Аль-Куддус (Святой) — это Тот, Кому нет равных и подобных в Его совершенстве, Кто лишён любых пороков и недостатков и благодаря этому заслуживает почитания и величания. Арабское слово قَدَاسَةٌ «святость» несет в себе значения «чистота», «величие», «благодать».
В Коране сообщается, что ангелы сказали Аллаху: «…мы прославляем Тебя хвалой и славим Твоё совершенство (нукаддису ля-ка)» (сура 2 «Корова», аят 30)
. Это значит, что они славят Аллаха, подчеркивая Его святость и совершенство. Согласно другому толкованию, слова ангелов وَنُقَدِّسُ لَكَ означают, что они очищают себя для Аллаха и целиком посвящают себя поклонению Ему, чтобы быть достойными близости к Нему.
Познавший Аллаха через этот Его атрибут поступает так же. Он очищает своё сердце от дурных мыслей и намерений, очищает свои уста от лживых и бесполезных речей, очищает свои глаза, уши, руки и остальные органы от всего греховного, что противно Всевышнему и что отдаляет от Него. Он много величает Аллаха, благодарит Его за бесчисленные блага, которыми нас одаряет только Он, и размышляет над Его совершенными качествами, через которые Аллах являет Себя творениям.
Все имена и качества Аллаха прекрасны, совершенны, идеальны. В своём совершенстве они достигли предела, за которым нет ничего, кроме Аллаха. И все деяния Его совершенны и безупречны, и все веления Его исполнены мудрости и милости. Только по Его воле в этом мире случается всё хорошее и прекрасное, и только по Его воле молитвы и зикры очищают сердца, как дыхание очищает кровь.
В Коране имя Аль-Куддус дважды упоминается вместе с именем Аль-Малик, и в этом соединении одно совершенство накладывается на другое. Сияние одного божественного имени усиливается сиянием другого, и в этом соединении сердца, обладающие зрением и способные размышлять, обнаруживают новый божественный свет. Его веления безупречны, и Его качества и деяния царственны. Он ничего не совершает ради потехи и не ущемляет Своих рабов. Ничто в Его владениях не происходит без Его ведома и вопреки Его воле, даже если мы не в состоянии понять Его мудрости.
Прекрасные значения имени Аль-Куддус умещаются в словах سُبْحَانَ اللهِ — субхана-Ллах. Масдар субхана используется только применительно к Аллаху и указывает на Его бесконечное совершенство. Славя Аллаха этими словами, мы подчёркиваем безупречность всех Его атрибутов и оберегаем сердце от любых неподобающих мыслей об Аллахе. Лучшая награда за это — правильное знание о нашем Господе, которое рождает любовь к Нему, удерживает от скверных деяний и дарит ощущение радости и чистоты.
Субхана-Ллах — это не только прославление Аллаха, но и могучая мольба. Прославляя совершенство нашего Господа, мы признаём свою бесконечную зависимость от Него и молим Его не предоставлять нас самим себе даже на мгновение ока. Славя милость Аллаха, мы просим Его окружить нас милостью и наполнить наши сердца милосердием. Славя Его богатство, мы просим Его одарить нас благами и избавить нас от нужды в ком-либо, кроме Него. Славя Его могущество, мы ищем у Него спасение от всех бед и защиты от произвола тиранов и несправедливости грешников.
Повеление славить Аллаха словами субхана-Ллах часто повторяется в Коране, и в одних случаях оно сочетается с утверждением единобожия, в других — с восхвалением Аллаха, в третьих — с мольбой о прощении. Всевышний сказал: «Ангелы прославляют хвалой своего Господа и просят прощения для тех, кто на земле» (сура 42 «Совет», аят 5)
; «…и проси прощения за свой грех, и прославляй хвалой твоего Господа после полудня и утром» (сура 40 «Прощающий», аят 55)
.
Поэтому наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, часто славил Господа и просил у Него прощения за себя и за верующих как во время ритуальных молитв, так и в остальное время. И в этом прекрасный пример для каждого, кто проникся божественным именем Аль-Куддус, полюбил его звучание и его смыслы и желает украсить ими свои мысли, свой нрав и свои деяния.