Аль-Афувв (Отпускающий вину, Прощающий) — это Тот, Кто воздерживается от наказания тех, кто провинился перед Ним, Кто стирает грехи бесследно и освобождает от их тяжких последствий. Глагол عَفَا в основе своей означает ‘устремляться к чему-либо, пытаться добиться чего-то’. Арабы говорят عَفَتِ الدَّارُ, когда дом обветшал, как будто он пришёл в то состояние, к которому стремился. Или же они говорят عَفَا النَّبْتُ وَالشَّجَرُ, когда растительности становится много, как будто травы и деревья стремились к этому. Когда после этого глагола стоит предлог عَن, он приобретает значение ‘отказываться или воздерживаться от чего-либо’. Поэтому выражение عَفَا عَنْهُ означает ‘простить ему’, то есть снять с него вину и воздержаться от наказания его.

Прекраснейшее имя Аль-Афувв близко по смыслу с двумя предыдущими именами и дополняет их, раскрывая полноту и совершенство Божьего прощения. Аль-Газали пишет: «Аль-Афувв — это Тот, Кто стирает злодеяния и прощает грехи. Это имя похоже на имя Аль-Гафур, но оно более содержательное, потому что гуфран указывает на покрытие грехов, а ‘афв означает, что грехи стираются. Стереть [грех] — это больше, чем покрыть его» [Максад асна [1]/140]. Эти его слова повторяют многие богословы, в том числе Фахр-ад-дин ар-Рази и Абу аль-Аля аль-Мубаракфури [Лявами аль-баййинат [1]/250, Мубаракфури 9/488]. В другом месте ар-Рази пишет, что ‘афв — это воздержание от наказания, а магфира — это покрытие греха и избавление от мук стыда и позора [Рази 7/162].

Согласно другому толкованию, прощение гуфран или магфира — это больше, чем ‘афв. Комментируя аят «Прости нас, покрой нас и помилуй» (2:286), Ибн Джузай пишет, что ‘афв — это воздержание от наказания за грех, магфира — это избавление от наказания и вдобавок покрытие самого греха, а милость объединяет и то и другое вместе с благосклонностью и благодеянием [Тасхиль 1/511]. Это мнение подтверждается тем, что имя Аль-Афувв упоминается вместе с именем Аль-Гафур в четырёх аятах Корана и всегда предшествует ему. Всевышний сказал: «Аллах может простить, ведь Аллах — Отпускающий вину, Прощающий» (сура 4 «Женщины», аят 99).

Есть мнение, что магфира предполагает не только прощение греха, но и награду за покаяние. Османский богослов Абу аль-Бака аль-Кафави пишет, что гуфран означает освобождение от наказания и получение награды, и это полагается только верующим, а ‘афв — это избавление от порицания и унижения, но без награды [Куллият [1]/666].

Ибн Таймийя пишет: «‘Афв означает, что [Аллах] освобождает их от ответственности перед Ним и прощает им, а магфира означает, что Он оберегает их от злых последствий их грехов, благоволит им и доволен ими. Это не просто освобождение от ответственности, потому что можно простить провинившегося и не проявить к нему благосклонности и не остаться довольным им. То есть ‘афв — это только воздержание от наказания, а магфира — это благодеяние, благосклонность и благоволение» [Маджму аль-фатава 14/140].

Аллах любит прощать и умеет прощать красиво, и даже когда наказание за некоторые грехи становится неотвратимым и необходимым, Он прощает многое. Как сказано в Коране: «Любая беда постигает вас только за то, что вы приобрели, а многое Он прощает» (сура 42 «Совет», аят 30). Поэтому, когда мать верующих Аиша спросила Пророка, мир ему и благословение Аллаха, как ей лучше молиться в Ночь аль-кадра, он велел ей говорить: اللّهُمَّ إِنَّكَ عَفُوٌّ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي «Аллахумма, Ты — Прощающий и любишь прощать. Так прости же мне» [Ахмад 25536, Насаи 10642, Тирмизи 3513, Ибн Маджа 3850], то есть не наказывай меня и сотри записи о моих грехах из моей книги.

Аллах стирает грехи, когда человек принимает ислам, и когда он приносит покаяние, и когда он совершает благодеяния, и когда за него молятся другие верующие и ангелы, и когда с ним случаются беды и болезни. Всевышний сказал: «Совершай молитву в конце двух частей дня и в некоторые часы ночи. Поистине, добрые деяния удаляют прегрешения» (сура 11 «Худ», аят 114). А Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Разве ты не знаешь, что обращение в ислам уничтожает то, что было прежде, и что хиджра уничтожает то, что было прежде, и что хадж уничтожает то, что было прежде?» [Муслим 121]. Он также сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то усталость, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь, даже если он уколется колючкой, Аллах обязательно очистит его от каких-нибудь из его грехов» [Бухари 5642, Муслим 2573].

Прощая грехи Своим рабам, Аллах стирает их из книг ангелов и заставляет другие творения забыть о них, чтобы те, кому Он простил, не испытывали стыда за злодеяния, в которых они покаялись. Об этом сказал Всевышний: «Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него — подлинная Книга» (сура 13 «Гром», аят 39). Саид ибн Джубайр сказал: «Аллах стирает то, что пожелает, то есть прощает грехи Своим рабам, и оставляет без прощения то, что пожелает». Икрима сказал: «Аллах стирает то, что пожелает, то есть грехи тех, которые покаялись, и заменяет их праведными делами» [Багави [1]/679]. Правомочность такого толкования подтверждают многие комментаторы [Табари 13/569, Байдави 3/190, Куртуби 12/92].

Всевышний сказал: «…кроме тех, которые покаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ведь Аллах — Прощающий, Милующий» (сура 25 «Различение», аят 70). Аль-Байдави пишет: «Это значит, что предыдущие грехи стираются покаянием и вместо них записываются благодеяния, которые человек совершит впоследствии. Или же место склонности к ослушанию в его душе занимает способность совершать благодеяния. Есть мнение, что покаявшемуся облегчается совершение дел, противоположных тому, что он совершал, или что вместо наказания за каждое из прежних деяний ему записывается награда» [Байдави 4/131].

Это подтверждается хадисом о последнем человеке, который выйдет из Ада и попадёт в Рай. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассказывал, что в день воскрешения ему предъявят его маленькие грехи и скажут: «В такой-то день ты совершил то-то, а в такой-то день ты совершил то-то и то-то». Он признается во всём и не сможет отрицать этого, страшась того, что сейчас ему предъявят его большие грехи. А потом ему скажут: «За каждый совершённый тобой грех ты получишь одно благодеяние». И тогда он скажет: «Господи, я совершил и другие вещи, которых я не вижу здесь!» [Муслим 190].