После знакомства с Венским Хофбургом и порядками императорского двора мы прошли через Площадь героев и оказались на знаменитой площади Бальхаусплац. Это название часто используется как синоним расположенной на этой площади Федеральной канцелярии Австрии. Во времена Австрийской монархии здесь находилось внешнеполитическое ведомство империи. А ещё раньше тут размещался придворный госпиталь, во дворе которого в 1741 году был устроен бальный зал.

На краю Бальхаусплац установлен фонтан Волны жизни, один из трёх фонтанов, созданных скульптором Гансом Муром из куска лазуритовой скалы весом 18,3 тонны, найденной в 1993 году в чилийских Андах на высоте 3700 м.

Церковь Святого Михаила была основана в 1221 году монахами одноимённого ордена и неоднократно меняла свой облик в угоду веяниям времени. Нынешний фасад в неоклассическом стиле был построен по проекту Эрнеста Коха в 1792 году.

Над фронтоном, опирающимся на дорические колонны, помещена скульптура ангела Михаила, убивающего Люцифера, работы итальянского скульптора Лоренцо Маттиелли, того самого, который создал Подвиги Геракла, украшающие парадный вход в Хофбург.

На площади Михаэлерплац перед входом в Хофбург обнажены фрагменты древних построек, относящихся, как считается, к приграничному римскому каструму Виндобона, который начал застраиваться при императорах Нерве или Траяне.

Пешеходная улица Грабен проложена на месте оборонительного рва, засыпанного в 13-м веке при расширении города. Раньше здесь находился продуктовый рынок, который к середине 18-го века был вытеснен банками, кофейнями и магазинами.

После завершения эпидемии чумы 1679 года император Леопольд I решил установить на Грабене Чумную колонну, которая была открыта в 1694 году. Над 18-метровым барочным монументом работали Маттиас Раухмиллер, Фишер фон Эрлах и другие скульпторы.

По обе стороны от Чумного столба были установлены два фонтана, созданные Иоганном Фрювиртом и посвящённые католическим святым Иосифу и Леопольду. В 1804 году статуи были заменены бронзовыми скульптурами работы Иоганна Мартина Фишера.

Маркграф Леопольд III Бабенберг, почитаемый как покровитель Австрии, изображён в короне, доспехах и вместе с мальчиком, который держит в руках рисунок церкви в Клостернойбурге, где Леопольд основал монастырь августинцев.

Узкий переулок упирается в роскошный фасад Питерскирхе, построенной в 1701-33 годах на месте сгоревшей и лишь частично восстановленной средневековой церкви. Огромный купол стал первым в Вене, которая только приобретала барочные формы.

Штефансплац названа в честь собора Святого Стефана, который благодаря 137-метровой готической башне до 1928 года оставался самым высоким сооружением в Австрии. На ней располагается нулевой километр австрийских автодорог.

Посреди площади Нового рынка находится фонтан Провиденции, созданный по проекту Георга Рафаэля Доннера. Во времена Марии Терезии обнажённые фигуры были признаны оскорбительными и сняты с фонтана, но после её смерти возвращены на место.

В галерее Альбертина, расположившейся во дворце её основателя — эрцгерцога Альберта Саксен-Тешенского, хранится богатейшая коллекция графики, а также шедевры Клода Моне, Пабло Пикассо, Марка Шагала, Густава Климта.

На площади рядом с музеем, где установлен Монумент против войны и фашизма, находился красивейший жилой дом Филиппхоф, под завалами которого после бомбардировки Вены 12 марта 1945 года погибло несколько сотен человек.

Пройдя мимо Венской оперы и миновав знаменитое Рингштрассе, мы дошли до барочной Карлскирхе. Обетная церковь императора Карла VI была построена в 1716-1739 годах Иоганном Бернхардом Фишером фон Эрлахом и его сыном Йозефом Эмануэлем.

Дом сецессиона, который был открыт в 1898 году как выставочный павильон современного искусства, был спроектирован Йозефом Ольбрихом, учеником крупнейшего представителя венского модерна Отто Вагнера.

Сооружение необычной формы, внешне напоминающее мавзолей, увенчано огромным шаром из золочёных лавровых листьев, символизирующих молодость искусства, которое представители Венского сецессиона пытались освободить от бремени прошлого.

Бронзовая композиция, изображающая тучного Марка Антония в запряжённой львами колеснице, была создана Артуром Штрассером для Всемирной выставки в Париже 1900 года, а затем временно помещена в садик рядом с Домом сецессиона, где и стоит поныне.

Торговая улица Мариахильферштрассе проложена на месте широкой римской дороги, участок которой был обнаружен в 1914 году на пересечении с улицей Кирхенгассе. Когда турки осадили Вену в 1529 году, здесь находилось небольшое поселение.

После падения монархии бывшие императорские конюшни стали использоваться в качестве выставочного павильона, который в последующие годы достраивался и менял свой облик, пока не вырос в современный Музейный квартал, занимающий площадь 6 гектаров.

Расположенная напротив статуя Иоанна Непомука, весьма почитаемого в Австрии, была создана предположительно в 1760 году. Пражский викарий был замучен до смерти людьми германского короля Венцеля, а его тело было сброшено с Карлова моста во Влтаву.

Фолькстеатр был построен в конце 1880-х годов по проекту Германа Гельмера и Фердинанда Фельнера и сразу стал пользоваться успехом у венских буржуа и богатых аристократов. Спустя несколько лет по его образцу был построен Немецкий театр в Гамбурге.

Жилой дом Вегхуберхаус был построен по проекту Рудольфа Эрдёса, одного из самых успешных архитекторов до Первой мировой войны, на месте известной кофейни Альберта Вегхубера, в которой собирался цвет артистической Вены.

Завсегдатаями кофейни были драматург Фердинанд Раймунд, актриса Тереза Кронес, шахматист Вильгельм Стейниц. Эту страницу венской истории увековечил памятник Фердинанду Раймунду, установленный в июне 1898 года в соседнем парке Вегхубер.

Барочный дворец Траутсон относится к числу шедевров Фишера фон Эрлаха. В 1760 году Мария Терезия выкупила дворец и передала его венгерской лейб-гвардии, и даже после падения монархии он длительное время принадлежал Венгрии.

На пути к зданию парламента мы прошли через уютный сквер на площади Шмерлингплац, где установлен памятник Республике. 12 ноября 1918 года Рейхстрат упразднил монархию и провозгласил создание Республики Германская Австрия, которая, несмотря на попытки социал-демократов присоединиться к Германии, просуществовала в качестве независимого государства до аншлюса 1938 года. Между тем мы снова вышли на Рингштрассе, одну из красивейших улиц Вены, построенную волею императора Франца Иосифа на месте старых городских стен.