25 джумада аль-ахира 1152 года от Хиджры (18 (29) сентября 1739) был заключен Белградский мирный договор, завершивший русско-турецкую войну 1735-39 годов. Несмотря на ряд успешных военных кампаний, Россия была вынуждена склониться к заключению мира после того, как между Священной Римской и Османской империями был заключен сепаратный мир. По итогам продолжительных переговоров, которые проходили при посредничестве Франции, Россия отказалась от многих территориальных завоеваний, сохранив за собой лишь Азов и области в Правобережной Украине. Это была последняя война между Османской и Российской империями, из которой Турция сумела выйти достойно. Через 35 лет русский флот появится на Черном море, и Россия начнет доминировать в Северном Причерноморье.
После смерти Петра I взаимоотношения между Россией и Османской империей некоторое время носили мирный характер, хотя Россия не прекращала попыток распространить свое влияние среди подданных султана на Северном Кавказе и Балканах. Ухудшавшееся экономическое положение внутри Османской империи и кризис во взаимоотношениях между армией и феодалами подталкивали Петербург к более решительным действиям в борьбе за выход к Черному морю. Это не могло не вызывать озабоченности у Франции и Великобритании, которые в тот период были заняты колониальными войнами в Америке и Индии и не имели возможности претендовать на территории Османской империи. Их главная задача заключалась в ослаблении Порты и недопущении усиления России в регионе. С этой целью французские и английские дипломаты неоднократно подстрекали Османскую империю к войнам против России. И хотя в целом эти войны протекали с большим преимуществом русских, в критический момент западноевропейские державы вступали в игру, добиваясь уступок от России и таможенных послаблений от турецкого правительства.
В обострении русско-турецких отношений в середине 30-х годов тоже просматривается западный след. После того как в 1734 году при поддержке России польская корона перешла от Станислава Лещинского, тестя французского монарха Людовика XV, курфюрсту Саксонии Августу III, французский посол в Стамбуле всячески пытался подтолкнуть Турцию к войне против России. Для турок, которые в тот период вели неудачную войну против сефевидского Ирана, открытие второго фронта было крайне невыгодным. Это прекрасно понимали и в Петербурге, где было много сторонников начала боевых действий, особенно после того, как армия крымского хана, вассала турецкого султана, без разрешения прошла через российскую территорию в Персию. Турецкое правительство в свою очередь упрекало Россию в оказании помощи Кабарде, которая стремилась выйти из состава Крымского ханства и перейти под покровительство русской императрицы, и во вмешательство во внутренние дела Польши. Стороны не сумели устранить противоречия, и началась война.
Весной 1736 года русская армия перешла в наступление, установив в качестве главной цели занятие Азова и Крыма. Османская империя была вынуждена заключить невыгодный мирный договор с Персией, которая оказалась в наибольшем выигрыше от русско-турецкого противостояния. Дело в том, что накануне войны с Турцией российское правительство решило вывести свои войска из прикаспийских областей, чтобы превратить Сефевидов из потенциального противника в союзника. По условиям Рештского (1732) и Гянджинского (1735) договоров Россия отказалась от последних завоеваний Петра I в регионе и вернула Персии все прикаспийские территории, на которых она по сути не сумела закрепиться. Такая вынужденная уступка в действительности была в интересах России, потому что она соответствовала основному принципу ее восточной политики – недопущению укрепления в этом регионе Турции.
Несмотря на успехи русской армии против крымского хана турецкое правительство, озабоченное известиями о союзе русских с австрийцами, не предпринимало решительных действий в Северном Причерноморье. Опасения турок оказались ненапрасными, и в 1937 году войну Османской империи объявил император Священной Римской империи Карл VI. Однако череда военных поражений вынудила его через два года пойти на сепаратные переговоры с турками. 27 джумада аль-уля 1152 года от Хиджры (21 августа (1 сентября) 1739) был подписан мирный договор, по которому Австрия уступала Османской империи Валахию и северную Сербию, включая Белград. Фактически это означало конец сербской автономии, которая образовалась в 1718 году в составе Габсбургской империи после заключения Пожаревацкого мирного договора между между Австрией и Венецией с одной стороны и Османской империей с другой стороны.
Между тем русской армии тоже не удавалось закрепить успехи в Крыму и Запорожье — проблемы в администрации войск, перебои в поставках оружия и продовольствия, а также частые вспышки эпидемий вынуждали русских покидать захваченные территории. А после выхода из войны своего союзника Россия, несмотря на успешную кампанию летом 1739 года, не решилась противостоять Османской империи в одиночку и согласилась на подписание мира. В качестве посредника был выбран Луи Совер де Вильнёв, посол короля Франции Людовика XV в Османской империи, который после долгих переговоров сумел склонить Россию к миру на невыгодных для нее условиях.
Согласно Белградскому мирному договору, Россия отказывалась от захваченных территорий, оставляя за собой только Азов и небольшие территории на правом берегу Днепра. Большая и Малая Кабарда были объявлены независимыми и играли роль буфера между двумя державами. Но самое главное — России было запрещено иметь военный флот на Чёрном и Азовском морях, а для торговли с Османской империей она должна была использовать только турецкие корабли. Закрепиться на Черном море русским удалось только после следующей русско-турецкой войны, завершившейся в 1774 году подписанием Кючук-Кайнарджийского мирного договора.