Ас-Сами (Слышащий) — это Тот, Кто слышит любые звуки на небесах и на земле, Кто различает голоса всех Своих творений и понимает сказанное ими на любом языке, Кто внимает их молитвам и отвечает на них. Глагол سَمِعَ означает ‘слышать’, ‘понимать’, ‘отвечать’, и все эти значения собраны в прекраснейшем имени Ас-Сами.
Божественный слух совершенный и не похож на слух творений, которые слышат только звуки в определённом диапазоне, воспринимаемом их органами слуха. Всевышний одинаково слышит то, что сказано громко, шёпотом или про себя, и то, что шумит в глубине океана, и то, что кипит внутри звёзд, и то, что шевелится в душах людей. В Коране сказано: «[Перед Ним] равны тот из вас, кто утаивает свои речи, и тот, кто произносит их вслух, и тот, кто прячется ночью, и открыто передвигающийся днём» (сура 13 «Гром», аят 10)
.
Прекраснейшее имя Ас-Сами встречается в более чем сорока аятах Корана, и чаще всего упоминается вместе с именем Аль-Алим. В десяти местах божественный слух упоминается вместе с атрибутом Аль-Басыр (Видящий), а в одном месте — с атрибутом Аль-Кариб (Близкий). Аллах присутствует в творении Своим знанием, слухом и зрением, и для Него не составляет труда слышать и различать мириады звуков. Он воспринимает любые колебания и изменения во Вселенной и знает обо всём, что движется или покоится, ибо Он есть причина всего и всё происходит только благодаря Ему. Он не может не слышать и не понимать того, что Он создаёт и причиной чего Он является.
Когда же Аллах слышит тех, кто призывает Его, Он отвечает на их мольбы. Потому что забота о творениях и удовлетворение их нужд — это одно из важнейших проявлений владычества и совершенства Господа. Потому что только благодаря Его заботе и милости существуют миры, и само их существование всецело зависит от Его воли и желания. Аллах милостив к Своим рабам и одаряет их бесчисленными благами даже тогда, когда они забывают о Нём. Если же они помнят о Нём и призывают Его, то Он всенепременно отвечает им. Не всегда так, как им хочется, но их обращения к Нему никогда не уходят в пустоту и не бывают напрасными. Всевышний сказал: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящего, когда он молится Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня» (сура 2 «Корова», аят 186)
.
То есть осознание близости Бога, Который знает твои самые сокровенные мысли и слышит тебя, приводит верующего к поклонению и повиновению Ему. И он начинает призывать Его часто и по самым разным поводам, не боясь отвлечь Его от других важных дел. Он благодарит Его за прожитый день и за оказанные ему милости, жалуется Ему на свою слабость и просит вдохновить его на покаяние и праведные дела. Он тихо разговаривает с Ним, делясь с Ним своими мыслями, планами, переживаниями, как люди обычно делятся со своими близкими. И он понимает, что Аллаху прекрасно известно обо всём, что таится в его сердце, но он уверовал в то, что Аллах слышит его, и он хочет говорить с Ним.
Так разговаривал с Богом пророк Муса, когда присел в тени рядом с колодцем в Мадиане и сказал: «Господи, я нуждаюсь в любом благе, которое Ты ниспошлёшь мне» (сура 28 «Рассказ», аят 24)
. Так жаловался Ему на свою беду пророк Якуб, когда лишился двух своих сыновей. «Он сказал: «Я жалуюсь на скорбь и печаль только Аллаху, и я знаю от Аллаха то, чего вы не знаете» (сура 12 «Юсуф», аят 86)
. Так говорил с Ним пророк Закарийя, когда испугался за будущее своего народа и сказал: «Господи, поистине, уже слабы мои кости, а голова моя пылает сединой. Раньше мои мольбы к Тебе, Господи, не приносили разочарования» (сура 19 «Марьям», аят 4)
.
Пророки и праведники всегда обращались к Аллаху прежде, чем хватались за другие причины. Потому что не было для них никого ближе, чем Аллах, и потому что они точно знали, что никто не услышит твой зов лучше, чем Аллах, и никто не позаботится о тебе лучше, чем Он. И если ты тоже знаешь это, то ответь на призыв твоего Господа и приди к Нему такой, какой ты есть. Доверься Ему, и Он очистит твоё сердце и исправит твои дела. Поистине, Он — Слышащий, Близкий.