Один из древнейших перкуссионных инструментов Ближнего Востока — дарбука — появился на свет много веков назад. Судя по древнеегипетским рисункам, кубкообразный барабан существовал уже в XVI веке до н. э. Односторонние барабаны в форме кубка были найдены и в захоронениях эпохи позднего неолита в Германии, однако в Европе они не прижились. Зато дарбука прочно вошла в арабскую культуру, несмотря на категоричное неприятие музыкальных инструментов мусульманской традицией, и проникла в мавританскую Испанию. В Западной Европе распространение ударных инструментов ещё несколько веков сдерживалось желанием церкви дистанцироваться от языческих ритуалов, сопровождавшихся ритмичной музыкой.
Дарбуки изготавливались из глины и использовались в ритуальных целях: при рождении детей, для поднятия духа воинам, при смене времен года. Позднее появились дарбуки из керамики и козлиной или верблюжьей кожи, из дерева, алюминия, меди. У египетских дарбук, наиболее популярных, сглажены края верхней части, а мембрану охватывает металлическое кольцо, в которое утоплены болты. У турецких дарбук края верхней части не сглажены, а болты вынесены вовне. В разнообразных ритмах — максум, балади, сайди, чифтетели, айюб, каршилама — используются шлепки ладонью, щелчки, удары по корпусу и хлопки в ладоши.
В 50-х годах американский композитор египетского происхождения Халим Эль-Дабх сочинил первые композиции для дарбуки и оркестра, премьера которых состоялась в Нью-Йорке в 1958 году. В середине 60-х годов дарбука стала популярна в арабских оркестрах, а в 1966 году ей было отведено важное место в раст-мугаме «Факаруни» в исполнении известной египетской контральто Умм Кульсум.
Современные дарбуки подразделяются на соло-дарбуку (табла) и басовую дарбуку (дохола). Сегодня они изготавливаются не только из глины и кожи, но также из металла, пластика, керамики, стекловолокна. В разных регионах дарбука известна под названиями табла (Египет), думбул (Азербайджан), тумпелеки (Греция), дубук (Венгрия), тепил (Курдистан), тарамбука (Болгария) и др.