Все как один
15 апреля своей резолюцией Европейский парламент, "принимая во внимание" (в том числе) заявление и приветствуя послание от 12 апреля 2015 г. папы римского Франциска, призвал Турцию "признать геноцид армян и таким образом проложить путь для подлинного примирения между турецким и армянским народами" (1).
В принципе, в таком развитии ситуации нет ничего необычного, так как Европарламент еще в 1987 г. придал событиям 1915 г. в Османской империи характер геноцида против армян. Автор и не заострял бы внимания на этой теме, тем более что он подробно исследовал вышеупомянутые события столетней давности, если бы не спекуляции экспертов всех мастей, которые уверенно преподносят высказывание понтифика как признание геноцида 1915 года.
Так, в одной из программ "Радио Свобода" публицист Ашот Джазоян заявил, что первым преступлением "против человечества" папа назвал "геноцид армян, совершенный младотурками". Участвовавшая в передаче российская писательница, президент общественного Фонда «Холокост» Алла Гербер, ссылаясь на литургию, утверждала, что глава мировых католиков перечислил "три страшных геноцида в ХХ веке", а именно — геноцид армян, геноцид евреев и сталинские репрессии. В том же духе высказался и корреспондент "Радио Свобода" в Италии Джованни Бенси (2).
Кажется, что слова понтифика прозвучали ясно и недвусмысленно, но так ли это было на самом деле. В этой связи имеет смысл послушать самого папу Франциска и его заявление по поводу событий в Османской империи.
Что же сказал понтифик?
Официальная сеть Ватикана репортаж о папской литургии 12 апреля сопроводила следующей формулировкой: "Обращение папы Франциска к армянам верного обряда во время мессы на праздник Божьего Милосердия" (3). Под "верными обряду" подразумеваются, по всей видимости, армяне-католики.
"Радио Ватикана" высказалось несколько в ином разрезе: "На праздник Божьего Милосердия, во второе воскресенье Пасхи, папа Франциск провел торжественную мессу к столетию мученичества армян" (4).
Согласно первому источнику, понтифик отметил, что "и сегодня мы слышим глухой крик беззащитных братьев и сестер, подвергающихся публичным и беспощадным казням из-за их веры в Христа или этнической принадлежности". Охарактеризовав эти события как результат "коллективного безразличия", папа констатировал, что в прошлом веке человечество пережило "три крупные и беспрецедентные трагедии". Первая из них, которая "многими признается как первый геноцид ХХ века", коснулась "армян (первую христианскую нацию); а также сирийских католиков и православных, ассирийцев, халдеев, греков. Епископы, священники, религиозные деятели, женщины, мужчины, старики, даже беззащитные дети и немощные были убиты".
Согласимся, сказанное можно было бы оценить как признание событий того периода в качестве геноцида, если бы не важное обстоятельство. Дело в том, что в опубликованном тексте мессы фраза "первый геноцид ХХ века" взята в кавычки и приводится со ссылкой на совместную декларацию от 2001 г. папы Иоанна Павла II и католикоса всех армян Гарегина II (3).
В вышеназванном документе действительно отмечено, что в памяти современного поколения до сих живет факт "истребления полутора миллионов армян-христиан, обычно считающийся первым геноцидом ХХ века". Эти "напрасные жертвы" определены "мучениками во имя Христа", но события 1915 г. не названы геноцидом напрямую (5).
Таким образом, понтифик многозначно сослался на документ 2001 г., в котором нет прямого признания "геноцида армян", и не более того. Это отчетливо видно из распространённого "Радио Ватикана" официального перевода на английский язык послания римского папы Франциска "всем армянам". Понтифик использовал армянское выражение "мец егерн" (преподнесенное им как "великое зло"), придал событиям вековой давности характер межрелигиозного противостояния, но не охарактеризовал их как геноцид (6).
Примечательно, что папа Франциск пожелал установление мира и в Нагорном Карабахе, однако не обмолвился и словом о преступлениях, совершенных армянами в отношении мирного азербайджанского населения, ставшего жертвой поистине беспрецедентного и необъяснимого насилия. Более того, упомянув вслед за этим о мирном сосуществовании армян и турок на протяжении длительного периода, понтифик фактически связал нагорно-карабахский конфликт как бы с Арменией и Турцией, а не с Азербайджаном.
Было или нет?
В то же время ряд источников сообщают, что папа Франциск использовал определение "геноцид" в отношении событий в Османской империи до того, как он занял "святой престол", в его бытность архиепископом Буэнос-Айреса и примасом Аргентины. Марко Галло, профессор Папского католического университета Аргентины, откуда родом нынешний понтифик, ссылается на фрагмент из книги "На небесах и на земле", написанной им в соавторстве с аргентинским раввином Авраамом Скоркой в 2010 году: "Великие державы знали намного больше, чем сказали; они не говорили, что во время геноцида армян умыли руки. В то время Османская империя была сильна, а мир, переживавший войну с 1914 г., смотрел в другую сторону" (7).
Не имея под рукой оригинала, сложно сказать, идентична ли приведенная профессором цитата сказанному в книге. Вполне возможно, что нынешний глава Ватикана использовал термин "геноцид" на том этапе, тем более что Аргентина признала "геноцид армян" в 2007 году (8). Возможно также, что и в этом случае термин "геноцид" имел несколько иную тональность, поскольку отношение Марко Галло к обсуждаемой проблеме хорошо известно и он упомянул "геноцид армян" в названии одной из своих работ "La presencia de la Iglesia Armenia en Argentina entre los inmigrantes sobrevivientes al genocidio (1909 — 1938)".
Заключение
На фоне такого резонансного выступления римского папы заявления других мировых лидеров по поводу годовщины обсуждаемых событий в Османской империи остались совершенно незаметными. Очень обтекаемо высказался официальный представитель генерального секретаря ООН Стефан Дюжаррик, отметивший, что "воспоминание о трагических событиях 1915 года, а также продолжение сотрудничества с целью установления фактов вокруг того, что произошло, должно укрепить наше общее стремление предотвращать повторение подобных зверских преступлений в будущем" (9).
Председатель ПАСЕ Анн Брассер на брифинге в парламенте Армении, прошедшем 13 апреля, также ограничилась довольно витиеватой формулировкой, указав на необходимость извлекать уроки из прошлого. На "Наша обязанность, как сегодняшних политиков — предотвратить новые конфликты. В первую очередь, это означает память о прошлом. На нас лежит ответственность перед будущими поколениями по предупреждению подобных жестокостей", — сказала А. Брассер (10).
Не назвала обсуждаемые события "геноцидом" и официальный представитель Госдепартамента США Мари Харф, которая заявила, что "президент США и другие высокопоставленные представители администрации неоднократно признавали историческим фактом уничтожение 1,5 миллиона армян в последние дни Османской империи" (11).
Пожалуй, комментарии здесь излишни. Другое дело, что направленность папского послания вряд ли была случайной. В свете последних независимых (несанкционированных) шагов Анкары не исключено, что оно было адресовано турецкому руководству в еще большей степени, чем армянам всего мира. Тогда становится понятным решение понтифика посетить Армению не в текущем апреле, а на следующий год, о чем он "объявит, когда придет время" (12). И зависит это от того, как будет воспринято послание в Турции.
Примечания
1. Полный текст резолюции Европейского парламента по Геноциду армян
2. Геноцид: трудное признание…
3. Opening address of Pope Francis to the Armenian Rite faithful during the Mass on Divine Mercy Sunday
4. Pope focuses on Divine Mercy in Mass for Armenians
6. Message of Pope Francis to Armenians
7. Marco Gallo. Papa Francisco y la Shoa
8. Армяно-аргентинские двусторонние отношения
9. В ООН не спешат признавать геноцид армян и призывают установить факты
10. Глава ПАСЕ обошла в Ереване «острые углы» по геноциду
11. Госдеп США отказался признать геноцид армян в Турции в начале XX века
12. Папа Римский Франциск посетит Армению в 2016 г. — Святой Эчмиадзин