пусть не верует" (сура «Пещера», аят 9).

Разумный человек осознаёт разницу между тем, что он делает по собственной воле и тем, что он делает по принуждению. Если человек спускается с крыши по лестнице по доброй воле, то понимает, что делает это сам. Если же он падает с крыши, не желая этого, то явно видит разницу между этими двумя действиями, ибо второе произошло по принуждению, а первое – по его собственной воле. Это ясно каждому человеку.

Точно так же, если человек страдает недержанием мочи, то акт мочеиспускания имеет место против его воли. Если же он здоров, то мочится по собственной воле. Разница между этими случаями явна, и никто не может отрицать это. Это относится ко всем деяниям, которые совершает человек. Он отчётливо видит разницу между тем, что он совершает по доброй воле, и тем, что он совершает по принуждению. По милости Великого и Могучего Аллаха некоторые деяния человек совершает по собственной воле, но не несёт за них ответственности, например, то, что человек совершает по забывчивости или во сне. В истории о людях пещеры Всевышний Аллах сказал: "Ты решил бы, что они бодрствуют, хотя они спали. Мы переворачивали их то на правый бок, то на левый" (сура «Пещера», аят 18). Переворачивались с бока на бок люди, но Аллах приписал это действие к Себе, ибо спящий не имеет возможности выбирать, и человеку не будет предъявлен спрос за то, что он сделал во сне. Поэтому Великий и Могучий Аллах и приписал это действие Себе. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-то поел или выпил, забыв, что он постится, то пусть продолжит свой пост, ибо его накормил и напоил Сам Аллах».

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что накормил и напоил постящегося Великий и Могучий Аллах, и отнёс эти действия именно к Нему. Такой человек съел или выпил, забыв о посте, и поэтому стал подобен тому, кто лишен способности выбирать.

Кроме того, каждый человек видит разницу между болью или страхом, которые появляются независимо от его воли, когда он даже не ведает о причине их появления, и между болью или радостью, которые вызваны им самим. Все эти примеры предельно ясны и не вызывают сомнений.

Дорогие братья! Если мы станем утверждать то, что говорит первая группа людей, которые проявляют чрезмерность в утверждении предопределения, то тем самым признаём в корне ненужным шариат Аллаха. Утверждение того, что человек не имеет права на выбор, делает ненужным поощрение человека за совершение благих дел и его порицание за совершение грехов, ибо человек, совершая их, не имел своей воли и права на выбор. В результате, если Великий и Благословенный Аллах станет наказывать тех, кто ослушался Его повелений, то Он совершит великую несправедливость – пречист и далек Всевышний от этого! – ибо Он станет наказывать его за то, чего он не мог не совершить. Вне всякого сомнения, это явно противоречит Корану. Всевышний Аллах сказал: «Его товарищ (т. е. ангел) скажет: «Вот то, что подготовлено у меня». Вдвоем бросайте в Геенну каждого упрямого неверующего, который отказывал в добре, совершал преступления и терзался сомнениями, который признавал наряду с Аллахом другого бога. Бросайте их в тяжкие мучения!». Его товарищ (т. е. шайтан) скажет: «Господь наш! Я не сбивал его с пути. Он сам находился в глубоком заблуждении». Он скажет: «Не препирайтесь предо Мной. Я предупреждал вас заранее. Мое Слово неизменно, и Я не поступаю несправедливо с рабами» (сура «Каф», аяты 23-29).

Аллах разъяснил, что наказание рабов не только не является несправедливостью, а, напротив, представляет собой совершенную справедливость, ибо Он предостерёг Своих рабов от этого и разъяснил им дорогу истины и заблуждения, но они предпочли последовать дороге лжи и заблуждения, и теперь у них нет оправдания перед Великим и Могучим Аллахом.

Если мы станем утверждать то, что говорят эти люди, то тем самым отвергнем высказывание Всевышнего Аллаха: "Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха. Аллах – Могущественный, Мудрый" (сура «Женщины», аят 165).

Поистине, Великий и Благословенный Аллах возвестил, что у людей не будет оправдания после прихода к ним Божьих посланников, ибо до них дошла истина. Если бы предопределение было оправданием, то оно оставалось бы им и после прихода посланников, ибо предопределение Всевышнего Аллаха было и будет как до отправления посланников, так и после этого. Таким образом, подобные утверждения опровергаются как текстами Корана, так и происходящими событиями, примеры которых мы разъяснили ранее.

Что же касается второй группы людей, то их утверждения также опровергаются священными текстами и происходящими вокруг нас явлениями. Аяты Корана ясно свидетельствуют о том, что воля человека подчинена воле Великого и Могучего Аллаха: "…тем из вас, кто желает следовать прямым путем. Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров" (сура «Скручивание», аяты 28-29); 

"Твой Господь создает, что пожелает, и избирает…" (сура «Рассказ», аят 68); 

"Аллах призывает к Обители мира и благополучия и наставляет на прямой путь тех, кого пожелает" (сура «Йунус», аят 25).

Те же, кто отрицает волю Аллаха, в действительности отрицают один из присущих Аллаху атрибутов господства. Они считают, что в царстве Всевышнего Аллаха явления происходят без Его соизволения и даже более того, имеет место нечто, чего Аллах не сотворил.

Ни одна вещь и ни одно явление не происходят без соизволения Великого и Благословенного Аллаха, и только Аллах является Творцом всякой вещи. Он предопределяет всё.

Утверждения этих людей противоречат также и здравому смыслу. Ведь все творения целиком принадлежат Великому и Могучему Аллаху. Ему подвластны их тела, души и качества, и в этом вопросе нет разницы между духовным и материальным. Поэтому всякая вещь принадлежит Аллаху, и невозможно, чтобы во владениях Всевышнего и Благословенного Господа происходило что-либо против Его воли. Но остаётся открытым вопрос: если всё упирается в волю Аллаха, и власть целиком принадлежит Ему, то в чём тогда проявляется роль человека и его возможности, ведь Всевышний Аллах уже предписал кому-то, что он попадёт в заблуждение и не пойдет прямым путем?

Отвечая на этот вопрос, мы говорим, что Всевышний и Благословенный Аллах наставляет на прямой путь тех, кто достоин этого, и вводит в заблуждение тех, кто достоин этого. Аллах сказал: "Когда же они уклонились, Аллах совратил их сердца" (сура «Ряды», аят 5); 

"За то, что они нарушили завет, Мы прокляли их и ожесточили их сердца. Они искажают слова, меняя их местами, и забыли долю из того, чему их научили" (сура «Трапеза», аят 13).

Таким образом, Всевышний Аллах разъяснил, что причина того, что раб Божий попадает в заблуждение, заключена в самом человеке. Человек, как мы об этом уже сказали, не ведает о том, что предопределил для него Господь, и узнаёт об этом только после того, как это произошло. Он не знает, суждено ли ему быть заблудшим или же Аллах предписал ему идти прямым путем. Зачем же тогда он выбирает для себя путь заблуждения, а затем заявляет, что этого пожелал Всевышний Аллах? Разве не лучше было бы следовать пути истины, чтобы затем сказать, что Всевышний Аллах поставил меня на прямой путь?

Отчего же он ссылается на предопределение при совершении грехов и отрицает его при повиновении Аллаху, заявляя, что благие деяния он совершает сам? Нет! Человеку не подобает оправдываться предопределением при совершении грехов и заблуждении, говоря: «Этому было суждено произойти, и я не мог избежать того, что предопределил Аллах». Если же человек совершает праведные дела, и Аллах наставил его на путь повиновения и веры, то ему не позволено заявлять, что причина этого только в нём самом, и гордиться этим перед Аллахом, говоря: «Я совершил это сам!» Что же касается того, что человек отрицает предопределение при повиновении Господу и оправдывается им при непокорности Ему, то это совершенно недопустимо! Перед человеком открыты определённые возможности, и он обладает правом выбора. В этом отношении вера ничем не отличается от заработка и образования. Всем хорошо известно, что удел человека и его пропитание уже предопределены. Тем не менее, каждый человек трудится изо всех сил в своём городе и за его пределами, и не сидит в своем доме, говоря: «Мой удел предопределён, и я получу его». Напротив, он использует различные способы, чтобы заработать средства пропитания. А ведь удел человека не отличается в этом отношении от творимых им деяний, о чём свидетельствует хадис Пророка, рассказанный Ибн Масудом: «У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе вашей матери к сороковому дню. За этот период он бывает подобен сгустку крови и разжёванному куску. После этого к нему посылается ангел, который вдыхает в него душу. Ему даны четыре указания: записать его удел, срок, деяния и будет ли он несчастным или счастливым».

Удел человека предопределён, также как и предопределены его праведные и плохие деяния. Отчего же тогда ты обходишь весь мир, различные страны и земли в поисках своего удела в мирской жизни и не творишь благих дел в поисках удела в жизни будущей и благоденствия в райских садах? Поистине, эти две цели схожи и неразделимы. Ты трудишься в поисках заработка, благоустраиваешь свою жизнь и заботишься о своём здоровье, а когда заболеваешь, то обходишь весь мир в поисках опытного врача, способного исцелить тебя. Несмотря на то, что срок твоей жизни предопределен, не увеличится и не укоротится, ты не довольствуешься этим, говоря: «Останусь-ка я дома больным и прикованным к постели, и если Аллах предписал мне продолжить жить, то я буду жить». Напротив, ты спешишь и изо всех сил стараешься найти лучшего врача, чтобы на его руках получить предопределённое Аллахом исцеление. Отчего же тогда ты не прокладываешь свой путь к будущей жизни и благочестию так же, как ты стараешься ради благоденствия на земле. Ранее мы уже сказали, что предопределение является сокровенной тайной, которую ты не в состоянии узнать. Поэтому сейчас перед тобой открыты две дороги. Одна из них ведет к благополучию, успеху, счастью и богатству, а вторая – к погибели, разочарованию и унижению. Ты стоишь перед ними и имеешь право на выбор, и ничто не мешает тебе выбрать ту или иную дорогу. Если пожелаешь, ты можешь пойти по любой из них. Отчего же ты уклоняешься от истины, а затем говоришь, что это было предопределено тебе? Разве не лучше было бы пойти прямо, чтобы сказать, что тебе было предопределено именно это? Если бы ты собрался в поездку в другой город, и перед тобой были бы дороги: одна – проложенная, короткая и безопасная, а вторая – не проложенная, длинная и опасная, то ты непременно выбрал бы проложенный, короткий и безопасный путь. Этот пример материален, однако духовный путь, избираемый человеком, сходен с ним и абсолютно не отличается от него. Но человеческие души и желания часто овладевают разумом и одерживают верх над ним. От верующего же требуется, чтобы его разум покорил страсти и желания, ибо здравый рассудок всегда подсказывает человеку, как избежать вреда и добиться полезного и желаемого результата.

Из этого нам становится ясно, что человек самостоятельно выбирает, как ему поступать, а не делает это под принуждением. Так же, как в мирских делах он выбирает, какой товар ему приобрести и какую сделку заключить, в делах, касающихся будущей жизни, он выбирает, какое деяние ему совершить. Однако пути, ведущие к успеху или убытку в будущей жизни намного яснее путей мирских, ибо прямой путь и заблуждение разъяснены Самим Всевышним Аллахом в Коране и Его посланником и непременно являются более ясными и более светлыми. Несмотря на это, человек шагает по мирским путям, даже будучи неуверенным в конечном результате, и не трудится ради будущей жизни, тогда как плоды его деятельности известны и гарантированы. Ведь подкреплены они обещанием Аллаха, а Всевышний и Благословенный Аллах не нарушает Своего обещания!

Итак, убеждения приверженцев Сунны и единой общины состоят в том, что человек совершает и говорит что-либо по собственной воле, однако его воля подчинена воле Всевышнего Аллаха и имеет место после его соизволения. Приверженцы Сунны также веруют в то, что воля Всевышнего подчинена Его мудрости, ибо одним из имён Аллаха является аль-Хаким, что означает Судья и Правитель, который устанавливает всякую вещь в соответствии с законами Вселенной и шариата. По своей мудрости Всевышний Аллах предписал веру тем, кто, как это было заранее известно Аллаху, стремится к истине, чьё сердце обращено к прямоте, и предписал заблуждение тем, кто отворачивается от этого. Если таким людям предлагают принять ислам, то их груди сжимаются, словно они поднимаются в небо. Однако мудрость Аллаха не позволяет кому-либо встать на прямой путь, пока Аллах не изменит его намерений и желаний, и также не позволяет этого, пока для достижения наставленной цели не будут использованы соответствующие средства.

Приверженцы Сунны разделяют предопределение Аллаха на четыре стадии:

Первая стадия – знание. Это означает, что человек твердо верует в то, что Аллах ведает о всякой вещи, обо всем, что в небесах и на земле, будь то деяния Самого Господа или Его творений. Ибо ничто в небесах и на земле не может скрыться от Него.

Вторая стадия – предписание. Это означает, что Всевышний и Благословенный Аллах написал судьбу всех творений у Себя в Хранимой Скрижали.

Об этих двух стадиях Всевышний Аллах сказал: "Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле? Воистину, это есть в Писании. Воистину, это для Аллаха легко" (сура «Хадж», аят 70).

Аллах – пречист Он! – вначале упомянул знание, а затем сообщил о том, что оно записано в Писании, то есть в Хранимой Скрижали. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Первым, что создал Аллах, было Перо. Затем Он повелел ему: “Пиши!” Перо спросило: “О Господь, что мне писать?” И в этот час было записано всё сущее вплоть до Дня воскресения».

Поэтому, когда пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили о творимых нами деяниях, независимы они или предписаны и неизбежны, он ответил, что они предопределены. Тогда его спросили, не стоит ли нам тогда отказаться от совершения праведных дел и положиться на предопределение? Он же сказал: «Трудитесь, ибо каждому человеку облегчается путь к тому, для чего он создан».

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повелел совершать благие дела, ведь и тебе, мой брат, также облегчается путь к тому, для чего ты создан.

Затем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прочел высказывание Всевышнего: "Тому, кто отдавал должное (или раздавал милостыню) и был богобоязнен, кто признавал наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), Мы облегчим путь к легчайшему (т. е. к праведным деяниям). А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается, кто счел ложью наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), Мы облегчим путь к тягчайшему (т. е. к злу и наказанию)" (сура «Ночь», аяты 5-10).

Третья стадия – соизволение. Это означает, что Всевышний и Благословенный Аллах пожелал, чтобы всё существующее и отсутствующее как в небесах, так и на земле происходило именно так, и позволил этому произойти. Поэтому всё, что происходит, происходит по воле Аллаха. Это ясно из аятов Священного Корана. Всевышний Аллах сообщил, что по своей воле Он Сам творит некоторые дела и по Его воле совершают деяния Его творения.

Всевышний сказал: "…тем из вас, кто желает следовать прямым путем. Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров" (сура «Скручивание», аяты 28-29); 

"Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так" (сура «Скот», аяты 112 и 137);

"Если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы друг с другом, но Аллах вершит то, что пожелает" (сура «Корова», аят 253).

Итак, Аллах разъяснил, что люди совершают дела по Его воле. Что же касается деяний Самого Господа, то Всевышний сказал: "Если бы Мы пожелали, то наставили бы на прямой путь каждого человека…" (сура «Поклон», аят 13); 

"Если бы твой Господь захотел, то сделал бы человечество единой общиной верующих" (сура «Худ», аят 118).

Эти и многие другие аяты говорят о том, что воля Аллаха распространяется и на Его деяния. Поэтому вера в предопределение не будет законченной, пока человек не уверует в волю Аллаха, которая объемлет всё, что есть и чего нет. Если что-либо отсутствует во Вселенной, то Всевышний Аллах непременно пожелал этого, и если что-либо существует, то это также обязательно существует по воле Аллаха, без которой ничего не происходит ни в небесах, ни на земле.

Четвертая стадия – сотворение. Это означает, что мы веруем в то, что Всевышний Аллах является Творцом всякой вещи. Всё, что существует в небесах и на земле, сотворено Аллахом, даже смерть, несмотря на то, что она приносит с собой отсутствие жизни. Всевышний Аллах сказал: "…Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше" (сура «Власть», аят 2).

Таким образом, Всевышний и Благословенный Аллах создал всё, что в небесах и на земле. Мы знаем, что все происходящие события созданы Аллахом. Небеса, земля, горы, реки, Солнце, Луна, звезды, ветра, человек, животные являются Его творениями. Качества этих творений, их состояния и перемены также созданы Великим и Могучим Господом. Поэтому человеку трудно осознать, каким образом наши дела и слова, которые мы совершаем и говорим по собственной воле, являются творениями Аллаха.

Это действительно так. И причина этого в том, что наши деяния и слова являются результатом двух вещей. Во-первых, наших возможностей, а во-вторых, наших желаний.

Итак, деяния раба зависят от его желаний и возможностей, а поместил эти желания в душу человека именно Аллах, и наделил его этими возможностями тоже Великий и Могучий Аллах. Он творит причину, которая воплощается в результат. Мы говорим, что тот, кто создаёт причину, создаёт и её следствие, поэтому именно Всевышний Аллах сотворил деяния раба.

Мы уже отметили, что деяния человека определяются его желаниями и возможностями. Если бы человек был лишён желания или возможности, то не смог бы совершить что-либо. Тот, кто хочет сделать нечто, но не способен на это, не совершает этого. И тот, кто может сделать нечто, но не хочет, тоже не совершает этого. Всякое деяние является результатом твёрдого желания и необходимых возможностей, и сотворил их Аллах. Таким образом, мы понимаем, почему мы говорим, что Всевышний Аллах является Творцом человеческих деяний. В действительности человек творит дела своими руками. Он очищается и молится, платит закят и соблюдает пост, совершает хадж и малое паломничество, ослушается велений Господа и повинуется Ему, но всё это определяется его желаниями и возможностями, которые сотворил Великий и Могучий Аллах. Это – хвала Аллаху! – предельно ясно.

Каждый мусульманин обязан уверовать в упомянутые стадии предопределения, и всё сказанное ранее совершенно не противоречит воле раба при совершении каких-либо деяний.

Например, мы говорим, что огонь сжигает, а само горение несомненно сотворено Всевышним Аллахом. Поэтому огонь сжигает не сам по себе, а потому, что Аллах наделил его этим качеством. По этой причине, огонь, в который язычники бросили пророка Ибрахима, не спалил его, ибо Аллах повелел ему: "Стань для Ибрахима прохладой и спасением!" (сура «Пророки», аят 69).

И огонь стал для Ибрахима прохладой и спасением. Поэтому огонь сжигает не сам по себе, а благодаря способности, которой его наделил Всевышний Аллах. Эта способность сжигать подобна воле и возможностям человека, ведь огонь тоже разжигается благодаря горючему веществу. Однако в связи с тем, что человек обладает волей, разумом и правом выбора, совершаемое им деяние зависит от него самого, и он несёт ответственность за совершение грехов и заслуживает наказания, ибо сам выбирает, совершить его или избежать.

И в завершение мне осталось сказать, что верующий обязан целиком признать Всевышнего Аллаха своим Господом, а чтобы его вера в господство Аллаха была полной, он должен уверовать в предопределение. Он должен знать, что творимые им деяния предопределены также, как и его удел в этом мире, который он не перестаёт искать, и как срок его жизни, который он всячески старается продлить. Всё это уже предписано и предопределено, и каждому человеку облегчается путь, ведущий его туда, для чего он создан.

Я прошу Великого и Могучего Аллаха, чтобы Он сделал нас в числе тех, кому Он облегчил праведный путь, и чтобы Он одарил нас благочестием и безопасностью как в этом мире, так и в будущей жизни. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его роду и всем сподвижникам!

На этом я заканчиваю эту статью, за что и восхваляю Всевышнего.