Эксклюзивное интервью журналу «Медина», № 3, 2006, с. 22-26
За последние полтора десятилетия возврат к духовным истокам в азербайджанском обществе приобрел широкий масштаб. В среде мусульманской интеллигенции и научной общественности появились новые лица, которые пользуются авторитетом не только среди верующих, но и среди значительной части мирян. Соблюдая заповеди небесного писания на практике и излагая их в своих трудах, они берегут основы азербайджанской духовности и нашей религии. Одним из них по праву считается наш сегодняшний собеседник, известный философ и теолог Эльмир Кулиев.
- Эльмир-бей, как повлияло изучение священного писания на Вашу жизнь?
- Наверно, не ошибусь, если скажу, что Коран не просто меняет жизнь, но и становится ею целиком. Восемь лет назад, приступая к переводу смыслов этой книги, я еще не осознавал этого в полной мере. Сегодня понимаю, что иначе и быть не может. Коран - слово Аллаха, которое дарует жизнь. Настоящую жизнь в этой мире и жизнь вечную после смерти. Одним из эпитетов этого писания, упомянутых в самом Коране, является слово «рух», что означает «дух». Для человеческой души слово Аллаха подобно духу, который оживляет безжизненное тело. Изучая Коран, человек словно обретает живительную энергию, которая помогает обрести подлинное счастье и насладиться дарованными Богом щедротами, позволяет радоваться жизни по-настоящему. Но для того, чтобы достичь этого, недостаточно просто изучить Коран.
Необходимо быть искренним перед Аллахом и проявить смирение, ибо если человек отворачивается от Божьих установлений, то он взваливает на свои плечи нелегкое бремя ответственности. Коран гласит: «А того, кто отвернется от Моего Напоминания, ожидает тяжкая жизнь» (Та ха, 124). Но если человек устремился к Аллаху и прислушался к Напоминанию, то он обретает подлинное достоинство и величие. Его жизнь наполняется качественно новым содержанием. Он любит и прощает, проявляет снисходительность и великодушие. Его не тяготят временные трудности и лишения. Он становится оптимистом и передает свое желание жить тем, кто общается с ним. Пожалуй, это состояние можно назвать подлинной свободой, к которой в наше время так стремятся люди.
- Как же совмещаются в верующем человеке свобода и смирение перед Богом?
- Свобода не есть независимость от воли Бога. Каждый из нас находится в Его власти: мы приходим в этот мир и покидаем его не по своему желанию. Вместе с тем постижение коранических истин приносит освобождение от духовных пут. Человека верующего не гнетут земные тяготы и проблемы. Нет, он не смиряется перед ними, проявляя безволие. Напротив, он ищет их решение, трудится во благо себя самого и своих близких, полагаясь на помощь и поддержку Аллаха. Он освобожден от страха и печали, которые не дают покоя тем, кто не познал божественной истины. Он освобожден от зависти и надменности. Отсюда - уважение к себе подобным, признание их равными себе перед Всевышним. Это - основа исламской концепции прав человека. Аллах одарил человека свободой выбора, наделил его правами и возложил на него обязанности. Это в равной степени относится ко всем людям, будь то мужчины или женщины.
- Тем не менее, существует мнение, что ислам - патриархальная религия, в которой положение женщин несколько занижено.
- Основой гендерного равноправия в исламе можно считать аят: «Жены имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению» (аль-Бакара, 228).
Здесь нет противоречия. Мужчины и женщины наделены равными правами; равными по сути, но не всегда одинаковыми по содержанию. В этом и состоит превосходство мужчин по положению. Различия между некоторыми правами и обязанностями определяются, прежде всего, физиологическими особенностями мужчин и женщин. С точки зрения ислама, абсолютное равенство обоих полов было бы ущемлением прав женщин и, в конечном итоге, серьезным ударом по духовному и культурному здоровью социума. Вместе с тем женщина занимает достойное высокое положение в мусульманском обществе. Конечно, она, прежде всего, - мать и воспитательница, поскольку никто другой не в состоянии справиться с этой святой обязанностью, от которой зависит будущее всего общества. Для выполнения этой миссии Аллах наделил ее качествами, которых нет у мужчин. Любовь и сострадание, которые она питает к своим детям, пожалуй, нельзя сравнить ни с чем иным. Но наложение на женщину семейных обязанностей не означает, что мусульманки не могут заниматься общественной деятельностью, получать хорошее образование или работать вне дома. Напротив, в истории ислама женщины всегда играли важную роль, влияя на принятие политических решений. Эта традиция берет начало со времен самого Пророка Мухаммада, чьи жены давали ему полезные и мудрые советы, положительно сказавшиеся на судьбе молодой общины. А после его смерти некоторые из них почитались в числе наиболее авторитетных знатоков религии. В Коране описаны образы славных женщин, которые превзошли многих мужчин не только своей праведностью, но и мудростью.
- По Вашему мнению, многоженство в исламе - тоже проявление гендерного равенства или же это исключение из правила?
- Многие люди неправильно понимают религиозные предписания, связанные с многоженством в нашей религии. Следует знать, что ислам не установил полигинию, а ограничил ее. Хорошо известно, что в законе Моисея многоженство не имело ограничений. Великие еврейские пророки имели свыше ста жен. Ислам же ограничил полигинию четырьмя женами, поставив перед мужчинами довольно жесткие условия. Прежде всего, мужчина не имеет права брать вторую жену, если он не может гарантировать одинаково справедливого отношения к обеим женам. Здесь речь идет, главным образом, о выполнении материальных и супружеских обязанностей, потому что любить двух женщин совершенно одинаково, наверно, не способен ни один мужчина. Как говорится, сердцу не прикажешь. Кроме того, мусульманка при замужестве может поставить перед своим будущим супругом условие не жениться во второй раз, пока он состоит с ней в браке.
Согласившись на такое условие, мужчина не имеет права жениться во второй раз без согласия первой жены. Таким образом, религиозные каноны защищают интересы женщин. В то же время при определенных обстоятельствах полигиния является, пожалуй, единственным способом решения ряда социальных и семейных проблем. Бывает, что брачные союзы распадаются по причине того, что женщина не способна родить ребенка. В таких случаях избежать развода можно, женившись во второй раз. Полигиния может быть полезной и в тех случаях, когда женщина с детьми, не имеющая близких родственников, теряет мужа и фактически оказывается без источника материальной поддержки. С такими случаями можно столкнуться в любом обществе.
- Некоторые религиозные деятели поощряют многоженство в Азербайджане, несмотря на то, что это противоречит законам страны. Как Вы относитесь к подобной практике в нашей республике?
- Ни для кого не секрет, что многоженство в Азербайджане имеет место, несмотря на существующий запрет. С похожей ситуацией мы сталкиваемся и в других мусульманских республиках на постсоветском пространстве. Можете назвать это своеобразной данью традиции. С другой стороны, существует такое понятие, как гражданский брак, и государство не осуждает людей, которые сожительствуют друг с другом, не имея свидетельства о браке. Одним словом, многоженство остается нерешенной проблемой, и, полагаю, эту брешь в законодательстве следует устранить. Как ни странно, это необходимо, прежде всего, для защиты прав самих женщин. Именно их права чаще всего оказываются незащищенными при отсутствии брачного свидетельства. Поэтому тем девушкам и женщинам, которые соглашаются на бракосочетание согласно исламским традициям, но без государственной регистрации, я рекомендую хорошо обдумать подобный шаг. Ислам пришел для того, чтобы установить порядок в обществе и гарантировать права даже самым уязвимым социальным группам. Поэтому защита интересов женщин должна быть одним из приоритетных направлений мусульманской проповеди. Только так мы сможем на практике показать, что институт брака и семьи в исламе - самый образцовый.
- Вы считаете, что мусульманская семья всегда образцовая?
- Я считаю, что образцовая семья - та, которая построена на любви в Боге и уважении духовных ценностей и традиций. Наша религия учит тому, что отношения между супругами в семье должны строиться на взаимной любви и уважении. Согласно преданиям, лучшими среди мужчин являются те, которые лучше всего относятся к своим женам. А лучшими среди жен - те, которые своим внешним видом радуют взоры своих мужей, а своим благим нравом приносят покой в их сердца. Если оба супруга блюдут законы Аллаха, то в их доме непременно будет царить мир. Если они отказываются от богопротивного искренне ради Аллаха, то Он непременно возмещает им упущенное тем, что лучше. Если они воспитывают своих детей в духе традиций и исламской нравственности, то они никогда не будут стыдиться за их поступки.
- Означает ли это, что традиция должна определять все сферы нашей жизни?
- У традиции есть свои позитивные и негативные стороны. К последним я бы отнес то, что любая традиция тяготеет к консерватизму. В условиях глобализации, на мой взгляд, очень важно различать между той традицией, которая несет в себе положительный заряд и определяет лицо нации, ее внутренний мир, и той, которая выступает препятствием научно-культурному прогрессу. Современное общество должно быть готово к переменам в социальной, экономической и культурной сферах. Однако мы никоим образом не должны забывать о роли и месте духовных ценностей в нашей жизни. Без них мы лишимся культурных корней и потеряем свою самобытность. Поэтому считаю, что духовные традиции следует оберегать и продолжать во всех сферах бытия, от науки до политики.
- Вы занимаетесь научной деятельностью, которая, очевидно, отнимает у вас значительную часть времени. Как относятся к этому в Вашей семье?
- С пониманием. Более того, дома я набираюсь сил и получаю поддержку, без которой было бы трудно добиться чего-либо. Но считаю, что никакая творческая или общественная деятельность не должна мешать построению личного счастья и выполнению семейных обязанностей. В исламе есть замечательное правило: долг человека перед родителями превосходит его обязанности перед всей уммой. Таким же образом, долг перед семьей превосходит служебный долг. В конце концов, каждый человек несет, в первую очередь, ответственность за тех, кто находится под его началом. Полагаю, только с осознанием этого можно прийти к тому, что мы называем семейным счастьем.