Закят — один из пяти столпов нашей религии и её неотъемлемая часть. Но как-то так получилось, что мы не уделяем ему достаточно внимания. Известно ведь, что многие из тех, кто относит себя к мусульманам, закят не выплачивают. И от этого грустно и больно. Конечно, то же самое можно сказать и про намаз, и про пост. Так было всегда и, наверное, ситуация вряд ли кардинально изменится в ближайшее время. Вот только закят имеет одно серьёзное отличие от намаза и поста. Оставляя намаз и пост, мы ставим под угрозу своё преуспеяние в вечности и наносим вред самим себе. Отказываясь выплачивать закят, мы ещё и ущемляем права других людей и вредим им.
Ведь, если поразмышлять, закят — это такой уникальный, тщательно продуманный и великолепно отлаженный механизм, который призван не оставить на земле ни одного нуждающегося мусульманина. Пока в мире есть состоятельные мусульмане, остальные имеют полное право не жить за чертой бедности, не бороться каждый день за выживание, не добывать с огромным трудом каждый кусок хлеба.
Это в идеале. Так должно быть. Но на деле ситуация иная. И снова приходит в голову мысль: что бы было, если бы все мусульмане на земле, на которых это предписание распространяется, выплачивали закят?
Особенно сейчас, когда из-за карантина закрыты многие границы и столько мусульман оказались в тяжёлом положении из-за того, что лишены возможности работать и при этом ещё и не могут вернуться на родину, где их ждут и где их поддержали бы…
Вот почему порой так отчаянно хочется не забывать и заодно донести до мусульман эту простую — и страшную в свой простоте истину: сегодня кто-то умер от голода или тяжёлой болезни, кто-то, кто исповедовал ту же религию, что и мы, и эту смерть можно было бы предотвратить, если бы больше мусульман выплачивали закят. Потому что в нашем мире действуют законы физики и биологии, которые никто не отменял. Чтобы спасти человека от голода, требуется пища, чтобы спасти его от жажды, требуется питьевая вода, чтобы спасти его от холода, требуется тёплая одежда, чтобы спасти тяжелобольного, требуются лекарства — порой весьма дорогостоящие.
Да, нет ничего приятного в том, чтобы смотреть на ужасающие фотографии скелетоподобных голодающих детей Африки. Или лагерей беженцев, живущих в условиях полной антисанитарии и погибающих от холода. Или жестоко притесняемых мусульман Палестины, Мьянмы и Китая. Тем более что мы их не знаем, живём в другом месте и имеем все возможности на эти фотографии не смотреть и об этих людях не думать.
Но всё-таки смотришь. Потому что смотреть и знать очень полезно. Потому что это напоминает тебе о том, что именно твой закят, возможно, уже облегчил жизнь кому-то из твоих братьев и сестёр по вере. Или, возможно, спасёт кому-то жизнь, когда ты его выплатишь. Если ты его выплатишь.