Один из постулатов теории Проектов гласит, что ничего действительно нового люди, как разумные существа, изобрести не могут. Весь объём знаний, потребный для проживания в этом мире, дан человечеству изначально. Все же «открытия» и «изобретения», не говоря уже о продуктах «творческого» труда, есть перепевы чего-либо уже известного на новый лад либо восстановление знания, утерянного ранее. Как говорится, всё новое есть хорошо забытое старое. Большее, на что способна человеческая мысль, – это рационализаторство, то есть прикладное использование имеющихся знаний, исходя из существующего уровня технического, общественного и ментального развития человечества.

То есть я утверждаю, что в любом «творении» человеческого разума есть основа и изначальный посыл, берущие своим истоком некие базовые вещи. Хрестоматийный пример – радар, «изобретением» которого так гордятся современные учёные и инженеры. При этом он используется летучими мышами от начала времен. То есть сама технология была известна изначально, люди лишь осмыслили её и воплотили в металле. И этот принцип действителен для всех сфер человеческого существования. В том числе и такой деликатной области, как «художественный вымысел».

Если присмотреться к состоянию современной масскультуры, то невооруженным глазом можно увидеть обилие ремейков. Повторы идут один за другим, и конца им не видно. Действительно оригинальных вещей в кинематографе, музыке, живописи и всех прочих «творческих» сферах крайне мало. То есть достаточно опытный человек сможет без труда найти образцы, по мотивам которых создавалось большинство художественных произведений.

Так, фильмы японского режиссера Акиры Куросавы послужили основой для множества других картин. Но значит ли это, что Куросава создал что-то по-настоящему новое? Конечно же, нет. Известно, что он вдохновлялся произведениями Шекспира и Достоевского. Многие его ленты суть простое переложение пьес Шекспира на кинематографический язык с переносом действия из Англии в Японию. Например, оскароносный «Ран» 1985 года был вольным пересказом «Короля Лира» и т. д. и т. п.

И Куросава здесь не одинок. Давайте рассмотрим ещё несколько примеров из кинематографа, например, архипопулярную сейчас тему «супергероев».

Колоссальное количество кино- и мультфильмов предлагают нам один и тот же незамысловатый сюжет. Вокруг него построены «Супермен», «Человек-паук», «Звёздные войны», «Бэтмен», «Шрек», «Железный человек», «Чёрная пантера», «Люди Икс», супергеройские вселенные Marvel и DC, «Трансформеры» и многие другие.

Общее же в них то, что главный герой – нечеловек (как вариант, не совсем человек), который помогает мало на что способным людям противостоять некоей опасности либо спасает мир в целом. При этом он обладает сверхъестественными способностями, чаще всего в силу самой своей нечеловечности. Реже герой становится «супером», используя уникальные технические штучки. Также в сюжете обязательно присутствуют и геройские помощники: обязательно разного рода ослы, странноватые волшебники и прочие чебурашки.

Хотя есть одно исключение. Случаются среди героев и нормальные, на первый взгляд, люди. Но при этом они совершают подвиги и творят чудеса, явно недоступные обычным людям. И это обязательно женщины. Симпатичные дамочки с хрупкими фигурками и суровыми улыбками сокрушают всех и вся, особенно здоровенных мужиков. Смотрите «Блейд 3», «Mortal Combat» или Лару Крофт какую-нибудь.

Но вернёмся к рассматриваемому сюжету. Так ли уж он нов? Если проанализировать его более тщательно, то обнаружится, что это всего лишь подвергнутые обработке древние мифы. В результате чего Персей, Гильгамеш и Георгий Победоносец стали Анакином Скайуокером, Шреком и Гарри Поттером. Вместо прежних «богов» и «полубогов» теперь задействованы огры, инопланетяне и мутанты. Такие вот метаморфозы.

И, несмотря на очевидную деградацию, большой разницы между отмеченными печатью «божественного» происхождения героями прошлого и современными мутантами и киборгами нет. Величественного Геракла с чудовищными Шреком и Халком роднит одно – внечеловеческое происхождение их силы и, как следствие, тотальное превосходство над обычными людьми.

То есть сегодня нам предлагают новую версию старой идеи тотальной зависимости человечества от благосклонности неких надчеловеческих сил. Только благодаря им у людей появляется шанс выжить в этом мире, переполненном опасностями и злонамеренной волей «чужих». При этом благородные и прекрасные герои, что олицетворяли собой эти самые «силы» ранее, сейчас успешно заменены на чудовищ и разнообразных монстров, которые, однако, вызывают у зрителя только положительные эмоции. «На лицо ужасные, добрые внутри» ©.

Кстати, этот процесс замены красоты на уродство присущ не только западному кинематографу. Советские «мастера искусств» тоже внесли свою лепту в общее дело. Один крокодил Гена со своим верным Чебурашкой чего стоит. Я уж не говорю про сонмище очаровательных «бегемотиков» в советских мультфильмах. А ведь в христианской традиции Бегемот – это имя одного из самых страшных демонов Ада. Да и реальные бегемоты убивают на порядок больше людей, чем, например, распиаренные акулы. Но советский человек рос с убеждением, что бегемота надо обязательно вытащить из болота. Теперь же люди ждут черепашек-ниндзя, что явятся из канализации. Ведомые крысой.

Итак, супергерои нашего времени продолжают миссию героев прошлого, оберегая повседневную жизнь людей. Но может не всё так плохо? Может быть, люди сами способны решать свою судьбу, не полагаясь на помощников из канализации?

С точки зрения идеологов современного мира, мысль, безусловно, крамольная. И чтобы никто не затеял вдруг спасать себя сам, нам показывают самые разные варианты краха подобных попыток. И успешнейший сериал «Ходячие мертвецы» тому яркий пример. На протяжении вот уже скоро девяти сезонов титанические усилия группы людей обустроить нормальную жизнь посреди зомби-апокалипсиса неизменно тщетны.

Начинается всё с того, что главный герой, провинциальный шериф Рик Граймс, впавший в кому после аварии, приходит в себя в совершенно другой реальности. Старый мир погиб, улицы заполнены толпами кровожадных зомби, судьба семьи неизвестна, что делать, как спасаться – совершенно непонятно. И бывший шериф пускается на поиски жены и сына. Найдя их, он пытается вернуть прошлое, но очень скоро выясняется, что дороги назад нет. Мир изменился навсегда, и немногим людям, избежавшим перерождения в зомби, остаётся лишь выживать. Что они и делают.

Снят сериал очень добротно. Ужасов особых нет, мультяшные зомби явно вторичны по отношению к переживаниям и взаимоотношениям внутри группы людей, оказавшихся посреди планетарного катаклизма.

И снова вопрос: есть ли тут что-то новое? Нет, тема очень старая и известная. Герой проходит инициацию смертью и воскресением, а затем спускается в ад. Для понимания всего фильма достаточно понять одну простую вещь. Всё дело в том, что ходячие мертвецы — это совсем не те антуражные чучела, что заполонили улицы заброшенных городов.

Бравый шериф с семейкой и другие персонажи из его компании — вот кто настоящие Ходячие Мертвецы™. Они и есть мертвые души, что бредут по адским закоулкам в окружении толпы бесов и мечтают вырваться. В смысле - воскреснуть. Таков ад в представлении современного языческого мира. И мечта о вечной жизни и власти непреходящей, этот извечный обман, ведёт их по этому аду. Но без помощи извне у них ничего не получается. И не может получится по определению.

Для таких случаев современная культура предлагает нам иной выход, иное решение. Образцово ярко это «иное» показано в культовом фильме «Ворон» с Брендоном Ли в главной роли. В своё время влияние его было столь велико, что он породил не только массу ремейков, но и целую молодежную субкультуру, движение так называемых «готов». Символизм «Ворона» можно разбирать долго, начиная непосредственно с названия. Но это не является целью данной статьи, и поэтому выделю лишь несколько моментов:

1. Убитый Эрик Дрейвен воскресает в виде новой нечеловеческой сущности.

2. Эрика возвращают, не спрашивая его желания.

3. Злодеев он наказывает с беспримерной жестокостью. Но фильм отстроен так грамотно, что эта жестокость вызывает одобрение.

4. Главный Злодей всем своим видом и поведением есть европейский аристократ, извращенным образом связанный с Востоком.

5. По отношению к месту события применяется эпитет «проклятый». И там всегда идёт дождь.

В сухом остатке получаем следующий сюжет: в Проклятом Городе всем заправляет Главный Злодей. Жизнь горожан бессмысленна и безрадостна. Заручившись помощью Хорошего Парня, ситуацию пытается изменить к лучшему Светоносная Женщина. Главному Злодею это не нравится, и он отправляет к ней Плохих Парней. Они убивают обоих. Зло торжествует. Однако Высшие Силы отправляют Хорошего Парня из царства мёртвых обратно в мир живых. Наделённый сверхъестественными способностями, он последовательно разбирается с Плохими Парнями. В конце концов Хороший Парень добирается до Главного Злодея и сражает его в поединке. После этого в Проклятом Городе происходят резкие перемены. Дождь заканчивается, солнце выходит из-за туч, мать возвращается к дочери, все бросают курить. Светоносная Женщина забирает Хорошего Парня к себе на небеса. Хэппи-энд.

И снова мы видим, что лишь вмешательство сверхъестественных сил может спасти человечество от прозябания во мраке. Лишь Избранный™, прошедший инициацию смертью и воскресением, может что-то изменить в этом мире. Только он способен победить Зло. Простые же люди могут лишь ждать, когда Дух Светлый, посланец Порядка, одержит победу и Ад превратится в Мир. Тогда грядут покой и благолепие.

Есть ли что-то новое в этом сюжете? Кроме электрогитары, на которой периодически поигрывает главный герой, совершенно ничего. «Ворон» — это классическая история мученической смерти Героя, нисхождения в Ад, победы над Стражем Его, спасения душ, томящихся в адских застенках и возвращения их к Жизни. Это история Спасителя, история Орфея, Митры, Одина, Саошьянта. Проклятый же Город — это третий круг Дантовского Ада, «где струится дождь».

Таким образом, во всех разбираемых сюжетах нам ясно дают понять, что главная задача нормального Homo Sapiens в той мясорубке, что по чьему-то злому умыслу или по недоразумению стала нашим домом — это банальное выживание. Люди должны жить, ждать и надеяться, что всё-таки придёт в последний момент долгожданный чудовищный Спаситель со товарищи. Иначе шансов нет.

Но кого нам предлагают дожидаться? Кто он, тот «герой», символом которого является Эрик Дрейвен и другие бесчисленные его ипостаси? История которого — это мучительный путь Смерти, Воскресения и Вознесения. Тот, кто, согласно древним легендам и современным фильмам, только и может спасти людей от ужасов сотворенного злым Демиургом неправедного мира.

ЭТО ИБЛИС. ЛЖЕЦ И ОТЕЦ ЛЖИ.