Интервью бакинской газете «Эхо» от 8 декабря 2010 г.

- Эльмир-бей, кем была организована конференция в Москве и кто принимал в ней участие?

- Конференция была организована Московским исламским университетом совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом. Это уже третье подобное мероприятие, которое, по всей видимости, становится традиционным. Среди участников форума были председатель Совета муфтиев России, муфтий Равиль Гайнутдин, председатель Совета по исламскому образованию, ректор Московского исламского университета Марат Муртазин, авторитетные богословы из Великобритании, Индонезии, Пакистана, Турции, Ирана, Саудовской Аравии, представители государственных структур и вузов России. Актуальность проблемы, вынесенной на обсуждение организаторами, на мой взгляд, не вызывает сомнения. Развитие религиозного образования в России и вообще на постсоветском пространстве сегодня является важнейшей задачей, стоящей перед мусульманами наших стран. И в России значимость этого шага осознаётся на самом высоком уровне. Не случайно многие исламские образовательные проекты в России финансируются Фондом поддержки исламской науки, культуры и образования и под пристальным наблюдением Администрации Президента РФ. Ведь речь идёт не только о становлении и развитии богословской или религиоведческой школы. Исламские вузы и медресе — важное звено в системе религиозного просвещения, цель которого — способствовать духовному оздоровлению нации, укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей и предотвращению любых попыток использования религиозного фактора во вред человеку и обществу.

- В последнее время Вы были активно вовлечены в образовательные проекты в России. Это связано с популярностью Вашего перевода Корана или с нехваткой исламоведов в России?

- Сегодня система профессионального исламского образования в России, также как и в Азербайджане, находится на стадии становления. Поэтому нехватка квалифицированных кадров — вполне естественное временное явление. Главное, что российские чиновники и руководители Совета муфтиев России открыты к сотрудничеству и привлекают зарубежных специалистов для разработки учебных программ, пособий и для совершенствования образовательного процесса, естественно, с учётом российских реалий, культурных традиций российских мусульман, их потребностей и объективных возможностей. И уже сегодня в России функционируют семь исламских университетов, в которых обучение осуществляется на основе единого государственного образовательного стандарта, и более тридцати медресе. В конце ноября для преподавателей этих вузов и медресе были организованы курсы повышения квалификации, на которых мне было доверено прочесть лекции по предмету «Корановедение». В числе лекторов также были известные российские арабисты проф. Д. В. Фролов, проф. О. И. Редькин, проф. Т. Ибрахим, известный автор учебных пособий по арабскому языку В. В. Лебедев. Хочется верить, что подобные начинания будут продолжены и станут регулярными, потому что, к сожалению, за последние двадцать лет школы востоковедения на всём постсоветском пространстве значительно сдали свои позиции.

- Эльмир-бей, два года назад Вы презентовали в Москве учебник «Исламоведение». Используется ли он в качестве учебного пособия в настоящее время? Ведь в российских школах уже преподают основы религиозной культуры.

- Действительно, в нескольких регионах России ученики 4-5 классов уже обучаются основам православной или, по желанию родителей, исламской или другой традиционной религиозной культуры. Предполагается, что в ближайшие годы это практика будет распространена на всей территории РФ. С этой целью в Москве и в ряде регионов были разработаны учебные программы и учебники по основам исламской культуры. Но наша книга «Исламоведение» не относится к их числу. Этот коллективный труд предназначен для преподавателей, обучающих основам исламской культуры. На его основе было подготовлено другое учебное пособие «Ислам. Краткое изложение биографии Пророка Мухаммада, истории Корана и хадисов, вероучения и обрядов поклонения», рассчитанное на студентов исламских вузов. Кстати, в рамках конференции в Москве состоялась презентация книг, подготовленных Московским исламским университетом, и эта книга тоже была представлена вниманию научной общественности. Вот она уже используется в качестве учебного пособия.

- Как Вы считаете, российский опыт преподавания основам исламской культуры может быть полезен в Азербайджане?

- Религиозная сфера весьма специфична, и, полагаю, каждому государству следует найти свой собственный путь, принимая во внимание целый комплекс объективных и субъективных факторов. Конечно, опыт зарубежных государств, таких как Турция или Россия, необходимо изучать. И необходимо перенимать те достижения, которые могут позитивно повлиять на религиозную ситуацию в нашей стране. Но всецело опираться на зарубежный опыт в данной сфере, на мой взгляд, наивно и неправильно. В последние годы в системе религиозного образования в Азербайджане наметились положительные сдвиги. Как вы знаете, Бакинский исламский университет, наконец, получил лицензию от Министерства образования. Азербайджанскими специалистами подготовлены учебные пособия по нескольким шариатским дисциплинам, таким как история ислама, основы тафсира, хадисоведение и т. д. Вот уже более года мы работаем над созданием учебного пособия по корановедению на азербайджанском языке. Очень надеюсь, что он будет изучен специалистами и рекомендован студентам теологического и востоковедческого факультетов.

http://www.echo-az.com/archive/2010_12/2424/obshestvo12.shtml