Эксклюзивное интервью информационному агентству «Новости-Азербайджан» от 24 января 2007 г.

— В последние годы все чаще обсуждается вопрос преподавания религии в средней школе. Как Вы относитесь к этой инициативе?

— Этот вопрос не раз обсуждался и в Управлении мусульман Кавказа и в Госкомитете по работе с религиозными образованиями. Мнение этих структур не совпадает с официальной позицией Министерства образования, которое считает неправильным введение такого предмета в азербайджанских школах. По мнению чиновников министерства, это не соответствует светскому характеру образования в стране.

Полагаю, что в целом преподавание основ религии в светских учебных заведениях не противоречит принципам демократии и светского характера правления, что подтверждает опыт ряда европейских стран. Все зависит от того, по какой учебной программе ведется преподавание, то есть насколько все это увязывается с интересами данного государства и общества. Вместе с тем я не являюсь сторонником преподавания религии в общеобразовательных школах, по крайней мере, на настоящем этапе. И проблема не только в нехватке кадров — переквалификация преподавателей, например, обществоведения, в принципе, не является серьезным препятствием. Речь идет, скорее, об уровне религиозной культуры нашего общества и его готовности к такой массовой форме религиозного просвещения.

— Тем не менее, в России включение предмета «Основы православной культуры» в учебную программу многими рассматривается как дополнительный фактор социальной интеграции.

— В ряде регионов Российской Федерации преподавание православия ведется не только в школах, но и в детских садах. Принятие решения о введении предмета «Основы православной культуры» в программу средней школы вызвало немало критики со стороны научной общественности, а также мусульманского духовенства. Существует обеспокоенность тем, что вместо интеграции подобный эксперимент приведет к росту напряжения в отношениях между последователями разных религий. Тем не менее, осенью прошлого года Совет муфтиев России принял решение подготовить экспериментальное учебное пособие «Основы мусульманской культуры», одним из соавторов которого являюсь я. Как неоднократно отмечал ректор Московского Исламского Университета Марат Муртазин, под чьей редакцией готовится данный учебник, это вынужденная ответная мера мусульманского сообщества России. В целом же позиция российского духовенства по данному вопросу остается неизменной — преподавание основ религии в средней школе на данном этапе неуместно.

— То есть Вы хотите сказать, что и в Азербайджане пока не желательно предпринимать какие-либо шаги в этом направлении?

— Религиозное просвещение — процесс сложный и неоднозначный. Считаю, что он должен осуществляться сообразно продуманной и выверенной стратегии, отвечающей интересам общества и самих верующих. Это ни в коей мере не означает ограничение религиозной свободы. Напротив, это есть форма заботы о правах верующих и религии как таковой. Полагаю, сегодня нет острой необходимости в преподавании основ религии в средней школе. Однако я целиком и полностью поддерживаю идею включения в учебную программу предмета «Нравственное воспитание». Сохранение нравственно-этических принципов, основанных на традиционной религиозной духовности, является одним из главных принципов идеи азербайджанства, поддерживаемой руководством страны. Эти ценности мы должны воспитывать в молодом поколении с раннего детства, что, несомненно, способствует укреплению азербайджанской государственности и оздоровит социум. Что же касается религиозной практики, то для духовно богатого человека никогда не составит труда выбрать правильный жизненный путь.

— Как бы вы оценили нынешнее состояние религиозного просвещения в стране?

— Есть много нерешенных задач, но есть и очевидные достижения. Конечно, хотелось бы, чтобы Управление мусульман Кавказа уделяло больше внимания не только работе с ахундами, но и массовому просвещению. Уровень религиозных программ на телевидении и радио, а также публикаций на исламскую тему в прессе за редкими исключениями оставляет желать лучшего. Однако нельзя не отметить того, что в Азербайджане формируется собственная школа современной исламской мысли, представленная молодыми и талантливыми специалистами.

Как свидетельствует история, Азербайджан всегда находился в авангарде мусульманских стран в смысле восприятия новых веяний времени. Это в полной мере относится и к переосмыслению демократических ценностей, их сочетанию с национальными культурными особенностями. Традиции исламского реформаторства успешно развиваются в Азербайджане, и полагаю, что они могут найти практическое применение не только в нашей стране, но и в остальных областях мусульманского мира.

Ризван Гусейнов

http://newsazerbaijan.az/exclusive/20070125/41619969.html