Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
فإذا سَأَلْتُمُ اللَّهَ فاسْأَلُوهُ الفِرْدَوْسَ
«Если станете просить Аллаха, то просите у Него Фирдаус» [аль-Бухари 2790].
Удивительный хадис... Удивительный из-за заключённого в нём глубочайшего смысла.
Фирдаус, как мы знаем, это наивысшая и наилучшая часть Рая. Часть уникальная, особенная. А значит, и предназначен он для самых-самых, для избранных, для лучших из лучших. И несмотря на это всем нам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велит в этом хадисе просить у Аллаха не просто Рая, в котором, как известно, есть и чуть менее прекрасные области и части, а именно Фирдауса — той самой наилучшей части райских садов.
На первый взгляд, это немного странно. Ведь очевидно, что большинству из нас, простых средних мусульман с весьма средней активностью в поклонении Всевышнему и совершении благих дел, очень далеко до Фирдауса, — попасть бы уж куда-нибудь, пусть в самую скромную, самую низшую часть Рая, и это будет предел наших мечтаний и самое удачное завершение земной жизни, которое только можно представить, самый благой исход, о котором только можно мечтать...
Как часто мы задумываемся о своих делах, о своих грехах, о своих многочисленных упущениях, и со вздохом говорим себе: «Я? В Фирдаус? С моим положением, с моими почти незаметными достоинствами и скудными благими делами? Несбыточная мечта...»
Но если задуматься и присмотреться, то из этого хадиса можно извлечь поистине замечательный урок. Конечно, мы стараемся снискать довольство Всевышнего и заработать Его Рай своими делами. Мы трудимся для этого, усердствуем, боремся для этого с собственной ленью, нафсом, шайтаном. Но ведь нам дано ещё одно поистине замечательное, лёгкое и притом очень действенное средство — мольба.
Своими деяниями мы силимся залезть на некую заоблачную вершину — и не можем. При этом Милостивый Господь помогает нам, посылая нам испытания, терпеливое перенесение которых позволяет нам подняться ещё на несколько ступеней. А дуа — это тот самый трамплин, который помогает нам прыгнуть ещё выше, даже туда, куда мы вовсе не ожидали допрыгнуть.
Следуя этому хадису, мы открываем для себя новые возможности. Мы как будто говорим Всевышнему: «Я знаю, что я не заслужил, знаю, что я не достоин, знаю, что я слаб и грешен... Но ведь Ты — Милостивый и Милующий, Всемогущий и Великий, Щедрый и Одаряющий милостями и благами, Ты можешь всё и даруешь кому пожелаешь без счёта и каких-либо ограничений, и то, что у Тебя, не заканчивается и не иссякает, и Ты прощаешь нас, грешных и несовершенных, раз за разом, — а значит, можно надеяться, можно мечтать, можно просить, тем более, Сам Ты нас к этому поощряешь и любишь тех, кто молит Тебя, молит даже о том, чего не заслужил своими скромными стараниями и усилиями...»
А значит, можно и нужно просить, ведь Господь наш гневается не когда мы взываем к Нему денно и нощно, а как раз когда мы молчим и ни о чём Его не просим. Можно просить о малом и незначительном. Можно просить о большом и жизненно важном. Обо всём. И даже о высочайшем Фирдаусе.