Вряд ли кто-то станет отрицать, что темп жизни современного человека возрос и диктует нам свои условия. Порой кажется, будто земля крутится быстрее, чем обычно, и мы едва успеваем осмыслить обрушивающийся на нас лавинообразный поток информации. Нам некогда позвонить родителям, уделить внимание домочадцам, мы не можем, как прежде, сесть и поговорить по душам со своими друзьями. Кто-то постоянно опаздывает, для кого-то слово «deadline» представляется непонятной ересью, потому что он — человек творческий. Между тем опоздание сродни нарушению обещания, а это уже относится к признакам лицемеров. Но братьев наших любимых, как и себя самих, называть лицемерами язык не поворачивается. Тем более что многие из нас опаздывают и не выдерживают сроки из-за банального неумения управлять собственным временем.
Немногим больше века тому назад итальянский экономист Вильфредо Парето заметил, что 20% всех усилий дают 80% результата. С тех пор этот принцип используется для оптимизации разного рода деятельности. Не суть важно, насколько точными являются эти цифры, но согласимся, что в процессе работы какой-то короткий отрезок времени действительно оказывается более плодотворным, чем многие часы. В Коране, например, сообщается, что ночь предопределения в рамадане лучше тысячи месяцев, в которых нет этой ночи. Это особый вид благодати, которая выражается в увеличении награды за совершённые в эту ночь добрые поступки. Но есть и другая благодать, которую люди легко ощущают на себе.
Кто из нас не замечал, что, приступив к делам пораньше, он успевает сделать намного больше, чем в другое время? Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Благодатным временем для моей общины являются ранние часы» (ат-Табарани). Многие люди, заработавшие большое состояние усердным трудом, хорошо знают, насколько действенно это простое правило, нашедшее отражение и в русской пословице «кто рано встаёт, тому Бог подаёт». Не важно, осознанно или интуитивно, но они испили из сокрытого во времени источника Божьей благодати, мимо которого проходят многие другие.
Время — это мощнейший ресурс, воспользовавшись которым мы можем стать богаче и совершеннее. Не в нашей власти остановить время или повернуть его вспять, но мы можем поставить его на службу себе. Однажды, обращаясь к молодому человеку, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воспользуйся жизнью до того, как придёт смерть, и здоровьем до того, как наступит болезнь, и свободным временем до того, как ты будешь занят, и молодостью до того, как ты состаришься, и богатством до того, как наступит бедность» (аль-Хаким).
Как же мы распоряжаемся своей жизнью и молодостью? Как мы проводим свой досуг?
Согласно статистике, в среднем по миру люди живут чуть больше 67 лет. В достоверном хадисе говорится, что средняя продолжительность жизни мусульман составит 60 — 70 лет, и мало будет тех, кто проживёт дольше (ат-Тирмизи и Ибн Маджа). Из этих семидесяти лет человек обычно спит 25 лет; работает 10,3 года (40 часов в неделю с 20 до 65 лет); смотрит телевизор 9,1 год; 1,1 год занимается уборкой; 2,5 лет тратит на приготовление еды; приблизительно 3,66 лет — на еду (около 67 минут в день), 4,3 года — на транспорт и ещё три месяца стоит в пробках. 2,1 года мы проводим в уборной. Ежедневная пятикратная молитва верующего занимает чуть больше двух лет жизни (с 13 до 70 лет).
Мы не в состоянии продлить нашу жизнь, но зато можем перераспределить наши усилия и использовать отпущенные нам годы с наибольшей эффективностью. Только подумайте, каждая отпущенная нам минута — это свободно конвертируемая валюта, которую невозможно удержать в руках, но можно приумножить. Прав был Карл Маркс, полагавший, что «всякая экономия в конечном счёте сводится к экономии времени». Ведь за любые товары и услуги мы рассчитываемся не только деньгами, но прежде всего нашим временем, и поэтому люди, однажды научившиеся управлять временем, живут качественнее тех, кто тратит его впустую.
Как же правильно распределить своё время?
Принимая во внимание важность этого вопроса для всех людей, трудно предположить, что Всевышний обошёл его стороной и оставил верующих без чётких разъяснений и наставлений. Эти наставления тесно связаны с нашими религиозными обязанностями, и особое место среди них отводится, конечно же, намазу. Мы совершаем молитву пять раз в день в определённые промежутки времени, и одно только это уже побуждает нас распределять дневные и ночные часы, составляя оптимальный график для поклонения, работы и отдыха.
Не меньшее значение имеет пост в рамадане, когда мы вынуждены экономить силы днём, а по ночам подолгу выстаиваем молитвы таравих. В этом месяце многие мусульмане также выплачивают закят, а значит подводят итог своей финансовой деятельности за прошедший год. Здесь можно упомянуть и о хадже, ведь каждый желающий совершить паломничество должен заранее спланировать свой рабочий график и распределить свои финансовые возможности так, чтобы в сезон хаджа без лишних хлопот совершить этот важный обряд.
Одним словом, дела духовные учат нас дисциплине и организованности не только во взаимоотношениях с Всевышним, но и во всех остальных делах. Ислам также учит нас определять, кому и чему нужно уделять внимание в первую очередь. Известный сподвижник Сальман аль-Фариси сказал: «Поистине, у Господа твоего есть право на тебя, и у души твоей есть право на тебя, и у жены твоей есть право на тебя. Отдавай же должное каждому, у кого есть право на тебя». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, подтвердил правдивость этих слов, и они стали золотым правилом для всех верующих.
С учётом личных нужд и обязанностей человека перед Всевышним и перед окружающими, примерная таблица распределения времени современного мусульманина может выглядеть так:
В этой таблице поклонению отведено минимальное время, необходимое для совершения обязательных молитв. Преимущество отдано тем видам деятельности, которые необходимы для поддержания физического здоровья и обеспечения материального достатка. Всё оставшееся время распределено между общением с друзьями и близкими и личными занятиями. Конечно, индивидуальное распределение времени не обязательно должно быть таким, и каждый вносит в него коррективы с учётом пола, возраста, рода занятий, социального статуса и личных предпочтений.
Например, для экономии времени мужчина средних лет может совмещать образование и спорт, слушая аудио-уроки во время спортивной ходьбы, или совмещать развлечение и времяпровождение с семьей, катаясь с ними на велосипеде, на коньках или выезжая на природу и т. д. К семье относятся не только жена и дети, но и родители, которым тоже необходимо уделять достаточно времени. Всё это относится к справедливому распределению времени между теми людьми и занятиями, которыми мусульманин не должен пренебрегать.
Кроме того, верующему следует заботиться и о своём духовном развитии, не ограничиваясь обязательными намазами, а находя время для дополнительных молитв, чтения Корана и поминания Аллаха. В этой связи в Коране мы находим вполне определённое разграничение между молитвами, совершаемыми днём, и ночным бдением: «Поистине, молитвы после пробуждения среди ночи тяжелее и яснее по изложению. Поистине, днём ты бываешь подолгу занят» (сура 73 «Закутавшийся», аят 6)
.
Иными словами, лучшее время для дополнительных молитв и чтения Корана — это ночные часы, а днём следует уделять больше времени работе и прочим неотложным делам, ограничиваясь обязательными и другими связанными с ними молитвами. Днём также можно поститься, особенно по понедельникам и четвергам и в середине лунного месяца. И, конечно же, ничто не мешает верующему занимать свой язык поминанием Аллаха в любое время, когда это не отвлекает его от других насущных дел.
Последней фразе следует уделить особое внимание, потому что в жизни верующего поклонение Аллаху в узком смысле этого слова не должно мешать достижению успеха в мирских делах, равно как и мирские дела не должны отвлекать его от выполнения религиозных обязанностей, без которых невозможно заслужить любовь Господа. Но задумываемся ли мы о значимости такого распределения сил и времени? На практике одни отдают предпочтение молитве и приобретению полезных знаний, пренебрегая материальным обеспечением семьи и детей. Другие, наоборот, ставят целью заработать миллион, оправдывая запрещённые виды деятельности намерением раздавать больше милостыни.
Ислам же учит нас придерживаться «золотой середины», не пренебрегая ни успехом в этой жизни, ни спасением после смерти. В Сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха, мы находим множество примеров того, как он распределял своё время между поклонением и мирскими занятиями, сопоставляя их значимость и насущность. Иногда он постился вне рамадана так часто, что сподвижникам казалось, что в течение целого месяца он не пропустил ни одного дня. В другое время, занятый важными делами, он не находил возможности для поста, так что сподвижникам казалось, что за целый месяц он ни разу не постился. А когда после освобождения Мекки делегации арабских племён стали прибывать в Медину, он отправил мусульман в хадж, а сам остался обучать гостей, несмотря на то, что его сердце было где-то в Мекке.
В жизни нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, были и другие примеры того, как нужно эффективно распределять время и добиваться успеха. И если мы хотим быть похожими на него, то не должны пренебрегать этой важной составляющей его Сунны, позволяющей сделать нашу жизнь более полнокровной, благодатной и результативной. Это надёжный путь к восстановлению и укреплению доверия между мусульманами и по отношению к мусульманам со стороны всех остальных.