Ар-Рахим (Милующий) — это Тот, Кто проявляет милость по отношению к Своим творениям. Если имя Ар-Рахман указывает на то, что Аллаху присуща милость, то Ар-Рахим — это атрибут действия. Оба эти имени близки по значению, и знатоки арабского языка затруднялись провести однозначную грань между их оттенками.

Одни говорили, что Ар-Рахман оказывает милость по отношению к людям и другим творениям в этом мире, а Ар-Рахим милует верующих в жизни вечной. Другие говорили, что Ар-Рахман проявляет милость ко всем творениям, а Ар-Рахим проявляет особую милость к верующим в этой жизни, ведя их путями мира и благополучия, и в будущей жизни, когда введёт их в Райские сады.

Также говорили, что Аллах проявляет себя этими двумя именами и в этом мире, и в мире вечном. В одной из мольб Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказано: رَحمنَ الدنيا والآخِرة ورحيمَهما «Ты — Милостивый в этом мире и в будущей жизни, и Ты — Милующий в этом мире и в будущей жизни» [Сахих ат-таргиб 1821].

Аллах любит проявлять милость к творениям и любит, когда Его просят по любому поводу, большому и маленькому, важному и простому. Нет такого дела, которое человек способен решить самостоятельно, если на то не будет воли Всевышнего или если Он не окажет ему помощь. Абдаллах ибн аль-Мубарак сказал: «Ар-Рахман — Тот, Кто одаряет, когда Его просят, а Ар-Рахим — Тот, Кто гневается, когда Его не просят» [Тафсир аль-Куртуби].

Как же можно не просить Аллаха о милости, если она превращает любую беду в приобретение, а без неё любое благо приносит печаль и разочарование? Самые большие трудности по милости Аллаха проходят быстро и заканчиваются радостью, и самые лёгкие дела без неё становятся мучительно трудными. Милость Аллаха украшает и бедность, и болезнь, и старость, и настоящая беда в том, что лишено Его милости.

Познавший Аллаха через этот Его атрибут ощущает Его милость даже тогда, когда другие теряют надежду на спасение. Ибрахим ощущал милость Аллаха, когда его соплеменники бросали его в огонь, и Юнус ощущал его милость, когда моряки бросили его в море, и Айюб тоже ощущал прикосновение Его милости, когда болезнь разъедала его тело. Никто из них не падал духом и не отчаивался, потому что «отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» (сура 12 «Юсуф», аят 87).

В отличие от имени Ар-Рахман, которое относится только к Аллаху, рахим можно сказать и о людях и других творениях. В Коране мы читаем о нашем Пророке, мир ему и благословение Аллаха: بِالْمُؤْمِنِينَ رَءُوفٌ رَّحِيمٌ «К верующим он сострадателен и милостив» (сура 9 «Покаяние», аят 128). Оба эпитета рауф и рахим относятся к прекрасным именам Аллаха, но их можно использовать и при описании людей, обладающих соответствующими качествами. А кто заслуживает такой характеристики больше, чем Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?

Он был добр к тем, кто поступал праведно, и был снисходителен к тем, кто оступался и грешил. Он не обременял людей непосильными велениями и всегда отдавал предпочтение тому, что проще и легче, если в этом не было греха. Своим прекрасным примером он побуждал верующих делать добро, проявлять терпение к невеждам и прощать обидчиков. И Всевышний Аллах сказал о нём: «Мы отправили тебя только как милость к мирам» (сура 21 «Пророки», аят 107), то есть ко всем творениям, даже к животным и растениям.

Поэтому ислам — это религия милости и милосердия. Ислам приносит мир и гармонию в жизнь каждого, кто уверовал в Аллаха и будущую жизнь, и провозглашает милосердие и справедливость основой человеческих взаимоотношений. И только тот, кто принимает эту милость Всевышнего и следует примеру Пророка милости, кто растёт в целомудрии и благочестии и открывает свою душу навстречу людям, только тот имеет основания надеяться на милость Аллаха. В одном из хадисов говорится: «Над теми, кто милостив, смилостивится Милостивый. Будьте милостивы к тем, кто на земле, и над вами смилуется Тот, Кто на небе» [Ахмад 6494, ат-Тирмизи 1924].