24 шабана 137 года от Хиджры (12 (16) февраля 755) по приказу халифа аль-Мансура был убит один из вождей антиомейядского восстания Абу Муслим аль-Хорасани. В эпосах и сказаниях народов Ирана, Узбекистана, Туркменистана и Дагестана Абу Муслим представляется как непримиримый борец с несправедливостью и произволом. Вместе с тем многие рассказы о нем содержат мифологические сюжеты и не отличаются исторической достоверностью, что хорошо видно из дастана "Абу Муслим-наме" Абу Тахира ат-Тартуси. Исторический роман "Абу Муслим аль-Хорасани" считается одним из лучших произведений арабского писателя Джирджи Зейдана (ум. 1914). Деятельность Абу Муслима описана и в романе российского писателя Мастера Чэня «Любимый ястреб дома Аббасов».
Хорасанское восстание 747-750 гг. сумело объединить всех недовольных правлением Омейядов и завершилось свержением и почти полным истреблением первой царственной династии в истории ислама. Новым халифом был провозглашен Абу аль-Аббас Абдуллах ибн Мухаммад, потомок аль-Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, дяди пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Это было неожиданностью для многих шиитов, поскольку потомки Али ибн Абу Талиба пользовались большей поддержкой среди жителей Ирака и Хорасана. Понимая это, эмиссары Аббасидов до последнего момента не разглашали имя "богоугодного" имама, пополняя свои ряды сторонниками Алидов. Однако в решающий момент, когда нужно было выставить своего претендента на власть, разногласия между Алидами не позволили им открыто соперничать с Аббасидами, которые к тому времени обрели реальную силу.
Между тем Аббасиды обосновывали свои претензии завещанием, которое Абу Хашим Абдуллах ибн Мухаммад ибн аль-Ханафия (внук Али ибн Абу Талиба) якобы оставил Мухаммаду ибн Али (внуку Абдуллаха ибн Аббаса). Согласно официальной версии, Абу Хашим не имел детей и перед смертью доверил имена своих верных соратников Мухаммаду ибн Али, завещав ему продолжить борьбу за восстановление прав рода Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Согласно источникам, Абу Хашим действительно возглавлял самую многочисленную и хорошо организованную группировку Алидов, представители которой после его смерти стали сотрудничать с эмиссарами Аббасидов. Однако это не позволяет нам однозначно судить о достоверности того завещания, поскольку сама история могла быть выдумана Аббасидами для оправдания своих действий и вербовки сторонников Алидов. Так или иначе, но Мухаммад ибн Али дожил до семидесяти лет и сумел организовать тайный призыв, продумав методы антиомейядской пропаганды и надежную систему взаимодействия с эмиссарами. После его смерти в 743 году лидером движения стал его сын Ибрахим, который воспользовался ослаблением центральной власти и в мае 747 года приказал своим сторонникам начать открытое восстание.
Своим успехом восстание во многом было обязано Абу Муслиму Абд ар-Рахману ибн Муслиму, который стал одним из ближайших доверенных людей Ибрахима ибн Мухаммада. Обладая талантом прозорливого политика, Абу Муслим захватил Мерв и отправил армии повстанцев на завоевание Хорасана и Ирака. После захвата Нишапура он перенес туда свою резиденцию и остался наместником в Хорасане. Поскольку власть Омейядов опиралась исключительно на арабские племена, между которыми существовали серьезные разногласия, повстанцы сумели сломить сопротивление правительственных войск. Однако скрыть связь между Абу Муслимом и Ибрахимом не удалось, и последний был схвачен, а позднее казнен по приказу халифа Марвана ибн Мухаммада. Его братья Абу аль-Аббас Абдуллах и Абу Джафар Абдуллах бежали в Куфу, где Абу аль-Аббас и был провозглашен халифом в ноябре 749 года. Примечательно, что Абу Джафар был старше своего брата, но его матерью была невольница-берберка, и поэтому преемником Ибрахима был назначен Абу аль-Аббас, чья мать была свободной женщиной. Решающее сражение между войсками Омейядов и сторонниками Аббасидов состоялось на ребе Большой Заб в январе 750 года. Одержав убедительную победу, повстанцы продолжили наступление на Сирию, жестоко расправляясь с теми, кто поддерживал Омейядов или хотя бы колебался.
После утверждения власти Аббасидов Абу Муслим остался править в Хорасане, где теперь ему предстояло успокоить народные волнения и установить порядок. В источниках, в частности в трактате «Украшение известий» Абу Саида Гардизи, сообщается, что в тот период в Хорасане появился перс Бихаферид ибн Махферведин, который проповедовал среди зороастрийцев и домогался быть их пророком. Он установил семь обязательных молитв солнцу, запретил есть мертвечину, разрешил браки с матерью, сестрой и дочерьми сестер и братьев. Его призыв беспокоил магов, и когда те пожаловались Абу Муслиму, тот приказал перебить его сторонников, а самого Бихаферида повесить.
После этого в Бухаре вспыхнуло восстание Шарика ибн Шейха аль-Махри, который призывал к восстановлению попранных прав Алидов и сумел объединить свыше 30 тысяч сторонников. На подавление этого восстания Абу Муслим отправил армию под командованием Зияду ибн Салиха, который в течение трех дней сжег и разрушил город. В июле 751 года все тот же Зияд ибн Салих в Таласской долине (современная Киргизия) нанес поражение армии китайской династии Тан, тем самым остановив расширение Танской империи на запад. Успехи Абу Муслима, который становился все более самостоятельным, вызывали зависть и беспокойство в окружении халифа, но тот был весьма благосклонен к нему. Когда же Абу Муслим по дороге в хадж предстал перед халифом, ему был оказан прекрасный прием, и Абу аль-Аббас говорил с ним очень ласково. Ситуация изменилась в 754 году после смерти халифа и воцарения его брата Абу Джафара аль-Мансура. Если верить источникам, то Абу Муслим сам дал повод для этого, так как из уст его исходили разные речи, которые были доведены до слуха аль-Мансура. Вот что пишет об этом Абу Саид Гардизи: "По возвращении Абу Муслима из хаджа ему рассказали, что в Хире есть двухсотлетний христианин, он все знает. Абу Муслим призвал его к себе. Когда старец повидал Абу Муслима, он сказал: «Ты совершил [все] в должной мере, полную оказал заботливость и довел ее до предела. Ты сам себя сжег, дело свое рассыпал и узрел воочию свою смертную казнь». Абу Муслим опечалился. Потом старец сказал ему: «Не от совершенного благоразумия приходит порча, не от верного суждения, не от полезного мероприятия и не от острого меча, а [от того, что] никто не достигает всех заветных желаний, разве только ему поможет судьба; но какая-то часть желаемого не достижима». Абу Муслим спросил его: «Как ты полагаешь, до чего дойдет дело?» Старец ответил: «Коль скоро два халифа согласились на одном деле, то дело исполнится. Предопределение принадлежит тому человеку, через которого расположение превращается в ложное. Если ты уйдешь в Хорасан, то останешься здрав и невредим». Абу Муслим хотел вернуться [в Хорасан, но] аль-Мансур прислал людей: приезжай, мол, поскорей. Пришла судьба. Абу Муслима покинула прозорливость. Он спросил кого-то: «Что скажешь, что со мной будет?» [Тот] ответил: «Обойдутся милостиво. Воздаянием за то, что ты для них сделал, может быть только добро». «Я думаю иначе»,— промолвил Абу Муслим".
Несмотря на опасения, Абу Муслим предстал перед аль-Мансуром, который припомнил ему дерзкие высказывания в свой адрес. Абу Муслим пытался оправдаться и перечислял свои заслуги, но аль-Мансур сказал: «Ты все это делал не из приязни к нам; это было небесное деяние и божественная помощь в поддержку нашей династии». Потом приближенные халифа зарубили Абу Муслима, а его голову отправили в Хорасан, чтобы ее возили по всей провинции. Охрана хорасанского наместника подняла шум, но быстро успокоилась после того, как воинам было выдано годичное жалованье.
Тем не менее убийство Абу Муслима вызвало недовольство многих его сторонников, среди которых были и малограмотные люди, верившие в его богоизбранность и даже божественность. Не случайно Хишам ибн Хаким, больше известный как аль-Муканна аль-Хорасани, организовавший восстание против Аббасидов, заявлял о том, что вслед за пророками, Али ибн Абу Талибом и Мухаммадом ибн аль-Ханафией именно Абу Муслим был воплощением Бога, а после его смерти божественный дух вселился в него самого. Другой соратник Абу Муслима, персидский проповедник Синдбад аль-Маджуси, пытавшийся примирить ислам с зороастризмом, распространял слухи о том, что когда аль-Мансур решил убить Абу Муслима, тот прочел величайшее из имен Аллаха и превратился в голубя, а сейчас находится вместе с Маздаком и аль-Махди. Согласно некоторым историкам, предводитель восстания хуррамитов Бабек тоже заявлял о своем родстве с Абу Муслимом, склоняя на свою сторону доверчивых крестьян.
Сыграв ключевую роль в свержении Омейядов, Абу Муслим аль-Хорасани вошел в число немногих людей, повлиявших на судьбу всего исламского мира. Он был смуглым, невысокого роста, с широким лбом, отличался хладнокровием, молчаливостью и политической дальновидностью, прекрасно владел арабским и персидским языками. У него не было близких друзей, но вместе с тем он был щедр и вызывал благоговейный страх у подчиненных. За короткий период своего правления он убил столько людей, что некоторые историки сравнивают его с аль-Хаджжаджем ибн Юсуфом ас-Сакафи. Вместе с тем он внес немалый вклад в развитие и обустройство Хорасана. По его приказу были построены мечети в Мерве и Нишапуре. Абу Муслим был убит в возрасте 32 или 35 лет. Рассказывают, что он оставил после себя двух дочерей Фатиму и Асму, а его наследство состояло лишь из пяти невольниц.