Мусульманское право, равно как и тафсир и хадисоведение, в своём развитии прошло несколько этапов. Каждая эпоха ставила перед улемами новые задачи и оставляла свой отпечаток на их изысканиях и сочинениях. С распространением мазхабов многие законоведы всё реже занимались изучением хадисов, довольствуясь исследованиями в рамках своей религиозно-правовой школы или вовсе только мнениями своих предшественников.
Снижение интереса к хадисоведению сопровождалось цитированием факихами слабых и даже выдуманных хадисов. Лишь немногие учёные продолжали критически исследовать предания, подводя под положения Шариата убедительную доказательную базу. Составленные ими сборники хадисов, касающихся мусульманского права, можно разделить на две категории. К первой категории относятся самостоятельные сборники хадисов и асаров, из которых вытекают положения мусульманского права, а ко второй — и эти труды стали появляться позднее — тахридж хадисов, встречающихся в важнейших трактатах по законоведению.
Сама идея собрать хадисы, касающиеся только мусульманского права, была не нова. По такому же принципу были собраны знаменитые «Сунаны» имамов Абу Давуда ас-Сиджистани и Абу ‘Абд-ар-Рахмана ан-Насаи. Однако работать с этими текстами было сложно, прежде всего, из-за подробностей, которые окружали ключевое высказывание Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Поэтому ощущалась потребность в извлечении высказываний, несущих нормативно-правовую нагрузку, и совмещении уточняющих друг друга версий хадисов, разбросанных по разным сборникам.
Одним из ранних сочинений на эту тему, получивших известность, стал сборник «Аль-Ахкам аль-кубра» ‘Абд-аль-Хакка аль-Ишбили (ум. 581/1185). Поскольку он уместился в шесть томов, автор сократил его сначала до двух («Аль-Ахкам аль-вуста»), а потом — до одного тома, в который вошли только достоверные предания («Аль-Ахкам ас-сугра»). Маликитские богословы проявляли особый интерес к этим трудам, преподавали их в медресе и писали к ним комментарии. Большой свод впоследствии был детально исследован и дополнен марокканским хадисоведом Ибн аль-Каттаном аль-Фаси (ум. 628/1230), а малый — прокомментирован кадием Шамс-ад-Дином Ибн Марзуком (ум. 781/1380).
Примерно в одно время с трудами аль-Ишбили появился ещё один сборник под названием «Аль-Ахкам аль-кубра», составленный известным ханбалитским имамом ‘Абд-аль-Гани аль-Макдиси (ум. 600/1203). Позднее он также сократил его, ограничившись упоминанием только хадисов, вошедших в «Сахихи» аль-Бухари и Муслима, и опустил иснады, и эта сокращённая версия — «‘Умда аль-ахкам» — получила большую известность. Среди её комментариев можно выделить труды «Ихкам аль-ахкам» Ибн Дакик аль-‘Ида (ум. 702/1302), «Кашф аль-лисам» Шамс-ад-Дина ас-Сафарини (ум. 1188/1774), «‘Удда» Мухаммада ибн Исма‘иля ас-Сан‘ани (ум. 1182/1768).
Другой похожий сборник «Ас-Сунан ва-ль-ахкам» был составлен сирийским хадисоведом и историком Дия-ад-Дином аль-Макдиси (ум. 643/1245), и в него вошли почти шесть тысяч хадисов, касающихся разных областей мусульманского права. Ещё один сирийский богослов, яркий представитель ханбалитского мазхаба Абу аль-Баракат Ибн Таймийя (ум. 652/1254) составил сборник «Аль-Ахкам аль-кубра», а затем подготовил его сокращённую версию «Аль-Мунтака мин ахбар аль-мустафа». Комментарий к данному трактату «Найль аль-аутар», составленный йеменским имамом Мухаммадом аш-Шаукани (ум. 1250/1834), считается одним из лучших сочинений на эту тему.
Стремление распространить культуру шариатской аргументации побуждало едва ли не каждого яркого богослова того периода составлять краткий сборник хадисов, который заучивали его ученики. Египетский кадий, шейхульислам шафиитского мазхаба ‘Изз-ад-Дин Ибн ‘Абд-ас-Салям (ум. 660/1262) составил сборник «Аль-Илмам фи баян адилла аль-ахкам», а его ученик Ибн Дакик аль-‘Ид составил «Аль-Илмам би-ахадис аль-ахкам» и написал замечательный комментарий к уже упомянутому ранее сборнику ‘Абд-аль-Гани аль-Макдиси.
Что же касается второй категории, к которой мы отнесли труды по тахриджу хадисов, то одним из первых хадисоведческий комментарий к сочинению по мусульманскому праву составил имам Джамаль-ад-Дин аз-Зайля‘и (ум. 762/1360). В своём труде «Насб ар-рая» он указал первоисточники и дал подробную оценку хадисам и асарам, которые упоминаются в «Хидае» выдающегося ханафитского законоведа Бурхан-ад-Дина аль-Маргинани (ум. 593/1197).
Такого рода исследования требуют глубочайших знаний в области науки о хадисах и передатчиках, и лишь немногие имамы решались написать всесторонний хадисоведческий комментарий, чаще всего ограничиваясь перечислением первоисточников и краткой оценкой надёжности хадисов. Тем не менее в одном ряду с тахриджем аз-Зайля‘и стоят сочинения «Ат-Талхис аль-хабир» хафиза Ибн Хаджара аль-‘Аскаляни (комментарий к книге «Аш-Шарх аль-кабир» Абу аль-Касима ар-Рафи‘и), «Ирва аль-галиль» шейха Насир-ад-Дина аль-Албани (комментарий к книге «Манар ас-сабиль» Ибрахима ибн Мухаммада Ибн Дувайяна) и др.
Книга «Булюг аль-марам мин адилла аль-ахкам = Достижение цели» хафиза Ибн Хаджара аль-‘Аскаляни (ум. 852/1448) — самый популярный из сборников, относящихся к первой категории. По своему объёму он больше сборника «‘Умда аль-ахкам» имама ‘Абд-аль-Гани аль-Макдиси, но меньше «Мунтаки» Абу аль-Бараката Ибн Таймийи. А по своей значимости он зарекомендовал себя как настольная книга, с которой многие студенты начинают ознакомление с тонкостями законоведения и без которой не могут обойтись авторитетные учёные.
Распределив хадисы по разделам (книгам) и главам, на которые обычно делятся трактаты по мусульманскому праву, автор цитирует только ключевые фрагменты хадисов, называет их первоисточники, даёт оценку их надёжности и при необходимости указывает на перекрещивающиеся и похожие версии. Первая часть сборника содержит разделы, касающиеся обрядов поклонения, а вторая его часть посвящена вопросам взаимоотношений между людьми. В последнем разделе собраны хадисы, касающиеся нравственных добродетелей, норм поведения и избранных мольб.
Ибн Хаджар завершил написание этого труда в 828 г. х. Как сообщает его ученик Шамс-ад-Дин ас-Сахави, он составил его для своего сына Мухаммада, которому тогда было 13 лет. Однако Мухаммад так и не выучил его наизусть, хотя знал наизусть Коран и впоследствии стал кадием . Зато сборник получил признание и быстро распространился среди улемов и студентов, изучающих Шариат. Подробный комментарий к нему — «Аль-Бадр ат-тамам» — был составлен йеменским богословом, кадием аль-Хусайном ибн Мухаммадом аль-Магриби (ум. 1119/1707). Другой известный учёный из Йемена Мухаммад ибн Исма‘иль ас-Сан‘ани (ум. 1182/1768) сократил эту книгу до двух томов и назвал «Субуль ас-салям», и этот комментарий получил широкое распространение. Он же составил манзуму, в которой многие хадисы из «Булюга» выстроены в стихотворный ряд.
Из многочисленных современных комментариев к этому сборнику заслуживают внимания труды «Таудих аль-ахкам» ‘Абдаллаха аль-Бассама, «Итхаф аль-кирам» Сафи-ар-Рахмана аль-Мубаракфури и «Фатх Зи-ль-джаляль ва-ль-икрам» Мухаммада ибн Салиха аль-‘Усаймина (на настоящий момент издан частично).
Наш перевод сборника «Булюг аль-марам» на русский язык впервые был издан с предисловием, примечаниями и справочным аппаратом в 2002 г. (Баку: Абилов, Зейналов и сыновья) под названием «Достижение цели : в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право» (с параллельным арабским текстом). В новой редакции (без обширного предисловия, справочного материала и арабского текста) перевод был издан в издательстве «Умма» (М., 2008) под названием «Булюг аль-марам : достижение цели в уяснении основ шариата» и вошёл в серию «Исламские науки» (кн. 10).
В том же московском издательстве было осуществлено первое издание нашего комментария к первой части сборника в трёх томах (III — 2002, I — 2003, II — 2007). В него вошли только первые шесть разделов, посвящённые обрядам поклонения. В настоящем издании они объединены в одном томе.
Что же представляет собой комментарий, который вы держите в руках? Он состоит из выдержек из подробных комментариев к хадисам или трактатов по мусульманскому праву, которые уточняют смысл хадисов и разъясняют связанные с ними принципы законоведения. В пояснениях к слабым хадисам раскрываются их недостатки, а также причина, по которой автор счёл нужным включить эти сообщения в свой сборник. Указания на источники приводятся в тексте после каждого комментария. В примечания вынесены краткие биографические сведения о сподвижниках, с чьих слов были переданы хадисы (по книге Сафи-ар-Рахмана аль-Мубаракфури).
Важно понимать, что в сборнике хафиза Ибн Хаджара хадисы приводятся в сокращённой форме. В то же время некоторые выводы, которые комментаторы перечисляют в своих трудах, напрямую связаны с полным текстом этих преданий, а они чаще всего недоступны на русском языке. Поэтому в ряде случаев, когда автор ограничивается цитированием лишь части хадиса либо просто указывает на его существование, я привожу полную версию этого хадиса со ссылкой на первоисточник. В других случаях, когда он объединяет две версии хадиса в одну, я привожу каждую из этих версий в отдельности. По этим причинам в ряде случаев арабский и русский тексты хадисов значительно отличаются по объёму.
Работа над комментариями ко второй части осталась незавершённой. В тот период я ощутил необходимость углубленного изучения многих вопросов, касающихся общественных и экономических отношений, в свете изменившихся условий жизни и труда. Пока возможности продолжить работу над этой книгой нет, но я прошу Всевышнего Аллаха облегчить мне завершение начатого труда и сделать его полезным для меня и для всех мусульман.
Эльмир Кулиев