Между законоведами нет разногласий относительно того, что долги умершего следует вернуть до начала раздела имущества. В аятах о разделе имущества повторяется: «[Таков расчёт] после вычета по завещанию, которое вы завещали, или выплаты долга» (сура 4 «Женщины», аят 12)
. Как сообщил ‘Али ибн Абу Талиб, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел раздавать долги до исполнения завещания (ат-Тирмизи). После этого хадиса имам ат-Тирмизи (3/506) пишет: «По мнению всех улемов, долги нужно раздать до исполнения завещания». Таким образом, после смерти мусульманина из его имущества сначала вычитаются расходы на погребение, затем долги, затем расходы согласно завещанию, а затем оставшееся имущество делится между наследниками в соответствии с нормами Шариата.
Поэтому нет сомнения в том, что долги необходимо вернуть, даже если для этого придётся продать дом или какое-либо другое имущество. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если тот, чья душа покинула тело, свободен от этих трёх вещей, то он войдет в рай: от высокомерия, присваивания трофеев и долга» (Ибн Маджа). А в другом хадисе сказано: «Душа верующего привязана к его долгу до тех пор, пока долг не вернут за него» (ат-Тирмизи). Смысл этих слов имам Ас-Суюти объяснял тем, что такой душе не будет позволено попасть в положенное ей почётное место. Аль-‘Ираки же считал, что ей не будет вынесено решение о спасении или гибели до тех пор, пока не будет рассмотрен вопрос о возвращении долга. [Аль-Мубаракфури, Мухаммад ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Абд ар-Рахим. Тухфа аль-ахвази. Т. 4. С. 164.]
Это не касается мусульманина, который искренне желал вернуть долг, но не смог сделать это при жизни и не оставил имущества после смерти, а наследники отказываются погасить за него долг. Аль-Мубаракфури (4/164-165) пишет: «Что же касается того, кто умер и не оставил после себя имущества, но имел твёрдое намерение вернуть долг, то есть хадисы о том, что Всевышний Аллах погасит долг за него. Более того, известно, что одно только желание должника погасить долг становится причиной того, что Пречистый Аллах берёт на себя его погашение, даже если у него было имущество, но никто из наследников не выплатил его долги. Ат-Табарани передал со слов Абу Умамы, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто взял взаймы, намереваясь в душе вернуть долг, но скончался, того Аллах простит и удовлетворит его заимодавца тем, чем пожелает. Тот же, кто взял взаймы, не намереваясь в душе вернуть долг, и скончался, у того Аллах в День воскресения отберет [долг] в пользу его заимодавца». Он же передал со слов Ибн ‘Умара, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Долги бывают двух видов [в зависимости от должников]. Тот, кто скончался, имея намерение вернуть долг, за того я поручусь. Тот же, кто скончался, не имея намерения вернуть долг, то его долг будет возвращен из его праведных деяний, так как в тот день не будет ни динаров, ни дирхемов».
Таким образом, если у человека имеется имущество, то его долг должен быть погашен из него до того, как имущество будет разделено между наследниками. И в этом нет разногласий среди богословов, как уже было сказано выше. Однако богословы разошлись во мнениях относительно отсроченного долга.
По мнению большинства, в том числе ханафитов, маликитов и шафиитов, время возвращения долга наступает сразу после смерти человека, даже если оговоренное время его погашения ещё не наступило. Они основывались на аятах и хадисах, некоторые из которых приведены выше, о том, что следует вернуть долги до раздела имущества. Ведь это чужое имущество, которое уже не находится в распоряжении умершего, потому что он уже ничем не распоряжается, или в распоряжении его наследников, потому что они не брали на себя ответственности за него и хозяин имущества не передавал его им. [Ибн Хазм, ‘Али ибн Ахмад. Аль-Мухалля би-ль-асар. Т. 6. С. 358; Ибн Рушд, Мухаммад ибн Ахмад. Бидая аль-муджтахид. Т. 4. С. 69.]
По мнению некоторых ханбалитов, время погашения долга не наступает сразу после смерти должника, потому что смерть не отменяет обязательства людей, а лишь обозначает переход их от умершего к его наследникам. [Ибн Кудама, ‘Абдаллах ибн Ахмад аль-Макдиси. Мугни. Мактаба аль-кахира, 1388/1968. Т. 4. С. 327.] Поэтому кредитор не должен требовать от наследников немедленного возвращения долга, пока не наступило время его погашения, а наследникам полагается поскорее вернуть его, чтобы освободить от ответственности умершего. Второе мнение представляется более сильным, но безопаснее не откладывать погашение долга, так как это вредит покойному, о чём было сказано выше.
Возвращаясь к вопросу о том, что делать наследникам, которые могут остаться без жилья в случае погашения долга, то они могут договорится с заимодавцами об отсрочке долга или его погашении частями, и если те, приняв во внимание положение наследников, согласятся, то это будет хорошим и богоугодным деянием. Всевышний сказал: «Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится. Но дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы только знали!» (сура 2 «Корова», аят 280)
. Под милостыней здесь подразумевается прощение долга. [Ибн Касир. Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азим. Т. 1. С. 554.]
Поэтому, если кредитор имеет возможность простить долг умершего полностью или частично, то оказать ему такую милость для него намного лучше, чем требовать полной выплаты долга, особенно если наследники не в состоянии выплатить долг или в состоянии, но могут попасть из-за этого в затруднительное положение. Если же простить долг не представляется возможным, то желательно хотя бы дать отсрочку его наследникам.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Того, кто даст отсрочку должнику, находящемуся в трудном положении, или простит ему долг, Аллах введёт в Свою тень [в день воскресения]» (Муслим). В другом хадисе сообщается, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто даст отсрочку должнику, находящемуся в трудном положении, получит за каждый [отсроченный] день награду за милостыню». Потом он сказал: «Тот, кто даст отсрочку должнику, находящемуся в трудном положении, получит за каждый [отсроченный] день двойную награду за милостыню». Бурайда спросил его о смысле этого, и он сказал: «Он будет получать награду за милостыню за каждый день до того момента, как придет время погашения долга. Когда же придёт время погашения долга, он будет получать двойное вознаграждение за каждый отсроченный день» (Ахмад).
Если же заимодавец не соглашается отсрочить погашение долга, то следует продать дом и вернуть его долг, как уже было сказано выше. А Аллах знает лучше.