Эксклюзивное интервью информационному агентству 1news.az от 10 декабря 2007 г.
- В последнее время часто говорят об азербайджанской модели ислама? Существует ли такая модель, и если да, то каковы её главные особенности?
- Полагаю, говорить об азербайджанском, турецком или европейском исламе не вполне корректно. Исламские ценности универсальны, и было бы неправильно придавать им национальную или географическую окраску. Многие из них, если не все, справедливо назвать общечеловеческими ценностями. Их значимость для мусульманских народов, в том числе для азербайджанского, очень велика, ведь они определяют не только быт и внешнюю сторону жизни, но и отношение к жизни, форму мышления. Потеря их угрожает и духовному здоровью нации, её культурной самобытности. Трудно представить наш народ без уважения к старшим и гостеприимства, без смирения перед Кораном и любви к потомкам нашего Пророка. Одна из наших традиций, уходящая корнями в глубину веков, — терпимое отношение к инакомыслию и уважение к чужой культуре и религии. С приходом ислама на азербайджанскую землю веротерпимость получила и религиозное обоснование. Коранические аяты, призывающие уважать человеческое достоинство и делать добро даже врагу, придали этой традиции сакральный характер. Вместе с тем мы можем говорить об азербайджанской модели государственно-религиозных отношений, которая в определённой степени действительно уникальна. Полагаю, именно редкое сочетание традиционной веротерпимости и взвешенной государственной политики в сфере религии делает Азербайджан привлекательным для многих исследователей религии.
- Как, на Ваш взгляд, совмещается религиозная терпимость с неприятием нетрадиционных групп?
- Отношение к нетрадиционным течениям действительно неоднозначно, но случаи нетерпимости очень редки и носят спорадический характер. Полагаю, правильнее говорить не о неприятии, а о непонимании тех религиозных идей, которые не имеют привязки к национальной истории и культуре. В принципе, это естественно, ведь проникшие в последние два десятилетия идеи, будь то буддистские или некоторые протестантские, возникли при иных исторических обстоятельствах, в совершенно иной культурной среде. Их общины — это закрытые или полузакрытые сообщества. Они малочисленны, нестабильны и существуют только благодаря организационной и финансовой поддержке из зарубежного центра. Люди, вовлечённые в них, нередко выпадают из общества, но виной тому они сами и их духовные наставники. Их обучают противопоставлять себя обществу, изолироваться от него. Тем не менее, как я уже отметил, отношение к ним на бытовом уровне нельзя охарактеризовать как нетерпимость. Большинство людей не понимает их, но всегда готово протянуть им руку и помочь вернуться к нормальной жизни.
Совершенно другая ситуация с религиозными меньшинствами традиционных толков, например, с православными, молоканами или евреями. Они сохраняют свою религиозную самобытность, но их образ жизни проникнут духом этой земли. Они не отворачиваются от азербайджанской культуры. Многие из них празднуют наши религиозные и национальные праздники. Их мышление и их мироощущение приближены к понятиям большей части населения Азербайджана. И конечно же, между ними и мусульманами практически не возникают конфликты на почве религии.
- Как Вы считаете, мусульмане могут превратиться в политическую силу в Азербайджане?
- На наш взгляд, внутри страны нет силы, способной самостоятельно решить такую задачу. Верующие, несмотря на высокую пассионарность, не относятся к политически активной части населения. Большинство тех, кто регулярно посещает мечети, считает религию путём духовного обновления. Значительно меньше тех, кто нашёл в исламе способ самовыражения. Тех же, которые готовы использовать его как инструмент для достижения политических целей, — подавляющее меньшинство. Возможно, это связано с тем, что в Азербайджане не сложились традиции политического ислама. Это понятие вообще довольно новое, ведь проблема политической власти стала активно обсуждаться улемами лишь после упразднения исламского халифата в 1924 году. Как Вы понимаете, в тот период перед мусульманами Азербайджана, оказавшимися в составе советской империи, стояли совершенно другие задачи. Сегодня шансы на распространение политического ислама в нашей стране невелики. Однако я не исключаю возможности увеличения интереса к этому явлению под влиянием событий в соседних странах, например, в России или в Турции. Пока же попыток научного осмысления политического ислама со стороны азербайджанских исследователей практически нет. На наш взгляд, если верующие и будут вовлечены в политическую жизнь в ближайшие годы, они будут поддерживать политические партии, сформировавшиеся вокруг амбициозных и талантливых ораторов, а не возникшие на идеологической основе.
- В таком случае возможны ли другие сценарии использования ислама в качестве дестабилизирующего фактора?
- Если даже такие варианты возможны, нам следует больше думать о том, как использовать созидательный потенциал ислама. И потребность в этом очень велика, даже несмотря на то, что Азербайджан движется по пути светского государственного строительства. Проводимые в стране экономические, судебные, образовательные реформы не принесут желаемых результатов, если ответственные за их выполнение лица не будут нравственными и добропорядочными. Для достижения этой цели есть лишь одно испытанное средство — религиозная духовность. Другого средства люди не придумали. Западные общества, добившиеся высокой гражданской культуры, еще несколько десятилетий тому назад отличались довольно высоким уровнем религиозности. Тогда либеральной концепции прав человека в её нынешнем понимании не существовало. А сегодня гедонизм западного человека позволяет говорить не просто о «закате Европы», как это делал Освальд Шпенглер, а о вымирании европейской расы. Если в 1960 г. люди европейского происхождения составляли 25% населения планеты, в 2000 г. — около 17%, то в 2050 г. их, согласно расчётам экспертов, останется лишь 10%. Эти цифры говорят сами за себя. Построение сильного правового общества не может опираться на идею, потакающую сексуальной распущенности и безнравственности, противоречащую человеческой природе и естественным законам. Гедонизм, занесённый и в Азербайджан, не знает такого понятия, как любовь к Родине, не учит признавать верховенство закона и ставить общественные интересы выше собственных. Противопоставить этому можно лишь традиционную нравственность как составную часть национальной идеи.
- Но ведь нравственность не всегда означает религиозность. Есть ли необходимость связывать развитие с нравственностью в религиозном понимании?
- Безусловно, этические проблемы разрабатывались многими моралистами. Но ведь философская аргументация ценностей не даёт людям опереться на твёрдую основу. Философия — это бесконечный поиск, постоянное сомнение. И не следует забывать, что именно в спорах философов родились утилитаризм, отождествляющий добро и пользу, или, например, экзистенциализм, погружающий человека в постоянный страх перед небытиём. Как ни подходи к этому вопросу, религия имеет здесь очевидные преимущества. С одной стороны, ислам в Азербайджане имеет богатые традиции и многовековой опыт объединения проживающих на этой земле народов. С другой стороны, он предоставляет индивиду и обществу набор нравственно-этических ценностей, регулирующих как частную жизнь, так и основные формы взаимоотношений в обществе. Связывая жизнь в этом мире с воздаянием и воскрешением после смерти, ислам стимулирует людей к соблюдению нравственных норм. На наш взгляд, никакая этическая система не сумеет восполнить его роль и обеспечить общество эффективными нравственными установками. Вспомните попытки американского правительства в 20-х годах и советской компартии в 80-х годах прошлого века ограничить употребление алкоголя. Они не принесли никакого результата. Верующие же воздерживаются от употребления спиртных напитков только потому, что ими движет любовь к Всевышнему. Укрепив дух народа силой Слова, можно преодолеть многие болезни, разлагающие общество.
- Вы полагаете, уровень религиозной проповеди сегодня позволяет понимать ислам именно так?
- Мусульмане Азербайджана движутся в этом направлении. Конечно, пока религиозная проповедь ведётся в таком духе лишь в некоторых мечетях. Но я надеюсь, что реформирование системы религиозного образования и подготовка квалифицированных теологов внутри страны позволят решить эту проблему. Не стоит забывать, что переосмысление нами религиозного взгляда на жизнь началось лишь около двух десятилетий назад. Для того чтобы направить позитивный потенциал ислама на решение социальных проблем, таких как неравенство в доходах или наркомания, необходимо правильно понимать Коран. К сожалению, сегодня этому мешает дух традиционализма и отсталости, которым проникнута большая часть духовенства. В нашем обществе вспоминают о Коране, как правило, провожая в последний путь родных и близких. Но ведь это Писание вдохновляет на приобретение знаний и полезный труд, учит уважать родителей и поддерживать родственные связи, призывает любить Родину и помогать нуждающимся. Сегодня общество ищет пути борьбы с коррупцией и монополизмом. Сделать это будет гораздо легче, если мы перейдём от поощрения массовой культуры и шоу-бизнеса к поддержанию культуры духовной. Коррупционеры и монополисты хранят запылившиеся экземпляры Корана на верхних полках платяных шкафов и выкупают «прощение грехов» в пирах. Но мало кому из них разъясняли вразумительным образом, что добро и зло возвращаются к нам самим и к нашим детям уже в этой жизни. Разве мало тех примеров, которые у нас перед глазами? Если мы сумеем возродить ту духовную культуру, которая подарила нашему народу таких людей, как Гаджи Зейналабдин Тагиев, то люди перестанут строить высотные дома на детских площадках и сажать деревья под перекрытием мостов. Этого не добиться без духовности, а духовность не бывает без веры.
Ризван Гусейнов, 1news.az
http://1news.az/articles.php?item_id=20071210103623871&sec_id=7