Эксклюзивное интервью информационному агентству 1news.az от 28 августа 2007 г.
- Эльмир-муаллим, Вы позиционируете себя как сторонник реформации в исламе. В то же время существует мнение, что коранические догматы не могут быть пересмотрены? Что же такое реформа ислама в Вашем понимании?
- Я не только позиционирую себя так, но и действительно выступаю за реформу и обновление ислама. К сожалению, многие мусульмане боятся этого слова и отвергают идею реформации, даже не вникая в её суть. Однако она отнюдь не чужда нашей религии и даже находит отражение в хадисе Пророка Мухаммада: «Поистине, в начале каждого столетия Аллах будет посылать этой общине того, кто обновит для неё религию». Речь идёт не об изменении или отмене коранических постулатов, а о критическом осмыслении традиции в свете самого Корана и нынешних общественных отношений, о реформе общественного сознания. Нельзя забывать, что на протяжении многих веков исламские ценности были усвоены многими народами и переплелись с традициями, определяющими их быт, хозяйственные отношения, политическую культуру. Эти традиции могут не иметь никакого отношения к исламу, но зато препятствовать развитию рыночной экономики, формированию гражданского общества и даже интеллектуальному развитию страны. Приведу пример, касающийся болезненной для нас темы. Некоторые мусульмане считают, что девушке не нужно высшее образование, потому что её основная задача — рожать и воспитывать детей. И они думают, что этому учит наша религия. Между тем ни в Священном Коране, ни в хадисах мы не встретим ничего подобного. Напротив, наш Пророк завещал давать девочкам достойное воспитание и образование. Без этого невозможно развитие общества, ведь именно мать формирует основы личности ребёнка, даёт ему первое воспитание, прививает ему любовь к труду и знаниям. Кроме того, роль женщины в исламе не ограничивается только семьёй, и её участие во многих областях общественной жизни просто необходимо. Традиционалисты могут не соглашаться с этим, но в этом нет вины ислама. Переоценка окаменевшей за последние несколько столетий традиции и есть обновление, за которое мы ратуем.
- Как Вы считаете, реформацию в исламе можно сравнить с протестантским движением в христианстве?
- Полагаю, лишь отчасти. Если говорить о результатах, то христианская реформация состоялась как движение, а в мусульманском мире реформаторы в целом пока не добились значимых успехов. В одних странах идеи реформаторского ислама находят большую поддержку, в других меньшую. Но в целом, конечно же, преобладают традиционалисты. Правда, у нас ещё есть время, ведь в Европе возникновение лютеранства и кальвинизма пришлось на первую половину XVI века христианской эры, а мы пока живём лишь в XV веке по хиджре. К началу европейской Реформации мусульманская цивилизация ещё удерживала мировое господство, однако уже проявлялись очертания будущего кризиса. Сегодня торжествует западная цивилизация, но учёные уже предсказывают начало «сумерек». Будет ли мусульманам предоставлен ещё один шанс? Это известно одному Аллаху. Но если этот шанс будет, нынешнее столетие должно стать веком мусульманской Реформации. И как в своё время протестантизм, обратившись к своим священным книгам, упразднил пышный католический культ и встал на защиту интересов буржуазии, так и сегодня мусульманские реформаторы должны отстаивать чистоту веры и способствовать социально-экономическому развитию мусульманских обществ.
- В европейских странах сторонникам Реформации пришлось пережить кровавые погромы и преследования? Есть ли смысл в реформе ислама в случае, если она встретит яростное сопротивление традиционалистов и приведёт к всплеску насилия?
- Вы затронули весьма деликатную этическую проблему. Человеческая жизнь — одна из высших ценностей. Но даже западные политики, озабоченные защитой прав человека и всякой живности на земле, считают возможным пролитие крови сотен тысяч мирных граждан ради демократии. Весь вопрос в том, ради чего ты терпишь преследования или жертвуешь жизнью. Для азербайджанца встать на защиту Родины и, если придётся, найти смерть на поле боя, сражаясь против агрессора, — это святой долг. Более того, только на этом пути наша жизнь приобретает какую-либо ценность. Жизнь того, кто не мечтает вступить в Ханкенди под азербайджанским флагом, ничего не стоит. Что касается непосредственно Вашего вопроса, то полагаю, что реформа в исламе приведёт не к пролитию крови, а к спасению жизней тех, чьи братья сегодня становятся жертвами террора и войны против террора. Практика показывает, что деятельность таких реформаторов, как Мухаммад Абдо, Мухаммад Рашид Рида, Атаулла Баязитов, встречала сопротивление со стороны традиционалистов. Однако ни в одной мусульманской стране дело не заходило дальше идеологического противостояния и религиозной полемики. И ещё — для тех, кто сравнивает пользу и вред от обновления ислама, — в успехе реформы нуждается не только религиозная общественность, но и любое мусульманское общество в целом.
- Какая же выгода от этого будет остальным членам общества?
- В первую очередь, экономическая. Высокий уровень благосостояния на Западе — это не только продукт развитой экономики. Процветание протестантских наций во многом определяется их культурными традициями и моральными принципами. Это и отношение к труду, и поведение в коллективе, и умение сопереживать и радоваться чужим успехам. Сегодня можно считать доказанным фактом взаимосвязь культурных традиций с уровнем экономического развития. В Священном Коране нет никаких установлений, препятствующих развитию здоровых экономических отношений. Ислам призывает к приобретению знаний и запрещает слепо полагаться на судьбу. Но мусульмане перестали выполнять эти заповеди. Изменилось отношение к обязанностям перед Аллахом и обязательствам перед людьми, отношение к труду. Как следствие, мусульманские общества значительно отстали в развитии от западных. Реформа сознания позволит воспитать молодое поколение на обновлённых ценностях, укрепит доверие в обществе и улучшит благосостояние всех его членов.
- Но в Коране есть запрет на ссудный процент, на котором построена вся современная экономика?
- Ислам запрещает ростовщичество в любых его проявлениях, поскольку оно предполагает ущемление прав малообеспеченных слоёв общества и увеличение социального неравенства, ставит отдельных людей и целые общества в зависимость от кредиторов. Сегодня последствия господства процентного капитала налицо. Если верить ООН, почти половина населения планеты живёт менее, чем на 2 доллара США в день. Между тем в США более 100 млрд. долл. ежегодно расходуется на борьбу с последствиями переедания. Кроме того, следствием процентной системы является безудержный рост задолженностей, за которыми в перспективе не поспевает рост реального ВВП. Неслучайно ростовщичество — единственный грех, за который Аллах в Священном Коране объявил войну человеку. К сожалению, я не экономист и не могу научно обосновать эффективность исламской модели. Это вопрос к мусульманским экономистам. Они должны проводить исследования и защищать диссертации, находить единомышленников в деловых кругах и доказывать преимущества исламских банков и инвестиционных фондов на практике. Без таких институтов малообеспеченным мусульманам очень трудно заняться предпринимательством. Кстати, это обстоятельство должно привлечь внимание и нашего государства. Создание в Азербайджане условий для развития рынка исламских финансов способствует не только укреплению частного сектора, но и привлечёт в страну новые инвестиции. Так, рынок кредитного финансирования в соответствии с нормами шариата только в странах Персидского залива уже достиг 1 трлн. долларов США. Это обстоятельство способствовало развитию исламского банкинга в Великобритании, Германии и других западных странах. В начале мая текущего года представительная конференция по исламскому финансированию прошла в Казахстане.
http://1news.az/articles.php?item_id=20070828101511518&sec_id=7