Как же мы любим всякого рода «измы»! Мы придумываем их для своих друзей и врагов и даже для самих себя. Они разделяют и отталкивают, но помогают нам чувствовать себя чуть правее и чуть ровнее, чем все остальные. А желающих быть ровнее — хоть отбавляй. Потому и появляются новые измы, и мир вокруг нас становится краше и разноцветнее. Мало нам было уже имеющихся «разностей». Теперь вот обнаружилось ещё одно течение, угрожающее нашему благополучию и спокойствию — нурсисты. Их деятельность, возможно, и не привлекла бы столь пристального внимания общественности, если бы не пишущая братия.

Интересно получается. В условиях свойственной нашему народу терпимости различные культуры, религии и мазхабы не просто сосуществовали на азербайджанской земле, но и имели возможность развиваться и находить новых единомышленников. На протяжении последних двух столетий Азербайджан без каких-либо «но» оставался островком, на котором не отмечалось никакой напряженности во взаимоотношениях между мусульманами и христианами или между шиитами и суннитами.

Но в последние годы мы становимся свидетелями совершенно несвойственной нашему обществу поляризации по конфессиональному признаку. На слуху определения «традиционный» и «нетрадиционный». Раньше никому и в голову не приходило делить мусульман по такому признаку. Зато теперь разногласия между шиитами, суфиями и саляфитами облачены в такую канву, что их обсуждают даже те, кто едва понимает разницу между хаджем и умрой.

К сожалению, мало кто задумывается над тем, что культивируемая в обществе взаимная неприязнь по сути направлена против наших сограждан и собратьев. А ведь не секрет, что религиозные разногласия наряду с межэтническими противоречиями чаще всего обыгрываются внешними силами для дестабилизации ситуации в стране или в регионе. Вот почему каждая новая волна искусственно созданного общественного порицания настораживает. Чья невидимая рука гонит эту волну? Кто станет ее невинной жертвой и что последует за ней? Ответы на наши вопросы могут скрываться в мутных водах геополитики.