При жизни Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, во внутренней Аравии имели хождение монеты, которые чеканились в соседних государствах. Золотой монетой Византийской империи был солид, весивший 4,55 г. Также в обращении были медные фоллисы и серебряные милиарисии. В Сасанидском Иране чеканились серебряные драхмы и реже — золотые и бронзовые монеты. Арабы называли золотые монеты динарами, серебряные — дирхемами, а медные — фалсами, и первые два названия встречаются в Коране.

Cлово динар произошло от названия серебряной монеты Римской республики — денария или динария, который равнялся десяти медным ассам (лат. denarius — состоящий из десяти). Длительное время денарий имел хождение во всём Средиземноморье, но ко времени возникновения ислама исчез из обращения, хотя само слово продолжали использовать не только в Риме, но и далеко за его пределами.

В исламскую эпоху чеканка золотых монет началась после того, как арабы получили доступ к золотым приискам в Верхнем Ниле. Первые экспериментальные монеты появились в период правления Абд-аль-Малика ибн Марвана, но уже в 77/696 году они были заменены официальным золотым динаром, который весил ровно один мискаль (4,25 г). Поле аверса было занято надписью: «Нет божества, кроме Аллаха, Единственного, у которого нет сотоварища», а круговая легенда содержала фразу: «Мухаммад — посланник Аллаха, который отправил его с верным руководством и истинной религией, чтобы она превзошла остальные религии». Поле реверса содержало кораническую цитату: «Аллах един, Аллах самодовлеющ, не родил и не был рожден».

В тот же период в Северной Африке начали чеканить золотые монеты по образцу византийского солида, но с шахадой на латыни и без креста на реверсе, и только к началу второго века от Хиджры они были приведены к единому стандарту, хотя надписи на них по-прежнему несколько различались. К концу Омейядского периода в поле реверса стали помещать вторую часть шахады, а по кругу вписывали имя правителя. Также чеканились золотые монеты весом 1/2 и 1/3 мискаля.

При Аббасидах этот формуляр изменился: на аверсе появилась вторая круговая легенда «Аллаху принадлежит власть и раньше, и позже, а в тот день верующие возрадуются помощи Аллаха», а в поле реверса над второй частью шахады была вписана фраза «Принадлежит Аллаху», а под ней — имя халифа, принятое им при восшествии на престол.

При Саманидах после имени халифа стали упоминать саманидского эмира, а при Газневидах имя халифа переместилось с реверса на аверс. К середине XII века у Сельджукидов и Караханидов сложилась новая традиция: на аверсе обе части шахады, имя халифа и выпускные сведения, а на реверсе имя правителя, а вокруг него кораническая цитата или продолжение титулов правителя. Изображать правителей или живые существа на золотых монетах было непринято, хотя зооморфные изображения иногда встречались на дирхемах и фаласах.

В наши дни динарами называются национальные валюты в Алжире, Бахрейне, Ираке, Иордании, Кувейте, Ливии, Сербии, Северной Македонии, Тунисе, а в Иране динар является разменной монетой. Динары выпускаются в монетах и банкнотах. Монеты чеканятся в основном из бронзы, меди, никеля, латуни, стали, редко из золота. Изображают на них пальмы или гербы государств, а также указывают год чеканки по григорианскому календарю и по хиджре.

Банкноты разных цветов содержат порой неожиданные изображения, такие как слепой ткач за работой (лицевая сторона банкноты номиналом ½ динара в Бахрейне) или ловец жемчуга (оборотная сторона банкноты номиналом в 20 динаров в Кувейте). Традиционно на бумажных динарах изображаются мосты, монументы, башни, ворота, крепости, мечети и медресе, минареты, дворцы, корабли, а также портреты шейхов, эмиров, ученых. На некоторых банкнотах можно увидеть сцены изучения Корана и воинов на слонах или лошадях.