Известно, что между законоведами четырёх мазхабов есть разногласия относительно роли опекуна невесты при заключении брака. В случае, когда женщина ранее уже состояла в браке, мнения по поводу обязательности разрешения её опекуна также разделились.

Согласно первому мнению, разрешение опекуна является условием заключения брака и брак без него недействителен, независимо от того, была женщина ранее замужем или нет. Так считало большинство законоведов, в том числе маликиты, шафииты и ханбалиты.

Как пишет Ибн Кудама, этого мнения придерживались сподвижники ‘Умар ибн аль-Хаттаб, ‘Али ибн Абу Талиб, Ибн Мас‘уд, Ибн ‘Аббас, Абу Хурайра и ‘Аиша, а из последующих поколений мусульман —Са‘ид ибн аль-Мусаййиб, аль-Хасан аль-Басри, ‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз, Джабир ибн Зайд, Суфьян ас-Саури, Ибн Абу Лайла, Ибн Шубрума, Ибн аль-Мубарак, ‘Убайдаллах аль-Анбари, аш-Шафи‘и, Исхак ибн Рахавайхи и Абу ‘Убайд [Мугни 4/327].

Главный аргумент сторонников этого мнения — слова Всевышнего: «Сочетайте браком тех из вас, кто холост» (сура 24 «Свет», аят 32); «Не выдавайте [мусульманок] замуж за язычников, пока они не уверуют» (сура 2 «Корова», аят 221). Как видим, в этих аятах содержится призыв к опекунам сочетать браком тех, кто находится на их попечении.

К доказательствам из Сунны относятся слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Нет брака без опекуна» (Абу Давуд 2085, ат-Тирмизи 1101); «Брак, заключенный любой женщиной без разрешения её опекуна, недействителен, недействителен, недействителен» (Абу Давуд 2083, ат-Тирмизи 1102). Данный хадис явно указывает на то, что это предписание касается любой женщины, независимо от того, состояла ли она ранее в браке или нет.

На эту тему есть и высказывания сподвижников. Так, мать верующих ‘Аиша сказала: «Женщины не уполномочены заключать брак».

‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Женщина может заключить брак не иначе, как с разрешения её опекуна, авторитетного члена её семьи или правителя».

Абу Хурайра сказал: «Женщины не обладают правом заключать брак. Нет брака без опекуна. Женщина не может выдавать сама себя замуж. Выдаёт саму себя только блудница».

‘Абдаллах ибн ‘Аббас сказал: «Блудницы — те, которые выдают себя замуж без [разрешения] опекунов» [Мухалля 9/31].

Согласно второму мнению, разрешение опекуна не является условием заключения брака и брак считается действительным и без него, независимо от того, была женщина ранее замужем или нет. Этого мнения придерживались ханафиты, хотя нужно иметь в виду, что некоторые из них оставляли за опекуном право помешать заключению брака, если жених и невеста занимают неравное положение в обществе.

Среди аргументов ханафитских законоведов — коранический аят о том, что если верующая женщина предложит себя Пророку и он захочет жениться на ней, то ему позволено сделать это (сура 33 «Полчища», аят 50). В данном аяте ничего не сказано о согласии опекуна, а значит, женщина может самостоятельно принять решение о замужестве.

В другом аяте говорится: «Если он развелся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха» (сура 2 «Корова», аят 230). В словах «…пока она не выйдет замуж за другого» содержится указание на то, что женщина может выйти замуж самостоятельно, без разрешения опекуна, а в словах «…они не совершат греха, если воссоединятся…» — указание на то, что мужчина и женщина обладают равным правом заключать брак между собой.

Всевышний также сказал: «Если вы развелись с вашими женами и они выждали положенный им срок, пусть [опекуны] не мешают им выйти замуж за их [прежних] мужей» (сура 2 «Корова», аят 232). Из этих слов очевидно, что для заключения брака не обязательно согласие опекуна, а слова: «…выходить замуж…» указывают на то, что женщина наделена правом самостоятельно вступать в брак.

Что касается аргументов из Сунны, то Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Опекун не обладает никакой властью над женщиной, которая ранее уже была замужем» (Абу Давуд 2100). А в другом хадисе сказано: «Женщина, побывавшая замужем, имеет больше прав на саму себя, чем её опекун» (Муслим 1421).

Наконец, брачный договор по своей сути подобен договорам купли-продажи, аренды, дарения и т. п. Нет никаких сомнений в том, что при заключении всех этих договоров совершеннолетняя женщина не нуждается в разрешении опекуна, а значит, она не нуждается в его разрешении и при вступлении в брак.

Что же касается хадиса о том, что брак не заключается без опекуна, то, по мнению ханафитов, здесь речь идёт о желательном, а не обязательном положении. То есть брак будет полноценным только с согласия опекуна, но если женщина вышла замуж без согласия своего отца или другого опекуна, то такой брак всё равно считается действительным. Некоторые комментаторы считали, что сказанное в этих хадисах относится к несовершеннолетним женщинам и рабыням.

Согласно третьему мнению, разрешение опекуна является условием заключения брака только для женщины, которая ещё не состояла в браке. Что же касается разведённой женщины или вдовы, то она имеет право заключать брак без разрешения опекуна. Этого мнения придерживался захиритский законовед Давуд ибн Али аль-Асбахани [Мухалля 9/33]. В качестве довода он ссылался на приведённые выше хадисы: «Опекун не обладает никакой властью над женщиной, которая ранее уже была замужем» и «Женщина, побывавшая замужем, имеет больше прав на саму себя, чем её опекун». Эти тексты указывают на то, что женщина, ранее состоявшая в браке, имеет право вступить в брак без разрешения опекуна, тогда как девственнице требуется его разрешение.

Из трёх перечисленных мнений самым сильным, на наш взгляд, является первое, потому что оно соответствует тому, как сподвижники понимали аяты Корана и хадисы на данную тему.

Что касается текстов, на которые ссылаются ханафиты, то некоторые из них имеют общий смысл, который конкретизируют хадисы о необходимости согласия опекуна. Что же касается аята о том, что женщина может выйти замуж за Пророка, мир ему и благословение Аллаха, по своему желанию, без разрешения опекуна, то это относится исключительно к нему, так как в самом аяте сказано: «О Пророк! Мы сделали для тебя дозволенными… любую верующую женщину, которая подарит себя Пророку, если Пророк захочет жениться на ней. Это дозволено только тебе, но не другим верующим» (сура 33 «Полчища», аят 50).

Что же касается хадиса о том, что незамужняя женщина имеет больше прав на саму себя, чем её опекун, то здесь не имеется в виду, что она может выходить замуж без разрешения опекуна. В хадисе сказано: «Женщина, побывавшая замужем, имеет больше прав на саму себя, чем её опекун, а у девственницы следует спросить её согласия, и её согласием является молчание».

Это значит, что девственница по причине стыдливости может смолчать, когда её спрашивают о согласии выйти замуж, тогда как женщина, которая ранее уже была замужем, должна внятно заявить о своём согласии выйти замуж за конкретного человека. Кроме того, женщина, побывшая замужем, имеет на себя больше прав, чем опекун, и это значит, что опекун не может препятствовать ей выйти замуж, если она желает этого, и не может принуждать её к замужеству, если она против него. Однако это не значит, что согласие опекуна не нужно для заключения брака, так как опекун выступает в качестве лица, представляющего и готового при необходимости защищать интересы женщины.

Также следует отметить, что мнение ханафитов не подкреплено высказыванием кого-либо из сподвижников, что косвенно указывает на их молчаливое согласие по данному вопросу. Что же касается аналогии между брачным договором и другими договорами, то она неприемлема, поскольку противоречит ясным высказываниям Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Что же касается мнения Давуда ибн ‘Али, то никто из улемов не придерживался такой позиции до него. Указав на это обстоятельство, имам ан-Навави добавил, что тем самым Давуд поступил наперекор своему же мазхабу [Шарх Сахих Муслим 9/205].

Таким образом, женщина не должна выходить замуж без разрешения опекуна, независимо от того, состояла она ранее в браке или нет. Но если стороны заключили брак без согласия опекуна, опираясь на мнение ханафитского мазхаба, то такой брак действителен, потому что между законоведами есть разногласия по данному вопросу и каждая сторона опирается на убедительные доводы. А Аллах знает лучше.