Эксклюзивное интервью бакинской газете "Каспий" от 6 июля 2013 г.
— Приближается священный месяц рамазан, а лето в самом разгаре. Подскажите, как настроиться на соблюдение поста в жаркие летние дни.
— Прежде всего, хочу поздравить ваших читателей и всех верующих с приближением рамазана, месяца Божией милости и благодати. Это шанс для каждого из нас что-то искупить, что-то исправить, у кого-то попросить прощения. Пост не следует отождествлять исключительно с отказом от еды и питья. Это внешняя сторона поста. Гораздо важнее состояние души постящегося. Воздерживаясь от еды, питья, всего праздного и суетного, человек учится одерживать верх над собственными пристрастиями. Вот почему в рамазане гораздо легче отказаться от вредных привычек, таких как курение или употребление алкоголя. Привязанность к земному делает нас тяжелыми на подъем. Но стоит нам сбросить мирские путы, как душа ощущает прикосновение к чему-то возвышенному, божественному. Тогда понимаешь, что жить стоит не ради богатства и развлечений. Есть более высокие ценности и радости, доставляющие душе большее удовольствие, чем земные услады. В рамазане постящийся осознает это лучше всего. Ощутив радость разговения, он получает еще большее удовольствие от того, что накормил бедняков или простил старого товарища. Даже тот, кто постится впервые, за тридцать дней рамазана, если он постился правильно, привыкает делать добро. Меняется его взгляд на жизнь, на людей. В этом подлинное предназначение поста. Если ты понимаешь это, то не имеет значения, как долго длится день.
— Бытует мнение, что соблюдение поста, особенно в летние дни, вредно для здоровья. Так ли это?
— Испокон веков ограничения в еде и голодание считались полезными для здоровья. В известной книге по врачебной науке Тибета «Жуд-ши» пользе голодания посвящена отдельная глава. Гален и Ибн Сина лечили голоданием целый ряд заболеваний, и современная медицина обосновала эффективность этих методов. Причем речь идет о продолжительном воздержании от еды, гораздо более длительном, чем светлая часть суток. Поэтому разговоры о вреде поста не более чем пересуды. Попробуйте поститься, и на четвертый-пятый день вы заметите улучшение самочувствия и легкость. И это вполне логично, ведь для сохранения жизненных сил нам достаточно поесть немного. Все остальное время организм занят тем, что переваривает пищу и освобождается от токсинов и шлаков. Ограничивая себя в еде, вы помогаете организму сэкономить энергию и направить ее на самовосстановление. Поэтому говорят: «Постись и будешь здоров». Другое дело что при острых и некоторых хронических заболеваниях поститься противопоказано. Например, больным с язвой желудка или сахарным диабетом назначают дробное питание, и они освобождаются от поста. Это не значит, что они лишаются благодати рамазана. Совершая добрые дела, навещая родственников и друзей, проводя вечера за чтением Корана и молитв, можно разделить награду с постящимися.
— Можно ли поститься за других людей, если они не в состоянии соблюдать пост, и можно ли поститься за умерших?
— Если человек не в состоянии поститься в рамазане из-за острого заболевания, он должен возместить пост до наступления следующего рамазана. За каждый пропущенный день нужно поститься только один день. Но если заболевание хроническое и больной не надеется на выздоровление, то ему полагается накормить одного бедняка за каждый день поста. В шариате это называется фидья. В мечетях и благотворительных организациях осуществляют сборы фидьи, чтобы по вечерам в рамазане кормить постящихся бедняков. Но желающие могут и сами организовать благотворительный ужин. Например, по истечении первых десяти дней рамазана пригласить на ифтар десять бедняков, через десять дней снова собрать десять человек и по завершении поста еще раз накормить десятерых. Можно накормить сразу тридцать человек по завершении рамазана. Но не в начале рамазана, так как долг за пропущенный пост еще не сформировался.
Некоторые раздают фидью деньгами, и здесь нужно понимать суть вопроса. Вы можете перечислить деньги мечети или фонду, чтобы они накормили бедняков за вас. Но вручать деньги нуждающемуся в качестве фидьи неправильно! В Коране четко прописано, что нужно накормить бедняка. Помогая ему деньгами, нельзя быть уверенным в том, что он потратит их на еду, а не на другие нужды. Материальная помощь — это прекрасный поступок, но он не засчитывается как фидья. А что касается поста за умерших, то такое допустимо лишь тогда, когда человек дал обет поститься сверх поста в рамазане и умер, не исполнив его. В таком случае исполнить обет за него могут сын, дочь или другой родственник. Но это не имеет отношения к посту в рамазане.
— Есть ли другие категории мусульман, помимо больных, которые освобождены от соблюдения поста? Для кого еще сделаны послабления?
— На этот счет в шариате есть конкретные предписания. Малолетние дети вообще не обязаны соблюдать пост, так как в обязанность он вменяется лишь в период полового созревания. Но по мере взросления ребенка родителям следует прививать ему любовь к поклонению и религиозным традициям. Престарелые люди, которые не в состоянии поститься, должны накормить одного бедняка за каждый пропущенный день. Если они не в состоянии сделать это сами, то их дети должны сделать это за них. Во время поездки мусульманин имеет право прервать пост, чтобы возместить его в другое время, даже если он в состоянии поститься. Но если путник лишается сил из-за поста, то он обязан прервать свой пост и возместить его в другое время. Послабление есть и для беременных женщин и кормящих матерей, но лишь в том случае, когда есть серьезные опасения за здоровье матери или ребенка. В таких случаях вместо поста женщине разрешается на свое усмотрение либо накормить бедняков, либо возместить пост в другие месяцы. Наконец, женщины освобождаются от поста во время месячных, и эти дни они тоже должны возместить до следующего рамазана.
— Есть ли какие-либо обязательства у мусульман, соблюдающих пост? Например, особые предписания, касающиеся благотворительности или чтения Корана?
— У поста в рамазане есть внешняя и внутренняя стороны. Внешняя сторона довольно проста: вы воздерживаетесь от еды, питья и половой близости с начала рассвета до заката солнца. Это помогает вам хотя бы на время уберечься от мирских соблазнов. Но этого мало, чтобы двигаться вперед. Если хотите обрести благодать, нужно совершить как можно больше добрых дел. А если хотите приблизиться к Аллаху, нужно дольше размышлять о смысле жизни и добре. Поэтому в рамадане принято раздавать милостыню, читать Коран и совершать дополнительные молитвы по ночам. Сколько вы раздадите — особого значения не имеет. Даже половинка финика может спасти вас от большой беды в этой жизни или от суровой участи после смерти, если вы раздали ее искренне ради Аллаха и из того, что заработали честным путем. Очень важно, чтобы пожертвования были сделаны из того, что заработано честным путем. Многие думают, что нечестный заработок можно очистить. С этой целью они ездят в святилища, помогают убогим. Конечно, помочь беднякам лучше, чем потратить деньги на бесполезные развлечения. Но если вы ищите довольство Аллаха, то раздавайте из лучшего, что есть у вас, и рамазан — самое подходящее время для этого.
— А как насчет правил соблюдения поста? Одни говорят, что нельзя глотать слюну, другие — что нельзя пользоваться зубной пастой. Как узнать, что действительно можно, а что нельзя?
— К сожалению, некоторые легко рассуждают о религии, не имея твердых знаний. Отсюда разного рода надуманные запреты и домыслы. В исламе нет места ни догадкам, ни предположениям. В шариате все четко прописано и разъяснено. Постящийся может глотать слюну, пользоваться парфюмерией и спать днем в рамадане, если пожелает. Разрешается пользоваться зубной пастой, полоскать рот водой, пробовать пищу на вкус и купаться под душем, естественно, если человек не проглатывает то, что попало ему в рот. Во время поста можно даже делать внутримышечные, подкожные или внутривенные инъекции, если препараты не являются питательными. То есть ввести путем инъекции антибиотик или анальгетик разрешается, а витамины — нет. Правила соблюдения поста подробно расписаны в ильмихалах — специальных справочных пособиях. Много интересного о рамазане и связанных с ним традициях также можно узнать из нашей книги «Уроки благословенного месяца».
— Какое вознаграждение обещано в Коране тем, кто соблюдал пост?
— Люди получают награду за добрые дела и в этой жизни, и после смерти. Какой будет эта награда — зависит от нашего намерения. Если человек постится для того, чтобы похудеть, то его наградой станет похудание. Если он постится, чтобы прослыть праведником, его наградой станет людская похвала. А кто постится ради Аллаха, тот получит великую награду и в этой жизни, и в день воскрешения. В одном из хадисов сказано, что постящийся радуется дважды: в первый раз — когда разговляется, а во второй раз — когда встретит своего Господа и увидит свое вознаграждение. В этой жизни праведные дела избавляют верующего от многих бед, которые могли поразить его, и способствуют скорейшему принятию молитв. А в день воскрешения наградой верующих будет рай, который прекраснее, чем все, что может вообразить человек.
— В последние годы часто возникают разногласия по поводу даты начала и завершения рамазана. С чем это связано?
— Дело в том, что лунный месяц может длиться 29 или 30 дней. В первую ночь нового месяца луну трудно разглядеть на небе, особенно если погода облачная. В некоторых странах улемы сохраняют верность традициям и объявляют о начале рамадана лишь после того, как увидят новолуние, а иногда это происходит на второй день месяца. В других странах мусульмане пользуются астрономическими расчетами, но даже самые точные расчеты иногда подводят. По большому счету такие расхождения не являются критическими и не влияют на правильность поста. Согласно шариату, в каждой стране или регионе пост следует начинать тогда, когда руководители мусульман объявляют о начале поста. Соответственно, ответственность за объявление даты завершения поста и праздника разговения тоже ложится на руководителей мусульман.